Скутер на Бали может стать вашим верным другом и помощником, а может испортить впечатления от острова всерьез и надолго. Или даже навсегда. Для тех, кто впервые решился сесть на байк, собрали основные мото-правила. Надеемся, они помогут вам получить от езды только позитивные эмоции.
Как к нему подойти?
Итак, вы выбрали байк, подписали договор аренды и застегнули шлем. С чего начать?
Сначала просто сядьте на байк, уберите подножку и попробуйте понаклонять его в разные стороны, чтобы почувствовать вес скутера и понять, при каком наклоне вы сможете его удержать.
Возьмите себе за правило, что руки у вас всегда должна лежать на обоих тормозах (обычно два или три пальца)! Справа - передний, он основной. Слева - задний. Большинство экспертов сходятся во мнении, что порядка 70% тормозного усилия должно приходиться на переднее колесо и 30% – на заднее колесо. Вы должны почувствовать баланс между ними.
Заведите байк. Поставьте на его на центральную подножку. Сначала можете слегка покрутить ручку газа, чтобы понять насколько она «плавная или жесткая», потом уже попробовать медленно поехать. Скорость на байке всегда нужно набирать без рывков.
Старайтесь не тормозить ногами и вообще не выставлять их во время движения! Это очень плохая привычка.
Также запомните, что в случае чего не нужно бросать руль, но будьте всегда готовы отпустить газ. Очень часто новички перегазовывают, а когда байк дёргается вперёд, инстинктивно хватаются за руль, поворачивая ручку газа ещё сильнее. Это может быть очень опасно!
Поначалу просто медленно поездите, чтобы научиться держать равновесие и почувствовать байк. Потормозите, поускоряйтесь, войдите в повороты. Все это, разумеется, лучше делать в тихих переулках, с хорошим покрытием.
Попробуйте такое упражнение как резкая остановка: разгонитесь немного и потом резко затормозите. Попробуйте незначительно снизить скорость, а потом сделать полную остановку. Почувствуйте сколько времени вам нужно для этого, с каким усилием требуется нажать на ручки.
ВАЖНО: при торможении на мокром покрытии, песке, гравии использовать передний тормоз очень опасно. Байк пойдёт «юзом» и падение неизбежно.
Также можно попробовать упражнение на скорость реакции и резкое торможение. Тут вам потребуется помощник: вы просто катайтесь по площадке, а другой человек в любой момент может крикнуть вам «СТОП», на что вы должны резко остановиться и сделать это правильно.
Когда немного освоитесь на прямых, добавляйте повороты и развороты. Можно устроить что-то типа «змейки»: расставить любые предметы и покрутиться между ними. Начинайте включать поворотники. Не забывайте выключать их. Учитесь пользоваться зеркалами, всегда проверяйте их перед поездкой.
В первый раз лучше всего выезжать на какую-то спокойную и малооживленную дорогу. Успокойтесь, соберитесь с духом и отправляйтесь в путь. Старайтесь ехать ближе к левому краю дороги, плавно и не торопясь. Сфокусируйте внимание на своих действиях. Не отвлекайтесь и не глазейте по сторонам (да, на Бали это делать сложно, но за ту секунду, что вы смотрели на классное кафе или рисовую террасу, на дороге изменилось очень много). Вы за рулем!
Всегда заранее показывайте поворот и не делайте резких неожиданных перестроений. Ваше движение должно быть предсказуемым для других участников! Перед поворотом всегда сбрасывайте скорость!
Не расслабляйтесь
Как говорится, все водители делятся на тех, кто уже упал и кто еще только упадёт. Обычно, когда вы уже освоитесь и почувствуете себя уверенно на дороге, приходит то самое, очень опасное чувство под названием «я могу!» Вот тогда-то и случаются неприятности. Обычно в виде песка на асфальте на повороте или неожиданно выскочившего и совершенно не посмотревшего на дорогу балийца. Чаще всего это заканчивается сильно содранной кожей и ушибами, но иногда приводит и к более серьезным последствиям. Поэтому, даже если вы уже полгода гоняете по острову, знаете на Сансет-роаде каждую ямку, - не подменяйте уверенность в себе гонором и раздутым самомнением.
Ах да, друзья. Алкоголь. Вот чего надо опасаться за рулём. И Бали не исключение. Да, здесь нет злых гаишников с алкотестерами, многие «опытные байкеры» действительно гоняют и после двух «Бинтангов», и после пяти. Но все это до поры до времени. Заторможенную реакцию после спиртного на острове никто не отменял. А если случится ДТП, да ещё с кем-то из местных, полицейские ваше состояние обязательно заметят и занесут в протокол. Доказать правоту после этого, даже если виноваты в аварии будете не вы, почти нереально.
Нарушаем? Балийский гаишники
Бояться балийских полицейских не стоит. Если вы ничего не нарушали, но вас остановил сотрудник местной ДПС, то, скорее всего, он просто посмотрит ваше международное водительское удостоверение с категорией А или местные права с категорией С и отпустит. Если же прав нет - выпишут штраф и пригласят в суд через 20 дней. До суда байк заберут на штрафстоянку и у вас возникнут проблемы с арендодателем.
Можно договориться на месте, главное не ругаться. Вам покажут таблицу штрафов, в которой езда без прав стоит 1 млн. рупий, отсутствие шлема - 350к. Можно предложить 100-200к. и вас отпустят (главное, не показывать, что в вашем кошельке есть больше купюр).
Официальные местные права можно сделать с помощью агентства LegalIndonesia. Ну а шлем, друзья, лучше надевать. И не только из-за полицейских.
Дмитрий, эксперт "Balimotion":
В Убуде иногда просят на руки до 1 млн. Хотя в итоге штраф и здесь обычно не превышает 250к. Если идёт рейд и рядом офицер, то дать взятку не получится. У них план по штрафам. Не стоит ездить без шлема, на красный сигнал светофора, заезжать за стоп-линию. Всё это лишний повод остановить вас и потрепать вам нервы. Чем больше нарушений соберёте за раз, тем больше придётся отдавать на месте.
«Будь водой, друг мой»
В балийском трафике очень многое происходит на интуитивном уровне. Не пытайтесь тут всех построить и яростно сигналить «помехе слева», которая и не думает вас пропускать. А ещё не надо лететь, не глядя по сторонам. Даже если летите вы на свой «зеленый». Манера вождения и понимание ПДД у местных водителей (особенно тех, кто на байках) своё. Но если вы сможете встроиться в это «коллективное бессознательное», перестанете злиться на участников этого хаотичного, на первый взгляд, движения, вам станет легко и просто. Вы увидите, что на дорогах острова вообще нет агрессии.
Дмитрий, эксперт "Balimotion":
Лайфхак. Даже если вы вдруг не успели занять крайний левый ряд для поворота, можно просто приподнять руку. И если делать все это плавно, без резких движений, вас обязательно пропустят. И никто не станет истерично давить на клаксон и махать руками, осыпая вас проклятиями. Но и вы в следующий раз должны быть готовы пропустить. Так это работает.
Ну и, пожалуй, самое важное, друзья. Не пренебрегайте обучением. Почитать о нюансах езды на байке, посмотреть видео на ютубе - это все отлично. Но даже 1-2 занятия с опытным инструктором даст вам колоссальное преимущество и уверенность. У кого учиться - читайте в нашей статье.
Если вы давно на байке по Бали, и у вас есть что добавить к нашей «базе» - ждём в комментариях.
° могу ездить без навигатора на дальние расстояния (например Кута->Убуд)
° и делать то, что доступно только продвинутым местным мото-брахманам, а именно: толкать заглохшего скутера позади одной ногой, едя рядом с ним.
Помните чем больше вы заботитесь об участниках на дороге вокруг вас (чтобы им было хорошо) пока едете - тем больше вы тогда понимаете кто куда едет и тем меньше создаётся плохих ситуаций и тем целее вы)
Оммм! 🙏 И да прибудет с вами мото сила! 😁