На Бали возобновили полноценную работу автобусы Trans Metro Dewata (TMD), известные как “красные автобусы”. Их официальный перезапуск состоялся 18 апреля при поддержке правительства провинции Бали и местных администраций в рамках схемы совместного финансирования.

Проект TMD теперь охватывает шесть маршрутов, соединяющих ключевые точки острова: от туристических районов до учебных заведений и аэропорта. Для их обслуживания было подготовлено 75 автобусов, из которых 69 курсируют ежедневно, а шесть находятся в резерве.
Шесть маршрутов TMD включают:
- Центральная парковка в Куте — терминал Песиапан,
- Терминал Убунг — аэропорт Нгурах Рай,
- Терминал Убунг — Санур,
- Терминал Убунг — парковка у парка обезьян в Убуде,
- Центральная парковка в Куте — Политехнический колледж Удаяна,
- Центральная парковка в Куте — Нуса Дуа.
Красные автобусы обеспечивают удобное сообщение между ключевыми районами Бали, включая Куту, Санур и Джимбаран. Например, один из популярных маршрутов — Коридор 5 (K5), который курсирует от Центра парковки в Куте до Государственного политехнического колледжа Бали (PNB), с возвращением обратно через Санур.
Кроме того, теперь путешествовать общественным транспортом по Бали стало еще проще и комфортнее с приложением Trans Metro Dewata. С помощью него можно:
-Проверять маршруты и расписание автобусов в реальном времени.
-Находить ближайшую автобусную остановку от вашего местоположения.
-Отслеживать движение автобуса напрямую на карте.
-Проверять маршруты и расписание автобусов в реальном времени.
-Находить ближайшую автобусную остановку от вашего местоположения.
-Отслеживать движение автобуса напрямую на карте.
Приложение легко можно скачать как для айфонов, так и для андроидов. А с картой маршрутов красных автобусов можно ознакомиться здесь.
Общий бюджет на эксплуатацию системы в 2025 году составил 49,7 миллиарда рупий. Вклад распределился следующим образом: 15 миллиардов — от провинциального правительства Бали, 14 миллиардов — от города Денпасар, 16 миллиардов — от округа Бадунг, 4,7 миллиарда — от округа Гианьяр. Округ Табанан был освобождён от финансирования из-за ограниченного бюджета.
Губернатор Бали Ваян Костер подчеркнул, что TMD — это социальный проект, а не коммерческое предприятие. «Мы не рассчитываем, сколько прибыли можем получить. Наша цель — обеспечить общество доступным транспортом», — заявил Костер во время церемонии запуска.

Однако губернатор не скрывает, что текущая заполняемость автобусов ниже ожидаемой. Он поручил транспортному департаменту провести оценку маршрутов и разработать дополнительные меры по привлечению большего числа пассажиров.
Глава департамента транспорта Бали И Геде Ваян Самси Гунарта сообщил, что движение автобусов будет регулироваться так, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Утром интервалы между рейсами составят в среднем 10–16 минут, а днём — до 18 минут.
Запуску TMD предшествовали два дня пробных поездок — 18 и 19 апреля, — после четырехмесячного перерыва в работе. Система остановилась 1 января 2025 года после прекращения централизованного финансирования. Однако под давлением общественности, в том числе студентов Университета Удаяна, а также в результате петиции с более чем 25 тысячами подписей, было принято решение о возобновлении движения.

Изначально проект TMD был запущен в 2020 году как инициатива центрального правительства. С 2025 года его финансирование официально перешло в руки региональных властей.
Власти планируют усилить информирование населения о работе автобусов TMD. В информационную кампанию вовлечены правительство провинции Бали и представители полиции. Все это должно привлечь больше жителей и туристов к использованию общественного транспорта.
Вы можете добавить его прямо сейчас!