Когда упоминаешь Бали, транспортное средство номер один, которое приходит на ум, - это, конечно же, скутер или просто байк. Те, кто предпочитают комфорт и не любят риск, выбирают автомобиль. Электросамокаты здесь пока совсем не в ходу. Разве что на каких-то коротких туристических маршрутах, вроде тропы вокруг Батура или променада в Сануре. Хотя примерно год назад и там их отменили в виду большого количества происшествий и жалоб со стороны пешеходов.
А как же велосипед? Велосипед на Бали - это, действительно, не средство передвижения, как в больших городах. Это что-то больше для души и тела. Здесь людей, выбирающих велопрогулки, можно разделить на две категории. Фанаты здорового образа жизни и приверженцы спорта и велоспорта, в частности. И те, кто разово хочет попробовать что-то новенькое, полюбоваться природой, не слезая с седла. И для тех, и для других есть вариант воспользоваться услугами агентств, предоставляющих организацию велотуров. Например, велопрогулки от компании MyBaliTrips.com. Либо собрать классную компанию, арендовать велосипеды (и шлемы, и все необходимое, но об этом позже), выбрать маршрут и отправиться в велопуть.
К сожалению, а может к счастью (стартаперы и бизнесмены всех мастей, вот, где не занятая пока еще ниша), велосипедное направление Бали остается практически нетронутым. Не в пример тому же серфингу. Постепенно растет популярность катания на горных велосипедах, во многом благодаря двухлетнему Байк-парку Бали, расположенному в гористой северной части острова. Но шоссейный велосипед все еще находится в зачаточном состоянии. Небольшие группы велосипедистов отправляются из Денпасара и Санура, но по большей части шоссейные велосипедисты немногочисленны и редки.
В самых густонаселенных районах острова дороги не приветствуют велосипедистов. Поскольку число жителей Бали росло, а его населенные пункты расширялись, дорожная сеть с трудом справлялась с этой задачей. Большинство дорог на острове узкие и находятся в плохом состоянии, и, похоже, на них практически не ведется регулярное обслуживание или улучшение. Да и нескончаемые пробки и хаос на дорогах не добавляют желания прокатиться на велике. Но стоит выехать за пределы Денпасара и других загруженных транспортом районов Бали, и перед отважным велосипедистом откроется целый мир возможностей: тихие дороги, потрясающие пейзажи и осознание того, что этот тропический остров — это гораздо больше, чем просто туристические направления, которыми он славится.
В этой статье мы рассмотрим несколько живописных веломаршрутов и дадим рекомендации, как подготовиться к велопутешествию. Сразу оговорюсь, горные маршруты подходят для самых сильных, выносливых и подготовленных. Рассчитывайте свои силы. И если вы хотите прокатиться с ветерком по острову, а не устраивать проверки на выносливость, то выбирайте, например, тропы по рисовым полям и террасам. Из самого «лайтового», что может предложить остров, - это, пожалуй, прогулочная тропа возле пляжа Санур. Она даже специально разделена на пешеходную зону и велодорожки. Правда, из-за этого количество и пешеходов, и велосипедистов часто превышает необходимые для ненапряжного катания нормы. Плюс эта дорожка давно облюбована местными. Так что здесь не особо разогнаться, а, иногда, приходится и притормаживать, пропуская свернувших не туда пешеходов или едущих навстречу велосипедистов.
Также для легкого, прогулочного велокатания отлично подойдут острова Гили, например Гили Эйр. Там это вообще практически единственный вид транспорта, конкурирующий, разве что, с лошадиными повозками, так как скутеры на острове запрещены. И, конечно же, набережная в районе пляжа Нуса Дуа.
Итак, начнем с рекомендаций. Как известно, хорошая подготовка - половина успеха.
Как подготовиться к поездке?
1. Для тех, кто собирается на Бали на велосипедный отдых, нужно иметь в виду, что лучше всего приезжать сюда в сухой сезон – с мая по октябрь. А для долгожителей и тех, кого ничто не остановит, не забывать все же свериться перед началом поездки с прогнозом погоды и взять с собой дождевик, — в какой-то момент вы, почти наверняка, все равно намокнете.
2. Катайтесь рано утром! Даже в прохладные месяцы из-за жары и влажности езда с позднего утра становится особенно неприятной.
3. Наймите водителя, который поможет вам выбраться из оживленных районов. Это дешевле, чем вы думаете, и его можно организовать онлайн или через отель, в котором вы остановились, а также через многочисленные турагентства. Если вы путешествуете на велосипеде, постарайтесь, по возможности, избегать застроенных районов.
4. Экипировка - наше все! Помимо дождевика (я бы рекомендовала всегда иметь его с собой, даже если прогноз погоды не предвещает никаких дождей) обязательно положите с собой крем от загара не менее 50 SPF и солнцезащитные очки. Солнце на острове не щадит никого. Хороший велошлем, конечно же, маст-хэв! Прочая экипировка (наколенники, налокотники) по желанию. Точно не навредит, если у вас будет с собой насос для подкачки шин. Вода и снеки, футболка на смену, теплая кофта, если вы отправляетесь в горы, тоже не помешают. Возьмите с собой хотя бы самые простые антисептики на случай падений и ссадин: йод, перекись водорода, хлоргексидин.
5. Берите с собой карту, куда бы вы ни пошли. Дороги несколько раз сворачивают с магистралей на второстепенные проселочные дороги и обратно, независимо от того, куда вы едете по острову. Также убедитесь, что ваш телефон заряжен на 100%, а карты google maps или maps.me (а лучше оба приложения) скачаны и будут работать в оффлайн-режиме. Положите с собой зарядку от телефона.
6. Если едете в пробке, уступайте дорогу идущим впереди, ездите уверенно, не петляйте, но и не наглейте. На Бали, как и во всей Азии, действует одно правило - кто больше, тот главнее. Вы наверняка замечали, как неистово носятся по узеньким дорогам огромные грузовики и дальнобойщики, не уступая никому.
7. Конечно, безопаснее и веселее отправляться в велотур хотя бы вдвоем. Но если вы все же решились на соло-велотрип, то обязательно сообщите кому-нибудь о своем примерном маршруте. Это, конечно, в первую очередь, касается горного велотуризма. Как ни парадоксально, но даже на Бали, где, казалось бы, все изведано вдоль и поперек, до сих пор теряются туристы. Потом, конечно, находятся, но кому нужна дополнительная нервотрёпка, если ее можно избежать. И имейте в виду, в горах часто интернет довольно нестабилен.
Ну а теперь маршруты для велокатания. Покатили!
Где кататься?
1. Вышеупомянутый Bali Bike Park по праву первый в нашем списке. Во-первых, он специально был построен для езды на велосипеде, а значит, чего еще желать. Bali Bike Park подходит для семейного отдыха, а также как начинающим, так и опытным велосипедистам. Он расположен в деревне Панчасари на севере Бали, — это одна из троп, которая особенно понравится горным гонщикам. Bike Park - очень плавный со множеством естественных уступов и тропинок, подъемов и спусков. Поездка до Бали Байк-парка из Чангу занимает около 1,5 часа. Протяженность велотрека - около 3-х км, и перепад высот около 150-ти метров за подъем. Ну и приятным бонусом будет то, что помимо езды на велосипеде, здесь также можно и просто погулять по окрестностям, насладиться местной едой и поплавать в озере в конце тура.
2. Jatiluwih Rice Terraces в Табанане. Бали известен своими рисовыми полями и различными сельскохозяйственными деревнями. Поездка по рисовым полям подойдет велосипедистам любого уровня подготовки. Можно насладиться спокойствием и живописностью рисовых полей самому, либо воспользоваться услугами местных гидов на месте. Рисовые террасы Джатилувих являются объектом культурного наследия ЮНЕСКО, и поездка на велосипеде до конца будет того стоить.
3. Mount Batur и Kintamani. Гора Батур популярна среди горных велосипедистов благодаря сочетанию асфальтированных дорог и захватывающего бездорожья, от гравия до труднопроходимых троп из замерзшей лавы. Местность здесь горная, высота Кинтамани примерно 1700 метров, так что осадков выпадает на порядок больше, чем в среднем по Бали, а температура на несколько градусов ниже. Поэтому здесь особенно актуален будет дождевик и теплая одежда. Сложный маршрут начинается от знаменитого кальдерного озера Батур, где последующий спуск приведет вас к Убуду, минуя рисовые поля, храмы и кофейные плантации. Общая продолжительность обычно занимает до 4-х часов. Маршрут больше подходит для подготовленных велосипедистов. И, конечно же, только на горных велосипедах с подходящими колесами.
4. Sidemen village. Этот велосипедный маршрут охватывает самую высокую вершину Бали — священную гору Агунг. Вся поездка может занять до 9 часов езды на велосипеде. Но есть два варианта. Более легкий, это двухчасовая поездка на велосипеде, которая начнется из села Бесаких и закончится на плантации Салак. Ну а если вы отчаянный и неутомимый искатель приключений, то можно проехаться по горам. Этот вариант занимает около 3-х часов, старт из Банка (Bancah). Прекрасный вид на океан и прокачка мышц на голенях вам гарантированы.
5. Carangsari village. Велосипедная тропа проходит между деревней Чарангсари и дает прекрасное представление о местной культуре. Если вы возьмете велосипедный тур, он, скорее всего, будет включать посещение парка слонов, шоколадной фабрики, храма Далем Телугтуг (Dalem Telugtug temple), памятника Нгурах Рай и пруда с рыбами. Все это, конечно же, можно посетить и самостоятельно, по дороге останавливаясь в обозначенных местах. Велосипедный маршрут очень насыщенный и простирается до Обезьяньего леса Санге (Sangeh Monkey Forest). На мой взгляд, это самый оптимальный маршрут для больших компаний и для туристов, которые хотят увидеть, как можно больше за поездку. Поездка увлекательна, а время в пути пролетает быстро.
6. Bongkasa village. Эта деревня находится на окраине Убуда. Рельеф велотропы ровный, без резких, тяжелых подъемов и спусков, что делает его лучшим для новичков. Пейзаж классический «убудский», рисовые поля и холмы. Во время поездки также можно зайти в индуистский храм и получить благословение у балийского священника.
7. Mengwi village, расположенная в провинции Бадунг. Храм Таман Аюн (Taman Ayun Temple), построенный в 1634 году и вдохновленный китайской архитектурой, является главной туристической достопримечательностью на этом маршруте. В деревне Менгви узкие дороги, меньше людей и минимальная холмистая местность, что также идеально подходит даже для не самых подготовленных велосипедистов. Можно построить велотур так, чтобы захватить Alas Kedaton monkey forest - это небольшой лес площадью 12 гектар, где можно увидеть обезьян, их здесь более двух тысяч, в их естественной среде обитания. Знаменитый храм Tanah Lot, расположенный на большой скале, окруженный океаном, также при желании окажется на вашем пути. Отсюда лучше всего проводить закат, который после долгого катания на велосипеде наверняка покажется особенно впечатляющим и заслуженным.
8. Candidasa, Taman Ujung Water Palace. Оптимальным решением будет остановиться на ночь или несколько ночей в окрестностях Чандидасы и отсюда исследовать ближайшие окрестности. И уж поверьте, здесь есть, что поисследовать. В этом случае можно взять велосипед напрокат в своем отеле. Второй вариант больше подходит для туристов, которые на Бали ограниченное время, - это взять тур-пакет. Он дает возможность трансфера из отеля до холмов, а туристы могут затем вернуться с местными гидами к водному дворцу. Дороги вдоль основной прибрежной зоны здесь довольно ровные, и спуск по склону проще, чем другие. Ну и, конечно, водный дворец Таман Уджунг, который является исторической достопримечательностью и представляет собой сочетание европейской и балийской архитектуры, это место, которое обязательно нужно посетить!
9. Sanur beach. Про велосипедную дорожку вдоль пляжа Санур мы уже упоминали в самом начале. Пожалуй, по насыщенности впечатлениями и красотами, она уступает всем предыдущим вариантам. Зато это прекрасный вариант для тех, кто не планирует сильно заморачиваться и хочет попробовать оседлать велосипед в первый раз на Бали. Нет ничего проще, чем арендовать велосипед на пляже Санура. Это можно сделать практически в любом варунге или специальном месте для аренды, где велосипеды обычно свалены в кучу, а мимо настойчивых зазывал-арендаторов вы и так не пройдете мимо. Там будет припарковано много типов велосипедов, поэтому выберите велосипед в хорошем состоянии и подходящий вашему росту. Вы можете легко совершить велопоездку от северной оконечности пляжа Синдху в Сануре мимо пляжа Сегара Аю до более тихого конца пляжа Мертасари и снова вернуться назад. Двухкилометровая дорожка проходит вдоль по прямой без каких-либо подъемов и спусков, асфальтирована на всем протяжении пути.
10. Nusa Dua beach. Прокатиться на велосипеде возле береговой линии — это всегда мечта, и Нуса Дуа - одно из таких мест. Здесь вы можете кататься на велосипеде и одновременно наслаждаться приятным пляжным ветром и видами на океан. Набережная в Нуса Дуа буквально создана для легкого катания на велосипеде. Все тропинки хорошо асфальтированы, без резких подъемов. Велосипед также можно взять напрокат либо в своем отеле, либо в одной из многочисленных прокатных точек на набережной. Вы также можете арендовать велосипед у въездных ворот ITDC Nusa-Dua. Стоимость аренды составляет примерно 25000 рупий за 6 часов. Лучшее место для езды на велосипеде находится в районе Peninsula Island Benoa. Там же рядом можно сделать остановку возле Nusa Dua Waterblow и посмотреть, как огромные волны разбиваются о берег. Многие специально приезжают из других районов Бали ради этого зрелища. В этом случае особенно актуально будет иметь с собой запасную футболку.
Вот, пожалуй, основные маршруты для велокатания и в каких-то случаях, велопреодоления. Но, конечно же, их на самом деле намного больше. Невероятное разнообразие ландшафта, сложные подъемы, потрясающие пейзажи, люди, культура, еда — все это делает Бали запоминающимся, хотя и немного удивительным местом для велопутешествий. Дерзайте, не сидите дома и вы точно не будете разочарованы!
Во первых, это действительно опасно, когда ты едешь по проезжей части со скоростью существенно меньше потока. Специальных дорожек конечно же нет.
Во вторых, жара, ехать под солнцем крутя педали приятного мало. И к точке назначения вы приедете мягко говорят не в свежем виде )))
В третьих, из-за физ. нагрузки вы будете очень интенсивно дышать выхлопными газами других транспортных средств. Так что я бы сказал, что это скорее вред для здоровья чем польза.
В четвертых, расстояния на Бали довольно приличные. На велосипеде, без подготовки, вы просто никуда в разумное время не доедете.
Так что просто забудьте о передвижении по Бали на велосипеде! )
PS. Это может иметь смысл при передвижении на небольшие расстояние в каких то определенных районах. Например, если вы живете в Убуде и ездите на нем только до ресторанчиков и в прочие соседние места.