
Ребят, много и долго езжу на байке. Часто кто-то просит научить и объяснить азы и какие-то основные моменты. Вот написала немного того, что нужно знать, помнить и делать, если захотел научиться ездить.
В первую очередь статья предназначена для совсем начинающих водителей, которые только делают первые шаги:
Учиться ездить на байке лучше всего в закрытой обуви (кеды, кроссовки) и нормальной одежде (джинсы, плотная кофта или куртка). Часто именно на первых порах, из-за неопытности, можно получить повреждения и, если вы будете в шлепках и шортах, раны ваши будут намного серьезнее.
Совершенно обязателен шлем! Не поскупитесь, купите себе нормальный шлем хотя бы за 250к, а не старый грязный из проката.
Для начала лучше всего брать небольшие скутеры (типа Scoopy, Vario и т.д) с автоматиеской коробкой передач. Так вы не будете поначалу отвлекаться на переключение скоростей и сосредоточитесь на движении.
Учиться нужно на большой площадке, где нет никаких зданий, движения и посторонних предметов. Лучше всего, если с вами будет кто-то, чтобы объяснить или помочь на первом этапе.
Сначала, просто сядьте на байк, уберите подножку и попробуйте понаклонять его в разные стороны, чтобы почувствовать вес байка и при каком наклоне, если что вы сможете его удержать.
Возьмите себе за правило, что левая рука у вас всегда должна лежать на заднем тормозе! (обычно два или три пальца).
Заведите байк. Сначала зажимая тормоз, можете слегка покрутить ручку газа, чтобы понять насколько она «плавная или жесткая», потом уже попробовать плавно и медленно поехать. Скорость на байке всегда нужно набирать плавно.
Старайтесь не тормозить ногами и вообще не выставлять их во время движения! Это очень плохая привычка.
Также запомните, что в случае чего, не нужно бросать руль или выкручивать ручку газа на полную. Очень часто, у новичка, первая реакция - это крутануть газ. Байк дернется и просто вылетит из под вас. Это очень опасно!
Поначалу просто медленно поездите, чтобы научиться держать равновесие и почувствовать байк. Потормозите, поускоряйтесь, попробуйте повороты.
Попробуйте такое упражнение, как резкая остановка: разгонитесь немного и потом резко затормозите. Запомните, что тормозить всегда на 80% нужно задним тормозом и только подтормаживать и помогать - передним. Резкий торможение передним тормозом, может привести к тому, что переднее колесо «блокируется» и вы перелетите через байк вперед. При этом, при торможении во время движения, все таки, нужно использовать оба тормоза, а не только задний.
Также можно попробовать упражнение на скорость реакции и резкое торможение. Тут вам потребуется помощник: вы просто катайтесь по площадке, а другой человек в любой момент может крикнуть вам «СТОП», на что вы должны резко остановиться и сделать это правильно.
Когда немного освоитесь по прямой, «подключите» повороты и развороты. Можно устроить что то типа «змейки»: расставить любые предметы и покрутиться между ними.
Потом подключайте поворотники. Поездите по площадке поворачивая и показывая сигнал поворота. Не забывайте выключать. Учитесь пользоваться зеркалами, всегда проверяйте их перед поездкой.
В первый раз лучше всего выезжать на какую то спокойную и малооживленную дорогу. Успокойтесь, соберитесь с духом и выезжайте. Старайтесь ехать ближе к левому краю дороги, плавно и не торопясь. Сфокусируйте внимание на дороге и на своих действиях. Не отвлекайтесь и не глазейте по сторонам. Вы за рулем!
При движении всегда заранее показывайте поворот и не делайте резких неожиданных перестроений. Ваше движение должно быть предсказуемым для других участников! Перед поворотом всегда сбрасывайте скорость!
Во время движения на дороге старайтесь немного «предвидеть» ситуацию, немного «чувствовать» других участников движения. Так же это касается выездов со второстепенных дорог на вашу, главную. Ожидайте, что оттуда неожиданно может выскочить кто-то и не посмотреть. Вы должны быть к этому готовы. Это, конечно, придет с опытом, но все же.
При езде по песку, гравию и т.д. никогда резко не тормозите и не совершайте никаких резких разворотов/поворотов/движений. На таком покрытии колесо можно легко блокировать и вы упадете. Ехать нужно спокойно, медленно и плавно.
Если пришлось ехать под дождем, то двигайтесь как минимум в полтора раза медленнее и аккуратнее!
Возите в багажнике минимальную аптечку (перекись водорода/риванол, бинт, лейкопластырь, антисептический порошок небацетин/банеоцин) и распечатанный страховой полис.
Читайте так же:
Как лечиться если ободрался/упал с байка
1. Кейд Код "Техника вождения мотоцикла"
2. Ли Паркс "Полный контроль"
3. Ник Йенач "Техника спортивной езды"
4. Дэвид Л. Хафф "Дорожная стратегия"
пункт 11 для нормального мота на асфальте не подходит ну никак, основное торможение передним тормозом, т.к на него перерапределяется вес и остается зацеп. не надо бояться "перетормозить" передним тормозом и улететь с мота, надо просто быть готовым управлять торможением и отпускать ручку тормоза если надо - а не тупо зажать посильнее в юз. тормозной путь будет значительно ниже, чем при торможении одним задним тормозом.
у мопеда центр тяжести ниже и на заднем колесе - поэтому на нем торможение задним тормозом актуальнее.
торможение задним колесом это грунт или скользкие покрытия.
также я бы еще отдельным пункт 5 дополнил рассказом про то, что любая двухколесная техника поворачивает "наклоном" а не поворотом руля - даже мопеды, хотя у них это не так выражено за счет геометрии и профиля колеса и что тормозить в наклоне не умея это делать - не надо. мне правда говорили - что для "новичков на мопеде" это лишнее - типа я езжу "как на велосипеде" и все нормально. но я не соглашусь - это основы если вы передвигаетесь быстрее 50 кмч.
1) Большая часть проблем возникает от скорости или ускорения больших, чем ты готов контролировать. не превышайте.
2) значительная часть падений случается из-за выхода зоны "комфортного контроля" (ли паркс вроде писал что это 70% от твоей максимальной способности контроля) - секундная паника и ее хватает, чтобы сделать ошибку. Вторая причина - п.15 - не отвлекайтесь от вождения.
3) следите за покрытием - вода на разметке, песок и камни на траектории, - все это стараемся проехать прямо или в минимальном наклоне. однако даже переднее заблокированное колесо на торможении не равно падению.
4) если вы не умея будете ездить на 250 и выше - колени и локти, боты (хотябы обычные) помимо каски маст хэв без вариантов.
п.с кстати про грабли - мои первые грабли были от сцепления - хорошо выкрутил первую, чуть вторую, третью, решил для обгона переключиться обратно вниз.. и что-то замешкался на секунду думая полезет маршрутка сейчас меня вырезать или просто он забыл правый поворотник выключить - обороты упали за эту секунду, я перегазовку уже не сделал, отпустил сцепление быстрее чем следовало - доля секунды и привет лоусайд - едем на жопе по асфальту =))))