Вопрос о передвижении по Бали возникает почти у каждого, кто прилетает на остров. Самый мобильный способ передвижения на Бали – это аренда скутера. Зачастую неосмотрительные туристы просят объяснить азы езды на байке и не особо заморачиваются о безопасности. Однако здесь весьма непривычный и хаотичный трафик без регламентированных правил дорожного движения. Садиться за руль придётся лично вам, поэтому настоятельно рекомендуем задуматься о мерах безопасности и обратиться к мотоинструктору.
Если вы всё-таки решили пренебречь своей безопасностью и обойтись без обучения вождению, мы составили список того, что необходимо знать и делать при езде на байке.
Учиться ездить на байке лучше всего в закрытой обуви (подойдут кеды, кроссовки) и нормальной удобной одежде (джинсы, плотная кофта или куртка). В идеале приобрести защиту для рук, ног и спины – хотя бы недорогую. Также рекомендуется не забывать про мотоперчатки. Да, возможно, вам покажется, что вы выглядите смешно, но в случае чего получите минимум травм. Часто именно из-за неопытности на первых порах можно получить повреждения. В шлёпках и шортах раны будут гораздо серьёзнее.
Совершенно обязателен шлем! Риск травм головы остаётся очень высоким, даже если вы едете 40 км/ч. Более того, при езде без шлема с визором вы рискуете подцепить коньюктивит, проглотить муху, попасть в аварию из-за мушки в вашем глазу. Испытывая дискомфорт, вы теряете контроль над дорогой. Не поскупитесь, купите себе нормальный шлем хотя бы за 500к. А лучше шлем Full Face, который защищает всю голову. Можно найти от 750к.
Для начала лучше брать небольшие скутеры (типа Scoopy, Vario или Fazzio), чтобы научиться держать баланс, а потом переходить на более крупные и тяжёлые.
Учиться нужно на просторной площадке, где нет никаких зданий, движения и посторонних предметов. Лучше всего, чтобы с вами был мотоинструктор, который сможет всё объяснить и помочь на первом этапе. Ни в коем случае не садиться за руль впервые в одиночку.
Перед стартом всегда проверяйте зеркала и настраивайте их под себя.
Прежде чем завести байк, покатайте его, сидя на нём. Так вы почувствуете его вес и габариты. Можно попробовать покатать байк между конусов, даже не заводя его.
Поставьте байк на центральную подножку, чтобы заднее колесо было вывешено. Заведите его, слегка покрутите ручку газа, чтобы понять насколько она отзывчивая. Снимите байк с центральной подножки.
Проверьте тормоза. После этого можно попробовать плавно и медленно поехать. Скорость на байке всегда нужно набирать постепенно.
Возьмите себе за правило, что 2-3 пальца обеих рук всегда находятся на тормозах. В экстренном случае вы не успеете перенести пальца с ручки руля на ручку тормоза. При экстренном торможении правильно использовать два тормоза сразу. Просто притормозить в потоке можно любым тормозом, но передним будет эффективнее.
Ни в коем случае не бросайте руль и не выкручивайте ручку газа на полную. Очень часто первая реакция у новичка – это крутануть газ. Байк дернется и просто вылетит из-под вас. Это очень опасно.
Старайтесь не тормозить ногами и вообще не выставлять их во время движения. Это очень плохая привычка.
Когда немного освоитесь в езде по прямой, «подключите» повороты и развороты. Можно устроить что-то типа «змейки»: расставить любые предметы и покататься между ними.
Используйте поворотники. Попробуйте поездить по площадке, включая сигнал поворота. Не забывайте выключать поворотник после маневра.
Первый раз лучше выезжать на спокойную и неоживленную дорогу. Успокойтесь, соберитесь с духом и выезжайте. Старайтесь ехать ближе к левому краю дороги – плавно и не торопясь. Сфокусируйте внимание на дороге и на своих действиях. Не отвлекайтесь и не глазейте по сторонам, вы за рулем!
При езде всегда заранее показывайте поворот и не делайте резких неожиданных перестроений. Ваше движение должно быть предсказуемым для других участников. Всегда сбрасывайте скорость перед поворотом.
Во время движения на дороге старайтесь предвидеть ситуацию и чувствовать других участников движения. Это касается выездов со второстепенных дорог на главную. Будьте готовы, что оттуда неожиданно может выскочить кто-то и не посмотреть.
При езде по песку и гравию никогда резко не тормозите, не совершайте никаких резких разворотов, поворотов и движений. На таком покрытии очень высок риск заноса. Колесо можно легко блокировать, и вы упадете. Ехать нужно спокойно, медленно и плавно.
Если пришлось ехать под дождем, двигайтесь, как минимум, в полтора раза медленнее и аккуратнее!
Возите в багажнике минимальную аптечку (перекись водорода, бинт, лейкопластырь, антисептический порошок), распечатанный страховой полис и дождевик.
Читайте также: Как лечить раны от падения на байке?
1. Кейд Код "Техника вождения мотоцикла"
2. Ли Паркс "Полный контроль"
3. Ник Йенач "Техника спортивной езды"
4. Дэвид Л. Хафф "Дорожная стратегия"
пункт 11 для нормального мота на асфальте не подходит ну никак, основное торможение передним тормозом, т.к на него перерапределяется вес и остается зацеп. не надо бояться "перетормозить" передним тормозом и улететь с мота, надо просто быть готовым управлять торможением и отпускать ручку тормоза если надо - а не тупо зажать посильнее в юз. тормозной путь будет значительно ниже, чем при торможении одним задним тормозом.
у мопеда центр тяжести ниже и на заднем колесе - поэтому на нем торможение задним тормозом актуальнее.
торможение задним колесом это грунт или скользкие покрытия.
также я бы еще отдельным пункт 5 дополнил рассказом про то, что любая двухколесная техника поворачивает "наклоном" а не поворотом руля - даже мопеды, хотя у них это не так выражено за счет геометрии и профиля колеса и что тормозить в наклоне не умея это делать - не надо. мне правда говорили - что для "новичков на мопеде" это лишнее - типа я езжу "как на велосипеде" и все нормально. но я не соглашусь - это основы если вы передвигаетесь быстрее 50 кмч.
1) Большая часть проблем возникает от скорости или ускорения больших, чем ты готов контролировать. не превышайте.
2) значительная часть падений случается из-за выхода зоны "комфортного контроля" (ли паркс вроде писал что это 70% от твоей максимальной способности контроля) - секундная паника и ее хватает, чтобы сделать ошибку. Вторая причина - п.15 - не отвлекайтесь от вождения.
3) следите за покрытием - вода на разметке, песок и камни на траектории, - все это стараемся проехать прямо или в минимальном наклоне. однако даже переднее заблокированное колесо на торможении не равно падению.
4) если вы не умея будете ездить на 250 и выше - колени и локти, боты (хотябы обычные) помимо каски маст хэв без вариантов.
п.с кстати про грабли - мои первые грабли были от сцепления - хорошо выкрутил первую, чуть вторую, третью, решил для обгона переключиться обратно вниз.. и что-то замешкался на секунду думая полезет маршрутка сейчас меня вырезать или просто он забыл правый поворотник выключить - обороты упали за эту секунду, я перегазовку уже не сделал, отпустил сцепление быстрее чем следовало - доля секунды и привет лоусайд - едем на жопе по асфальту =))))