Допустим, у вас есть или скоро появится KITAS. Может показаться что приходит пора расслабиться, но это не совсем так, есть ещё некоторое количество бумажной работы для легализации и получения дополнительных бонусов. В частности, нужно оформить SKTT.
Почему-то, большинство агентов об этой бумаге изначально не уведомляют, а по запросу выдают за услугу оформления круглые суммы. В нашем случае за два SKTT запросили 6 миллионов рупий. Было решено попробовать оформить всё самостоятельно, процесс оказался куда проще чем может показаться и куда дешевле. Мы уложились в 600 тысяч, то есть сэкономили 90% стоимости. Повторить наш путь, описанный ниже, можно за три дня, потратив суммарно 4-8 часов на 5-6 поездок в зависимости от расстояний от вас до точек маршрута. Стоит ли ваше время такой экономии - решайте сами.
Итак, SKTT. Что это и зачем оно вам?
SKTT (Surat keterangan tempat tinggal) - дословно «информационное письмо о месте жительства», если не буквоедствовать - сертификат о регистрации по месту проживания.
Без него вы не оформите авто или байк в собственность, могут быть вопросики у банков и страховой, в документе указан ваш NIK, что тоже достаточно важно (хотя вроде бы, этот идентификатор можно получить и без оформления эскатэтэхи). Ну и вообще-то, по закону вы обязаны его оформить в течение 14 дней после получения KITAS и предъявлять по требованию. Предусмотрены даже штрафы на этот счёт. Продлить ваш KITAS на следующий период без наличия SKTT не выйдет. В общем, делать нужно.
Что неплохо бы учесть заранее:
Адрес, который вписан или будет вписан в ваш KITAS очень важен. SKTT удостоверяет именно его и тут хорошо бы быть уверенным в том что на время действия KITAS вы будете проживать по этому адресу или, как минимум, иметь возможность получать пришедшую туда почту или встретить проверку. Для уверенности в сроке аренды очень поможет заключённый договор с маркой (Meterai Tempel) и подписью. Шаблон, который есть на Балифоруме (ссылка на пост), вполне годится, проверено. Хорошие отношения с арендодателем дополнительно увеличивают значимость договора и в дальнейшем помогут получить фотку его KTP (основная индонезийская айдишка) для оформления вашего SKTT.
Не будет лишним знакомство с Келианом вашей местности (где его найти точно знают ваши соседи-локалы), советом старейшин, заседающим в Kantor Desa и с Банджаром. Поговаривают, что такие знакомства вообще очень полезны для беспечной жизни на острове.
Бахаса - отдельный плюсик, даже если знания самые начальные.
До начала квеста рекомендую отправиться в ближайший fotocopy с фотоателье, сделать штук по 5-10 копий своего загранпаспорта и KITAS (три копии каждого документа пригодятся для получения регистрации, остальные оставите про запас на будущее), распечатать пару экземпляров фотки KTP арендодателя или местного знакомого, сфотографироваться на красном фоне и напечатать не менее 4-х экземпляров размера 3х4 сантиметра.
Также заедьте в Indomaret за маркой Meterai Tempel в 10000 рупий.
И ручку положите в карман.
Стартуем оформление
Поездка нулевая (опциональная). К Келиану
Келиан - это нижний и один из самых важных для вас уровней местного самоуправления, он отвечает за 100-200 семей внутри деревни, примерно всех знает и решает кучу самых локальных вопросиков.
Что брать с собой?
Хорошее настроение
Куда ехать?
Спрашиваем у соседей где живёт Kelian Dinas и отправляемся по адресу.
Что делать?
С Келианом знакомимся, посвящаем в свои планы и просим формат письма от арендодателя (SURAT PERNYATAAN). Можно обменяться контактами если есть планы интегрироваться в жизнь района. Если стесняетесь - поездкой можно пренебречь и воспользоваться приложенными шаблонами письма.
Мне выдали вот такую форму (ФАЙЛ), в которой сказано что податель сего сам меня позвал на остров и принимает полную ответственность за все мои действия.
Однако арендодатель попросил поменять формулировку на следующую (ФАЙЛ), здесь всё проще. Удостоверяется что я действительно проживаю по адресу и он с этим ок. По факту этого оказалось достаточно.
Поездка первая. К арендодателю за подписью
Что брать с собой?
- Заполненное в своей части (нижней) письмо Surat pernyataan
- Марку Meterai Tempel на 10 000 рупий
- Ручку
Куда ехать - знаете сами.
Что делать?
Лепите марку на отмеченный участок письма, наблюдаете как арендодатель заполняет свою часть (верхнюю) и ставит подпись, захватывая росчерком приклееную марку. Просите выслать фото арендодательского KTP. Скорее всего, он вышлет без проблем. Благодарите и уезжаете.
Поездка вторая. В полицию за справкой Surat Tanda Melapor
Справка простая, готовится минут 10, содержит самые простые факты о вас (кто, откуда, когда и на какой срок приехал, где живёт) и подтверждает что в полицию вы эти данные предоставили. По-сути, справка из полиции о том, что вы зашли в полицию.
Что брать с собой?
- Оригинал паспорта (Загран, да)
- Копию паспорта
- Оригинал KITAS
- Распечатку KITAS (Ту, что покрупнее)
- Договор аренды или письмо от арендодателя
- 30 тысяч рупий за каждого подателя
Куда ехать?
Ищем на гуглокартах ближайший Polsek resor или Polres. Наш убудский полсек находится напротив Дельта Деваты https://goo.gl/maps/2UCwxtsWuB5VKjV36
Что делать?
Сообщаете что приехали за Surat Tanda Melapor, вам показывают на окошко, куда нужно всунуть все подготовленные бумаги и 30 тысяч рупий за каждую справку. Вот, собственно, и всё.
Мы привозили договор аренды, но может хватить и письма арендодателя.
Поездка третья. В сельсовет Kantor Desa за справкой Surat Domisili
Kantor Desa - Совет района или что-то около того. Там сидят важные ребята и делают какие-то важные дела. В том числе выдают справки. Она-то нам и потребуется. Сдадим ранее полученную справочки от арендодателя и с доплатой выменяем на справочку покруче. С которой уже в итоге поедем за SKTT.
Что брать с собой?
- Оригинал паспорта
- Копию паспорта
- Оригинал KITAS
- Распечатку KITAS
- Surat pernyataan(Письмо от арендодателя из поездки 1)
- Surat Tanda Melapor (Справка от полиции из поездки 2)
- Распечатку фото KTP арендодателя (его скорее всего не спросят, но фотка может очень пригодиться далее)
- Деньги. В нашем случае по квитанции взяли 250 тысяч рупий за каждого подателя.
Куда ехать?
Ищем на гуглокартах Kantor Desa с названием вашего района.
Что делать?
Подать все запрошенные документы, подождать минут 15, поболтать с присутствующими, познакомиться, дождаться справки, поблагодарить.
Поездка четвертая. в ЗАГС (Pencatatan Sipil) для оформления SKTT
Pencatatan Sipil - прямо ЗАГСом и является. Тут регистрируют гражданские состояния, в том числе и место жительства. То, что нам надо в результате всех проделанных упражнений.
Что брать с собой?
- Оригинал паспорта
- Копию паспорта
- Оригинал KITAS
- Распечатку KITAS
- Фотографии 3*4 на красном фоне
- Surat Tanda Melapor (Справка от полиции из поездки 2)
- Surat Keterangan Domisili (Справка от Kantor Desa из поездки 3)
- Распечатку фото KTP арендодателя (если вдруг с арендодателем не случилось доверия, то почти гарантированно подойдёт фото КТП любого другого местного жителя. Вообще любого)
Куда ехать?
Ищем на гуглокартах Pencatatan Sipil с названием вашего округа. Для Убуда и всея Гианьяра локация следующая: https://goo.gl/maps/8gsi7ieA2awieXrP9
Что делать?
Взять талончик, подождать в очереди (обычно окошки для работы с экспатами отдельные и больших очередей туда нет, но приехать лучше пораньше), получить и заполнить обширную, но не слишком сложную анкету, сдать её вместе с привезёнными документами, спросить когда можно приезжать за готовым SKTT (скорее всего, через 2 рабочих дня).
Поездка пятая. в ЗАГС (Pencatatan Sipil) для получения SKTT
Что брать с собой?
Оригинал паспорта
Куда ехать?
Туда же. Pencatatan Sipil вашего округа. Для Гианьярцев https://goo.gl/maps/8gsi7ieA2awieXrP9
Что делать?
В уже знакомое окошко предьявить паспорт, получить SKTT (Бумажка A4 с вашим фото, цифрами и текстами про вас).
По пути обратно отсканируйте документ чтобы всегда иметь его под рукой и распечатайте несколько копий про запас.
Порадуйтесь завершению процесса и росту легальности собственного пребывания в Индонезии.
Итоги и собственные впечатления
Итоги, простые. Время потрачено, деньги сэкономлены, первое знакомство с балийской бюрократией получено.
Впечатления скорее положительные. Было бы круто, конечно, сделать все эти экшены в едином окне, желательно в окне браузера, но за неимением такой возможности и шесть описанных поездок не ввергли в уныние и панику: люди на местах в крайней степени доброжелательны, всячески пытаются помочь, не чинят препятствий, в среднем скромно владеют английским, но этого достаточно чтобы объясниться по обсуждаемым вопросам.
Из показательного и поучительного. Хотели в качестве спонсора наших SKTT указать собственную компанию, что не противоречит закону, но улыбчивый клерк в окошке сообщил что так не получится потому как "Программа просит фото КТП" и как делать по-другому он не в курсе. Дайте мне, говорит, любую фотку любого КТП, не усложняйте. Не знаю, говорит, что там в законах и правилах написано. Знаю что нужно пихать в программу. Ну и, в общем-то, решили не плыть против течения, отдали фото КТП арендодателя и погнали дальше.
Удачи тем, кто решит повторить процесс по этому мануалу, с нетерпением жду комментариев, дополнений и правок.
- Живу в районе Керобокан
- весь процесс занял 3 часа
- 2. К Керобокану относится следующий полицейский пост "North Kuta Police Station" (ездил к ближайшему - там меня развернули, так как у них тут не всегда самое ближнее относится к твоему месту жительства). Чангушный пост очень приветливый, без единого вопроса оформили Surat Tanda Melapor, денег не попросили, сказали "up to you", отдал палтос, других купюр не было.