Рисовая богиня Деви Шри (Dewi Sri)


фото: @acongphie

Рис в Индонезии настолько всему голова, что до сих пор многими жителями страны почитается особая богиня риса и плодородия Деви Шри.

На Бали имя богини Деви Шри носят улица и фудкорт в Куте, а  также переулок и магазин в Тибубененге (Бераве).

Богиня риса и плодородия Деви Шри (Dewi Sri)

Деви Шри или Шридеви (dewi буквально означает богиня) - это яванская, сунданская и балийская доиндуистская и доисламская богиня риса и плодородия.

Ей до сих пор поклоняются на островах Ява, Бали и Ломбок в Индонезии.

Культ богини риса берет свое начало в доисторическом приручении, развитии и распространении выращивания риса в Азии, принесенном австронезийским населением, которое мигрировало и обосновалось на архипелаге.

Сходные, но немного отличающиеся мифологии о духе риса распространены среди индонезийских этнических групп и в соседних странах.

фигурка Деви Шри 1920 - 1930 годов; Фото: Georg Friedrich Johannes

Мифология Деви Шри является коренной для острова Ява.

После принятия индуизма на архипелаге еще в первом веке ее начали приравнивать к индуистской богине Шри Лакшми и часто рассматривали как воплощение или одно из ее проявлений. И Деви Шри и Лакшми были связаны с богатством и семейным достатком.

Впоследствии многие изображения Деви Шри приняли типичный стиль изображения индуистской богини Лакшми и ее эстетику.

Верующие считают, что Деви Шри господствует над рисом, основным продуктом питания индонезийцев. Поэтому она несет жизнь и богатство или процветание.

В древности излишки риса умножали богатство королевств на Яве, таких как Матарам, Маджапахит и Паджаджаран; а нехватка приносила бедность, голод и болезни.

Мифология о Деви Шри

По легенде у риса очень интересное происхождение.

Однажды на небесах, Батара Гуру (Batara Guru), высший бог, повелел всем богам и богиням внести свой вклад, чтобы построить новый дворец. Любой, кто нарушит эту заповедь, мог быть сочтен ленивым и потерять руки и ноги.

Услышав повеление Батара Гуру, один из богов, Антабога (Antaboga), очень встревожился. Он имел форму змеи, и не мог работать над строительством дворца.

Он обратился за советом к Батара Нарада (Batara Narada), младшему брату Батара Гуру. Но Нарада был сбит с толку неудачей Антабоги. Змей очень расстроился и заплакал.

Пока он плакал, на землю упали три слезинки. Коснувшись земли, эти слезы превратились в три прекрасных сияющих яйца, похожих на драгоценности или жемчуг. Батара Нарада посоветовал ему предложить эти "драгоценности" Батара Гуру, надеясь, что этот подарок умилостивит его, и он вынесет справедливое решение по поводу инвалидности Анты.

С тремя яйцами во рту Анта отправился во дворец. По дороге к нему подошел орел и задал ему вопрос. Анта промолчал и не смог ответить на вопрос, потому что он держал яйца во рту.

Птица подумала, что Анта высокомерен, пришла в ярость, и начала атаковать Анту. Одно яйцо упало на землю и разбилось вдребезги. Вторая атака оставила Анту только одно яйцо, которое можно было предложить Гуру Батара.

Два разбитых яйца упали на землю и превратились в двух вепрей.

Наконец Антабога прибыл во дворец и предложил свою слезу в форме блестящего яйца Батара Гуру. Предложение было любезно принято, и Батара Гуру попросил змея охранять яйцо, пока оно не вылупится. Из яйца вылупилась очень красивая девочка. Он отдал девочку Батара Гуру и его жене.

Ее назвали Ньи Похачи Санхьянг Асри, и с годами она выросла в прекрасную принцессу. Она привлекала всех богов, которые видели ее, и даже своего приемного отца, Батара Гуру.

Увидев страсть Батара Гуру к своей приемной дочери, боги сильно забеспокоились. Опасаясь, что этот скандал может разрушить гармонию на небесах, они сговорились и отравили принцессу.

Тело принцессы похоронили в далеком и укромном месте. Однако из-за невиновности и божественности девушки на ее могиле появилось чудесное знамение.

Из ее захоронения выросло несколько полезных растений, которые навсегда принесут пользу человечеству. Из ее головы вырос кокосовый орех; из ее носа, губ и ушей выросли специи и овощи, из ее волос росли трава и цветущие растения, из ее груди росли фруктовые растения, из ее рук и рук выросли тик и другие деревья, из ее гениталий выросла сахарная пальма, из ее бедер выросли различные виды бамбука, из ее ног выросли клубневые растения, и, наконец, из ее пупка вырос рис.


фигурка Деви Шри из коллекции музея прикладных искусств и наук

Согласно некоторым мифам, белый рис вырос из ее правого глаза, а красный - из левого глаза. Считается, что все полезные растения, необходимые для нужд и благополучия человека, происходят из остатков тела Деви Шри.

Жители острова Ява почитали и почитали ее как доброжелательную богиню риса и плодородия. В древнем королевстве Сунда она считалась высшей богиней.

В большинстве мифов о Деви Шри упоминаются Деви Шри (также известная как Деви Асри, Ньи Похачи) и ее брат Седана (также известный как Седхана, Садхана, Садоно).

Во всех версиях, где Седана появляется с Деви Шри, они оказываются отделенными друг от друга: либо смертью, либо странствиями, либо отказом в браке.

Изображения Деви Шри


статуя Деви Шри, сделанная из эко-материалов в парке @bali.funtastic; фото: @madewedastra

Деви Шри всегда изображается молодой, красивой, стройной, но пышной женщиной. Как женщина на пике своей женственности и плодородия.

В яванской сакральной живописи Деви Шри обычно изображается в зеленой, белой или золотисто-желтой одежде с королевскими украшениями, как у индуистской богини Лакшми. Она держит рисовое растение с рисовыми зернами в одной из своих рук.

Высокая яванская культура требует, чтобы ее изображали с белым лицом, тонкими опущенными вниз глазами и безмятежным выражением лица.


современная керамическая солонка-перечница в виде фигуры Деви Шри

Ритуалы и обычаи в честь Деви Шри

Деви Шри по-прежнему очень почитается, яванцами, балийцами и сунданцами Индонезии. По всей Индонезии существует множество региональных аналогов или вариаций легенды о богине риса и плодородия.

Несмотря на то, что большинство индонезийцев являются мусульманами-суннитами, а жители Бали являются индуистами, коренные верования анимистической эпохи остаются очень сильными, им поклоняются параллельно с исламом, буддизмом, индуизмом и христианством. Это можно заметить на примере традиции поклонения богине Деви Шри.

Традиционные яванцы, занимающиеся сбором урожая, часто имеют в своем доме небольшую святыню под названием Пасреан (место Шри), посвященную Деви Шри, украшенную ее бюстом, идолом или другим ее подобием.

Это святилище обычно украшают замысловатые изображения змей в честь змея Антабоги.

У сельских яванцев существует народное поверье, что змея, вошедшая в дом, не должна быть прогнана. Люди в доме должны сделать ей подношения, поскольку змея - хорошее предзнаменование удачного урожая.

У яванцев и сунданцев есть традиционная церемония под названием мапаг Шри перед сбором урожая риса. Мапаг Шри означает "позвать или пригласить Шри". В ходе церемонии люди призывают дух Деви Шри прийти в их деревню. А также молятся ей за предстоящий успешный урожай.

У сунданцев до сих пор отмечается фестиваль, посвященный Деви Шри. Это ежегодный фестиваль урожая риса Серен Таун.

Во время церемонии благословения семян риса перед посадкой или во время церемонии сбора урожая сунданцы поют определенные песни. Эти песни должны пригласить богиню спуститься на землю и благословить семена риса и фермеров, чтобы предотвратить несчастья.

Балийцы расставляют особые алтари на рисовых полях, посвященные Деви Шри.


плетеная фигурка Деви Шри 1937 года

Фигурку богини риса часто делают из сотканного джанура (молодого кокосового листа), или листа пандана или цветного липкого риса и называют "чили" (cili).



Читайте также на Балифоруме:
Как выращивают рис на Бали
Сарасвати - балийский день знаний
Религия Бали. Балийский индуизм
Философия балийских подношений - или о сущности прекрасной цели
Что такое пенджор (penjor) и что он обозначает?
Чем живет обычная балийская женщина
Комментарии
0
Здесь в скором времени появятся сообщения.
Вы можете добавить его прямо сейчас!