Вступление
Решил написать мини-инструкцию про
катание на шоссейном велосипеде на Бали, так как оказалось народец периодически
приезжает, живет и ищет единомышленников. Также подойдет вообще всем, чтобы
начать разбираться в вопросе про велосипед на Бали.
Я катался только на шоссейном
велосипеде, но информация ниже может послужить отправной точкой для вас
(туринга, гревела, горного и тд), чтобы где-то поискать нужных людей или
необходимую информацию. Все ниже — это мой личный взгляд и опыт в этой сфере,
так что относитесь к этому как к информации и подсказкам, а не строгим
правилам.
Мой опыт велосипеда перед Бали
Я
всегда любил велосипед. В Москве начинал с синглспида, потом постепенно
переделал его в фикс, а позже обзавёлся настоящим гоночным фиксом. Со временем
пришёл к шоссейному велосипеду – колени напомнили о себе после катания на фиксе
по городу 😊 – и понял, что именно он подходит
под мои задачи - не для «спортивного режима», а скорее для удовольствия: по
50–150 км в московских условиях, в основном по «плоскачу».

За плечами было уже 5–7 сезонов на шоссе, когда я неожиданно переехал на
Бали. Велосипед остался в Москве, а сам я первое время даже не думал о нём –
начался серфинг и другие местные развлечения. Полгода прошло незаметно, и, живя
в Чангу, я всё чаще стал замечать кого-то на велосипеде. Эти случайные встречи
напоминали мне, что вело-тема – это то, что по-настоящему близко, и что в моей
жизни этого очень не хватает.
В итоге я решил продать свой велосипед в Москве и обзавестись новым уже
на Бали, ведь возвращаться домой я не собирался. И всё получилось! Начал снова
кататься и постепенно вникать в местную вело-жизнь, которая оказалась совсем не
такой, как я себе представлял… (спойлер: ох, как ещё лучше, чем ожидал!)

Про велосипед на Бали
Первое время на Бали вы, возможно, не будете замечать много шоссейных
велосипедистов на дорогах. Но как бы вам не казалось, любителей шоссе – очень
много. Мне удалось покататься с местными велоклубами, через которых уже
знакомился с другими людьми, в том числе из других стран.
Если вы задумались, над тем, чтобы попробовать покататься на Бали на
шоссейном велосипеде, моя рекомендация вам – однозначно да! Конечно же, есть
некоторые оговорки, речь о которых пойдет далее. Но имейте в виду: на Бали
можно купить все с нуля (как сделал я), так и спокойно привезти свой велосипед
и при необходимости что-то докупить на месте.

Про качество дорог на Бали
На Бали действительно хорошие основные дороги. Из моего опыта работает
простое правило, чем главнее дорога — тем лучше её качество:
шоссе — отличные;
параллельные улицы с меньшим трафиком —нормальные;
дороги вдоль маленьких деревень - уже возможны сюрпризы;
шорткаты и микродорожки — это всегда сюрпризы, скорее плохие, иногда не
проездные броды и другие преграды.

Я проехал несколько тысяч км на стандартной 28-й резине и проблем не было (если не считать случаев, когда сам уходил с маршрута). Но помнить о рисках всё равно нужно: например, длинные спуски с Кинтамани могут внезапно обернуться ямами во всю ширину дороги, которые придется перепрыгивать на скорости 55+ км/ч, так что будьте максимально внимательны и осторожны.

Про погоду на Бали
На
Бали существует разделение по сезонам: сухой (лето по Москве) и мокрый сезон
(зима по Москве). Это больше ориентир для планирования, потому что погода может
быть непредсказуемой в любой сезон.

Про температуру
На
Бали всегда тепло — и это, в целом, правда. Днём в солнечную погоду температура
почти одинаковая как в сухой, так и в мокрый сезон. Разница ощущается ночью и
ранним утром. Это важно учитывать, потому что все старты здесь проходят очень
рано, когда на улице еще темно. В сухой сезон утром может быть довольно
прохладно до восхода солнца, поэтому длинный рукав или ветрозащитная жилетка
станут отличным решением.
Про дожди
Дожди на Бали, как и положено тропическим, бывают очень сильные и
затяжные. В мокрый сезон на моей памяти был случай, когда дождь шёл без
остановки две недели. Дождь может начаться за секунду и также резко
закончиться. Можно несколько часов ехать в сырости, так и не попав под дождь, а
можно промокнуть насквозь за 10 секунд.
К картам осадков и прогнозу погоды стоит относиться внимательно, особенно
в сезон дождей. Уехав далеко и промокнув, будет очень неудобно возвращаться
домой. Иногда приходится даже вызывать такси или придумывать, как
выкручиваться.
Нужно учитывать и то, что нормальной ливневой канализации на Бали нет.
После сильного дождя на ровном месте может образоваться огромное озеро выше
колена (такое я видел на Sunset Road), где даже на мотоцикле нельзя будет
проехать.
Как правило, (в сезон дождей) дожди идут по ночам (в Чангу и на Буките) и утром,
но день обычно бывает ясным.
Вывод простой: прогноз дождя на Бали – это важно.
Про световой день
Из-за расположения острова продолжительность светового дня на Бали
меняется всего на час в течение года. Кажется мелочью, но это важно учитывать
при выборе времени старта и финиша.
Общая логика: выезжать стоит за 30–60 минут до рассвета, чтобы успеть
пройти основные трассы и встретить рассвет уже за пределами города.
Финишировать лучше всегда до наступления темноты или при этом оказываться рядом
с крупными населёнными пунктами — Денпасар, Менгви, Чангу и другими.
Большие дороги и все, что ближе к цивилизации, освещены; все, что за
пределами города - нет. И это может стать реальной проблемой!
Если едете в темноте, всегда используйте как передний, так и задний
фонари - не столько для того, чтобы освещать себе дорогу, сколько чтобы быть
заметным!
Рельефы на Бали
Важно учитывать, что Бали — это остров с несколькими вулканами в центре.
Чем ближе к центру, тем выше абсолютная отметка над уровнем океана, и этот
перепад очень хорошо ощущается. Важно: чем выше поднимаетесь, тем холоднее
становится.
В центральной части острова (за Убудом и дальше к центру) почти всегда
нужна лёгкая, а иногда и тёплая куртка. Погода там может меняться резко и
непредсказуемо: солнце, дождь, туман — всё это может измениться в течение
короткого времени.

Вывод:
к погоде и поездкам надо относиться очень внимательно!
Советы:
- сухой сезон: утром прохладно, но днём быстро разогревается. Мне хватало
лёгкой короткой джерси, потому что днём всё равно будет пекло;
- поездки в горы (к центру острова): куртка обязательна. Если попадёте
под дождь, без неё замёрзнете. Даже если наденете всего на полчаса — это плюс.
Переохлаждение мышц после 3–4 часов езды ощущается очень неприятно;
- мокрый сезон:
внимательно смотрите прогноз. Долгие выезды возможны, но только если день обещает
быть сухим. Такие «окна» иногда бывают между затяжными дождями;
- утренний дождь: если с утра льёт, можно спокойно
спать дальше 🙂, но не всегда! Я много раз выезжал в
5–6 утра при мелком дожде — и потом все подсыхало. Бывали и обратные ситуации:
начинало лить сильнее, и приходилось возвращаться. Тут важно чувствовать
момент;
- езда днем, это всегда использование SPF (не пренебрегайте этим! На Бали
солнце очень «едкое»);

- жара:
постоянно пейте воду, используйте солевые таблетки и изотоники. Игнорировать
это нельзя: тепловой удар или обезвоживание словить проще простого. У меня было
несколько тепловых ударов — крайне неприятная история, поэтому не повторяйте
моих ошибок;
- экипировка:
шлем лучше брать белый. Я купил себе чёрный — днём до него невозможно было
дотронуться, настолько он нагревался. То же самое касается джерси: светлые
цвета реально спасают от перегрева. Вот пример, как лучше НЕ одеваться 😊

Про нюансы езды в трафике на Бали
На Бали движение левостороннее — это стоит всегда помнить. Велодорожки по
большей части отсутствуют, но мне по ним страшнее ездить, чем в потоке с
машинами\байками 😊
Трафик может казаться хаотичным, но на самом деле есть свои правила и
логика. Движение работает не столько по ПДД, сколько по взаимной
договорённости. Например, едешь уверенно и не сбрасываешь скорость — скорее
всего уступят дорогу, но это работает не всегда, поэтому важно «чувствовать»
движение.
Если строго соблюдать ПДД, скорее, Вас могут посчитать странным. Моя
рекомендация проста: будьте предельно внимательны, велосипедисты — самая
уязвимая часть потока.

О самом потоке:
Около 90% трафика в средних и больших населенных пунктах — это мотоциклы.
Главное отличие от Москвы или Питера, что средняя скорость потока здесь намного
ниже, что делает езду на велосипеде более комфортной. И тем не менее, для
безопасного передвижения по дорогам с машинами и байками нужен соответствующий
опыт.
Оставшиеся 10% — это машины разных размеров. Их немного, и они не сильно
мешают потоку. Всё это актуально в районах около Денпасара, Чангу, Санура и подобных.
Но стоит выехать на шоссе, как ситуация меняется. Там носятся фуры и
крупные грузовые машины, которым абсолютно всё равно на вас. Даже на мотоцикле,
например, по дороге Чангу-Менгви, ощущаешь тревогу, не говоря уже о езде на
велосипеде.
Если сравнивать с ездой в трафике по Москве (ту же Ленинградку), на Бали
в целом безопаснее и проще, но это не значит, что проблем не будет: меня
несколько раз задевали мотоциклом, прижимали к обочине, пытались вытеснить с
полосы, просто не замечали, совершали очень резкие неожиданные маневры передо
мной и так далее… Всё, как и везде. Нужно быть готовым морально.
Если у вас нет опыта вождения на дорогах общего пользования, начинать
учиться на Бали будет стрессово. Решение остаётся за вами, ответственность
тоже. Местные чаще внимательны к приезжим, но это не гарантия полной
безопасности.

Про вклинивание в поток:
На своём опыте я убедился: маловероятно, что кто-то из местных уступит
дорогу или даст свободно вклиниться в поток, но никто не будет агрессивно
сигналить или кричать, если вы делаете это медленно и предсказуемо.
Есть повороты с плотным трафиком, где нужно повернуть. Подождите немного,
потом аккуратно выкатываетесь на встречку, возможно вместе с другими (а лучше с
байками), поток постепенно сбавит скорость, и вы спокойно перестроитесь. Всё
это требует осторожности.
Аналогично обстоит дело с переходом дороги.
Общее правило: если хотите вклиниться в поток или перейти улицу —
поднимите руку. Поднятая рука даёт примерно 90% гарантии, что все остановятся и
будут ждать, пока вы завершите манёвр. Без этого просто никто не поймёт, что вы
собираетесь делать.
Расскажу пример с заезда с одни из местных СС по горкам Букита. В пачке ехало где-то человек 15-20,
большая часть из которых были туристы (не знали рельефа и маршрута). Я увидел, что кто-то из головы группы, начал очень быстро уезжать от нас
и в итоге скрылся где-то впереди. Все оказалось предельно понятным, когда после
сразу после очень резкого и быстрого спуска вниз, необходимо было встроиться в
трафик (если не знаешь про это заранее, может быть немного неприятно, вылетать
под плотный трафик на высокой скорости). Человек, из головы группы поехал
заранее и немного задержал трафик, чтобы все безопасно смогли совершить маневр.
Никакой агрессии со стороны водителей не было, потому что это нормальная
практика: предупредить о чем-то заранее. Скорее всего, вас послушают, без криков
и прочих эмоций.
Про время и плотность трафика:
Плотность трафика — очень важный момент, на который стоит обращать
внимание. В определённые часы проехать по дороге просто невозможно из-за
пробок, особенно в Чангу, Куте и центральном Улувату. Примерные временные рамки для Чангу (применимо и к другим районам):
5–6 утра — лучшее время для старта, дороги пустые;
6–7 — появляется первый трафик, но движение всё ещё комфортное;
7–8 — люди едут на работу, трафик «средний» (это край, когда я мог только
выкатиться на свой стандартный кружок (Чангу-Кедунгу-Табанан-Чангу), позже уже не было смысла);
9–10 — начало пробок, движение плотное.
Вечером, особенно во время заката и сразу после него, тоже часто пробки.
Всё зависит от сезона и количества людей, что с этим тоже нужно считаться.
Например, если возвращаться домой после 100 км в районе 12–13 часов,
придётся ехать в сильную жару и с плотным трафиком — удовольствие минимальное.
Иногда я стартовал в обед, но нужно тщательно планировать маршрут, чтобы было
реально проехать.

Вывод:
Я катался практически везде (кроме ТОЛа) и никогда особо не
заморачивался. Где-то было комфортнее, где-то — меньше. Главное правило: утро
без машин — ваш друг.
Советы:
- двигайтесь максимально предсказуемо для других участников движения!
Никогда не делайте резких маневров;
- ожидайте, все что угодно, со всех сторон. Всегда. 😊
Про нюансы общения с местными и безопасность
Здесь буду краток и скажу лишь, что любое общение с кем-либо из местных,
стоит строить из позиции – «Respect Locals». Всегда и везде. Не пытайтесь
качать свои права, а лучше извинитесь и попытайтесь перевести ситуацию в
спокойное русло, даже если вы полностью правы.
В целом обстановка на Бали очень дружелюбная, но стоит быть начеку.
Всегда можно попросить помощи, и, скорее всего, вам помогут. Если вам оказали
хорошую услугу, даже если вы не обязаны, будет правильно немного заплатить — за
это будут искренне благодарны.

При обсуждении предстоящих заездов с местными, обычно не принято говорить
о средней скорости (вас не поймут), так как на вашем пути могут быть большие
горки, поэтому группы ориентируются просто: «быстро», «средне», «медленно». Но
учтите, даже когда будет объявлено, что группа поедет «средне» или «медленно»,
- голова группы будет судить по себе, а не по вам. И средняя скорость может
быть за 30+ км\ч. Рассчитывайте свои силы!) И помните, чем больше пачка, тем
выше будет темп группы. Даже если вы приехали на какой-то заезд, подойдите к
главному или кому-либо и узнайте всю информацию о предстоящем заезде. Я так
однажды, чуть не отвалился от группы на плоскаче за 40-50 км от дома. Хорошо,
что начались горки и мне было уже легче, по сравнению с другими.
Про безопасность, хотелось бы отметить, что у меня не было ни одного
случая, чтобы я хоть на секунду усомнился, что со мной может что-то случиться в
любой локации на Бали. Но оставлять без
присмотра велосипед на улице или телефон на столе, когда вы уходите в туалет, я
бы не рекомендовал. Все-таки очень много туристических мест и очень много
проходного народа.
Всегда можно кого-нибудь попросить присмотреть за велосипедом,
оставленным на улице, но имейте в виду – все равно никакой ответственности на
этом человеке лежать не будет! Когда я уезжал куда-то далеко и сомневался в
безопасности оставленного велосипеда, я заходил с ним внутрь кафе и спрашивал у
персонала, где бы я мог оставить свой велосипед под присмотром, чтобы поесть и
так далее. Так как много народу катается на велосипедах и во многих местах это
является обычным делом, вам обязательно помогут в этом вопросе. Но учтите, что
все делается именно по вашему усмотрению и вся ответственность лежит только на
вас! Даже если вам сказали, что можно оставить безопасно велосипед, всегда
нужно в первую очередь подумать над этим своей головой, потому что-то, возможно, эти люди не представляют даже сколько может стоить ваш велосипед 😊
Аналогичная
ситуация и про хранение велосипеда на вилле\в гесте. Есть много разных историй:
хороших и плохих. Я выбрал самый
комфортный для себя способ: хранить велосипед под замком в своей комнате. Как
говорится – «stay safe»!

Покупаем велосипедное оборудование на Бали
Новые велосипеды
На Бали есть официальные магазины некоторых брендов. Можно заехать лично
или найти контакты на Google Maps. Если в описании указан номер телефона —
пишите на него в WhatsApp. В 90% случаев вам ответят или свяжется другой
сотрудник. В целом, WhatsApp — самый удобный способ узнать любую информацию на
Бали.
Хочется отметить, что на Бали довольно немного магазинов в целом, но это
не должно ограничивать вас. В Джакарте (столица) – примерно на +500%
велосипедных движух и магазинов: Canyon, Cervelo, Standert и тд. Я приведу парочку ссылок ниже
со всяких ресурсов. Общайтесь, спрашивайте, узнавайте!
P.S. сам думал за Standert слетать в Джакарту, но как то стало
лень).
Учтите, что это Азия и, скорее всего, большинство размеров будут
маленькие\средние. Я был очень ограничен в выборе для себя (56\58 размер). Но
это лишь означает, что надо будет просто чуть лучше поискать.

Адреса
«офлайн» магазинов на Бали:

Colnago Bali / Roda Jaya
Makmur
Colnago, Cannondale и так далее
Мой отзыв: Топ-1 велосипедный магазин на Бали.
Здесь есть всё: велосипеды, запчасти, насосы, камеры, джерси, шлемы и
т.д. Плюс — своя профессиональная мастерская.
Когда я выбирал велосипед, остановился именно на этом магазине и купил
там свой SuperSix Evo. В подарок получил набор ключей, бутылку, ещё пару
мелочей и год бесплатного обслуживания. Пользовался им периодически: подтягивал
колёса, настраивал передачи и т.п. Никаких вопрос не было. Всегда все на высшем
уровне!
Позже у них в продаже появилась более старшая группа в наличии. Я
написал, уточнил условия — и они предложили мне вариант, с их помощью, продать
мою текущую группу по среднерыночной цене, а новую купить у них. Потом думал
ещё про колёса, но уехал, и вопрос отпал. Цены адекватные.
Лайфхаки:
Ждите скидок — пару раз в год (например, на Рамадан), бывают до 50%.
Добавляйте сотрудников в WhatsApp и смотрите их истории. Так я поймал
велокейс со скидкой 50%. Инфы об этом не было ни на сайте, ни в Instagram.
Увидел в истории у одного из сотрудников случайно с утра, написал, внёс
предоплату и забронировал, сказав, что заберу на днях. Так мне в обед написали
и поинтересовались, а точно ли я его заберу? Потому что желающие уже
выстроились в очередь, кто готов его приехать забрать прямо здесь и сейчас 😊
Можете спрашивать у сотрудников даже про позиции, которые не представлены
в магазине, они запросят через своих поставщиков и предложат нормальную цену.
За 2–3 года у меня с ними сложились доверительные отношения, и для меня этот
магазин стал гарантом любых вело-услуг.
Главный случай, который окончательно меня покорил:
Я сломал задний переключатель пополам — 100% не гарантийный случай. Вариантов
не было, поэтому обратился к ним. Они сказали честно: «Можем попробовать что-то
сделать, но без гарантий. Или купи новый за €360, и мы его сразу поставим». Я
решил подождать. Через 2–3 месяца без особых комментариев и обсуждений они
выбили для меня у SRAM абсолютно новый переклюк бесплатно (с пометкой, что это
исключение, а для меня было чудом).
P.S. Всё описанное выше — мой личный опыт. Не ждите, что вам окажут те же
услуги или помогут бесплатно. Будьте вежливы и благодарны — и тогда всё будет
гораздо приятнее.
KOKA BIKE SHOP
Мой отзыв: не сталкивался
Specialized Bike Store Dewata Bike (возможно закрылся)
Specialized
Мой отзыв: думал купить в нем tarmac, когда выбирал велосипед, но выбрал
в итоге другой. Представлены джерси разных брендов, шлемы и так далее.
Rodalink Denpasar
Polygon, другие бренды
Polygon - это индонезийский бренд. Уже продается в РФ. Стоит
дешево, по сравнению с аналогами
Мой отзыв: в магазине представлены разные типы велосипедов (туринг,
шоссе, городские, MTB, гревелы и т.д.) Продавцы, с которыми я общался, не очень
разбирались в нюансах. Я пытался уточнить конкретный размер модели и условия
заказа напрямую с завода через магазин — в ответ только развели руками (SORRY
YA).
Изначально хотел брать велосипед именно здесь, но в итоге выбрал другой.
Всё же рассматриваю вариант купить в этом магазине позже. Сносное современное
шоссе можно взять примерно за 100 тыс. рублей.
Также у них есть мастерская с профессиональным оборудованием, но опыта
общения с ней у меня пока не было.
Build a Bike Bali (Denpasar)
Trek
Мой отзыв: не общался
Б\У
У меня лично такого опыта не было, но покупка б/у — вполне реальный
вариант.
Основные площадки — Facebook Marketplace: нашли, написали, встретились,
посмотрели. Много хлама и подделок, но иногда попадаются хорошие варианты.
Можно попробовать договориться с магазином на Бали, чтобы они помогли: за
небольшую плату они могут выступить в роли профессионального оценщика
(теоретически). На практике не сталкивался.
Tokopedia — местный маркетплейс наподобие Авито/Озон/WB. Есть проверенные
продавцы и магазины, но хватает и случайных. Я сам там много заказывал, в том
числе велотовары. Всё как везде: ориентируйтесь на отзывы и более проверенные
места.
Иногда приезжие продают велосипеды во всяких чатах и телеграмм каналах. Я
видел такие варианты очень редко, но они были стоящими, так как люди пытались освободится
от лишнего багажа в своем путешествии.
Я приведу примеры на магазины с Tokopedia (не является рекламой и советом
покупать именно тут. Все на ваше усмотрение):
Отдельно
выделю индо-бренды, которые заслуживают вашего внимания. Как говорится, «support your locals»:
Про них будет дальше. Подпишитесь на их инстаграм!)
1-13 Live Cycle Shop Jak Bali
Привезти/увезти велосипед на/с Бали
Путешествовать с велосипедом не проблема — главное заранее изучить
правила авиакомпании, у каждой свои условия. Я летал Emirates, и даже с
небольшим перегрузом вылет с Бали прошёл без проблем.
Заранее подумайте об упаковке. Самый удобный вариант — чехол. Его можно
купить прямо на Бали вместе с велосипедом (напишите в магазины выше или поищите
на Tokopedia).
Чехол покупать необязательно: всегда можно обратиться, например, в
Colnago Bali/Roda Jaya Makmur. Они найдут коробку, сами упакуют велосипед
(упаковочные материалы на Бали — отдельный квест). Стоит это не очень дорого.

Что можно сделать, если велосипед сломался в пути
Когда вы начнете кататься, всегда что-то может случиться в пути:
пробьется колесо, слетит цепь и так далее. Если едете далеко, старайтесь взять
с собой комплект, для замены камеры: лучше две пары камер, ручной насос,
монтажки. Всегда возите с собой мультитул.
Когда я катался недалеко от дома, я с собой ничего не брал, так как всегда
знал, что я смогу вернуться на такси. Поэтому немного об этом.
Вы можете вызвать машину с увеличенным размером
кузова, через GoJek чтобы ваш велосипед точно влез. Хороший практикой
будет предупредить водителя сразу о том, что вы собираетесь везти велосипед.
Мне такой вариант не нравился, потому что он всегда был дороже обычного байка,
но это сугубо удобство). Так как попутешествовав по Бали, я понял, что на
мотоциклах перевозят абсолютно все – подумал, почему не делать так тоже. Если
что-то случалось, я всегда вызывал байк и ехал с велосипедом через плечо. Это
выглядело слегка странно со стороны, но никогда не было никаких проблем. Может
быть немного неудобно ездить таким способом на долгие расстояния и в плотном
трафике. Выбор за вами.

Починить/настроить/арендовать велосипед на Бали
Вы можете обратиться в один из магазинов, контакты которых указаны выше,
где вам окажут профессиональный ремонт и другие услуги.
Еще несколько полезных мест:
Мой отзыв: общался, но не было общих дел. Есть аренда и могут
организовать под вас какой-нибудь совместный маршрут.
Мой отзыв: уже не помню, что это)
Мой отзыв: уже не помню, что это)
Bicycle Rental & Road Bike Tours
(Open 8.30-17.30)
+62 878-6404-8223 (WhatsApp)
Мой отзыв: уже не помню, что это)
Кроме того, есть много хороших локальных мастеров, которые подойдут
именно вам. Поищите их в инстаграме или поспрашивайте у местных.
Из того, что встречал еще полезного:
В Денпасаре есть
мастер, который делает настройку посадки (фит). Контакты потерял, но
поспрашивайте у местных, если вам это необходимо.
Существует и мобильный-ремонт, когда парни на байке с инструментами
выезжают к вам, где чинят по возможности вас на месте. Подумайте, насколько это
адекватно для вас)
Строим самостоятельные маршруты на Бали
Всегда можно посмотреть уже готовые маршруты в Komoot, Strava в велоклубах по ссылкам в следующих
разделах. Переходите по участникам групп и ищите открытые страницы и смотрите
их заезды. Я не буду объяснять, как находить\сохранять маршруты, а дам
несколько рекомендаций к построению самостоятельных маршрутов, с чего начал и к
чему пришел.
1) Выбирайте
любую более-менее большую локацию на острове и изучаете про нее информацию.
Например: Bedoegoel, Jatiluwih Rice Terraces, Kintamani, Pura Agung
Besakih, Pantai Amed, Pantai Melasti Ungasan. Обращайте внимание на часы работы, так как некоторые
локации закрываются на период церемоний или других мероприятий.
2) Строите
дорогу в обычном Google Maps и как транспорт всегда выбирайте «машина». Это важно: несколько раз я попадал в
ситуации, когда в приложении выбирал тип транспорта «мотоцикл» — и маршрут
уводил в такую глушь, что это превращалось в настоящую пытку (иногда даже на
байке было сложно проехать). Вообще, Google Maps на Бали — отдельный вид
искусства. Выбор «машины» почти гарантирует нормальное покрытие дороги.
Изучаете примерный маршрут и переходите в Garmin, Komoot и там уже сверяетесь с намеченным
маршрутом.
3) Всегда
проверяйте весь маршрут и поправляйте все косяки: съезды, перестроения,
повороты. Когда вы будете уставший после 80-100 км, вам будет «не прикольно»
разбираться, почему вы свернули не туда и куда вам дальше ехать.
4) Через
Google
Maps выбирайте точки остановки (кафе,
магазины) для пополнения воды и еды. Заранее отмечайте их в маршрутах и
проверяйте, что они действительно есть. В некоторых частях острова проблема с
кафе (то есть с едой, а где-то даже с магазинами (перерыв между магазинами 1-2
часа). Это все может стать критичным для вас, поэтому планируйте все заранее.
Изучайте отзывы про кафе заранее, так как в некоторых заведениях может быть
представлена еда, не подходящая для вас.

5) Старайтесь строить маршруты так, чтобы выезжать как можно раньше и проезжать все основные загруженные участки. Например, при езде на восток, проезжать через весь Денпасар до 7-8 утра, чтобы не стоять в бесконечных пробках.
6) Обычно, параллельно основным шоссе, есть менее загруженные дороги. Они с меньшим трафиком, но могут быть более узкими и худшим с покрытием. Где-то это будет критичным.
7) Всегда при построении маршрута проверяйте график набора высоты! Те же поездки в Кинтамани или Бедугул могут стать пыткой для вас, так как горка начинается примерно через пол часа после Чангу и заканчивается через 3-4 часа с подъемами умеренной и высокой сложности. Вы можете быть к такому не готовы. Например, участок: Ловина-Бедугул с набором 1500 м на 30 км 😊
8) Похожая ситуация при проверке маршрута на локальные подъемы: очень много резких съездов к рекам с последующими подъемами. На участках в полутени дорога часто мокрая, а спуски могут быть резкими — перестраивайте маршрут при возможности.
Маршруты через некоторые точки, требуют небольшой платы (всегда возите с собой немного наличных денег).
Немного о популярных маршрутах на Бали
Sunset Road
Быстрое шоссе, которое соединяет Чангу/Куту с Букитом. Я ездил по нему постоянно. С утра можно проехать очень быстро, днем крупные пробки (есть светофоры). Советую для езды только утром и до обеда. Я ездил быстрый утренний круг вокруг Денпасара «Canggu - Sunset Road - jalan By Pass Ngurah Rai - Canggu». С утра много кого можно встретить. Можно просто проехать все шоссе от Чангу до Нуса-Дуа и обратно. Главное, делать это до образования пробок.
Jl. Prof. DR. Ida Bagus Mantra Gg. Bali One,
Kesiman Kertalangu
Плоское шоссе с умеренным трафиком вдоль океана далеко на восток. Я тут
часто видел ребят, кто ездит на ТТ.
G20 loop
Стандартный маршрут, по которому часто ездит много людей. Можно расширить
заездами на пляжи Букита.

Around Bali
Можно расширить с заездом на Букит. Обычно его ездят за два дня с
остановкой и ночевкой в Ловине.
Кроме описанных выше маршрутов, существует ещё много других - поискать их
можно в любых социальных сетях
Локальные велоклубы
Сanggu cycling club
Не связывался, но такой есть.
Kominbali
Напишите им в лс. Вас пригласят в чатик в вот WhatsApp. Частые разноплановые заезды, кто вас прокатит (будете безопасно ехать в группе за ведущим) по разным красивым и интересным местам.
Может быть быстро, уточняйтесь заранее!) Заезды бесплатные.
Jakarta pro cycling
Это не велоклуб, но можете почитать и посмотреть информацию. В этой команде есть участники с Бали, и вы можете с ними пересекаться в заездах. Я катался с некоторыми - супер быстро, супер четко)
Flowerboy.studio
Не про велосипед, а про бег — но почему бы и нет. У ребят проходят открытые ивенты, иногда в коллаборации с брендом Satisfy Running. Бег сейчас в моде и в этом вся фишка: собирается 20–50 человек, чтобы вместе пробежаться и затем выпить кофе после. Все «инстаграмно» красиво. Советую!
Barong Cycling team
Местный велоклуб. Открытые заезды три раза в неделю в группе от 5 до 25 человек. Заезды разные по типу: «долгая» (вроде в выходные), «быстрая» (вроде в четверг), «обычная». Все выкладывают в инстаграме, можно написать и уточнить лично. Максимально все дружелюбно, но может быть довольно быстро) Подбадривают, помогают. Рассчитывайте свои силы 😊


Фото из личного архива
Ubung academy
Ubungacademy устраивают открытые гонки (критериумы, шоссе и т. д.) и открытые заезды. Моё знакомство с местной велотусовкой началось именно с их открытого заезда — мы ехали G20 Loop. Было неожиданно увидеть около 100 человек в 6 утра на обычном заезде.
Имейте в виду, что темп может быть высоким, особенно на подъёмах (например, на локациях Букита), так что рассчитывайте свои силы. Это, скорее, про спорт)

Comme studios
Очень классная велотусовка от бренда Commestudios из Джакарты, которые проводят ивенты в разных городах. Я катался с ними, когда они приезжали на Бали. Атмосфера — максимально открытая и дружелюбная.

Sagoo
Sagoo я выделю отдельно — именно здесь я нашёл своих настоящих «soulmates», с кем откатал больше всего (50+ заездов).
У них есть открытый заезд по субботам — что-то вроде коферайда. Обычно собирается от 2 до 10 человек, маршрут на 70–100 км в спокойном темпе. Хотя «спокойный» у каждого свой: бывает и быстро, и много, и с горками 🙂. По пути всегда есть остановка на еду или кофе с разговорами. Очень рекомендую.
Иногда к ним присоединяются ребята из разных стран — так я познакомился с велосипедистами из Таиланда, Австралии и других мест. В целом, это небольшое интернациональное комьюнити, которое устраивает велотуры в разные страны: Япония, Италию, Австралию и т.д.
Они организуют как коммерческие, так и бесплатные заезды — с поддержкой и без: «Bali Loop», «Lombok Loop», поездки на другие острова и в разные города.


Фото из личного архива
Roda Jaya Colnago
Заезды от одноименного магазина.
Иногда открытые, иногда с небольшим стартовым взносом, но всегда очень
массовые. Иногда и с гостями из других стран и город Индонезии.
Заключение
Для себя я понял, что локации на острове, градиенты, погода и люди вокруг создают отличную атмосферу для катания именно на шоссейном велосипеде. Всегда можно найти единомышленников и поехать вместе, а можно выбраться и в соло — оба варианта по-своему прекрасны. Я много времени провёл в одиночных поездках и могу сказать точно: это на 100% того стоит.
Оставляю свои контакты, где вы можете поискать для себя информацию (у меня вроде все открыто), а также всегда написать и задать свои вопросы. Успешных успехов вам!









Вы можете добавить его прямо сейчас!