Остров Бали и культурное наследие
фото: Aditya Agarwal from Pexels
Бали славится великолепием балийско-индуистской культуры, высокоразвитой и художественно орнаментированной системой жизни и обрядов. Эта культура замерла на моменте шестнадцатого века в момент наивысшего расцвета и сохранилась до наших дней.
Жизнь балийских средневековых церемоний до сих пор остается живой традицией населения, состоящего из удивительно красивых и одаренных людей.
Бали - уголок нетронутой природной красоты, который премьер-министр Индии Джавахарлал Неру назвал «утром мира».
Никто не в силах точно объяснить, как случилось это чудо. Как один идиллический маленький остров создал и смог поддерживать богатую цивилизацию.
Самое правдоподобное предположение относительно удачи Бали состоит в том, что остров и его жители извлекли выгоду из удачного сочетания вовлеченности и непривязанности.
Бали рано подвергся влиянию цивилизаций Юго-Восточной Азии, но до конца колониальной эпохи он был изолирован от вторжения европейских исследователей и торговцев.
Остров был так же плодороден, как и живописен, а островитяне трудолюбивы и артистичны.
Древние пороки, такие как суеверия, рабство, обряд сожжения жен "сати", существовали здесь долгое время, но они компенсировались. Одним из компенсирующих факторов было анимистическое убеждение, что божества природы более склонны защищать, чем мстить.
Бали находится в пяти километрах от восточной оконечности Явы, на прямом древнем торговом пути между островами специй Малуку и азиатскими перевалочными пунктами, которые издавна распространяли гвоздику, мускатные орехи и мускатный цвет.
голландская карта Индонезии 1610 года
С древности остров посещали индийские, арабские, китайские, японские, бугийские и другие восточные торговцы. Они привозили с собой и свои товары, и свои манеры и обычаи.
Но как только остров был заселен, сам Бали и балийцы больше отталкивали, чем привлекали поздних поселенцев.
Вдоль большей части морского побережья Бали находился под естественной защитой высоких скал и коралловых рифов. Близлежащие моря славились внезапными штормами. Они были известны как места обитания акул и барракуд.
фото: Aleksandar Pasaric from Pexels
А сами балийцы были физически сильны и, вероятно, яростны в бою.
Балийцы считали моря обителью демонов и монстров и не старались ни исследовать их, ни оказывать помощь и содействие пришлым путешественникам.
Одно из местных верований острова заключалось в том, что всё, что бы ни выбросили на берег волны, должно было стать собственностью королей. Останки кораблей потерпевших кораблекрушения разграблялись, а выжившие жертвы обращались в рабство.
Таким образом, Бали долгое время оставался малоизвестным для внешнего мира и не особенно привлекательным для знакомства.
Ранние азиатские и более поздние европейские мореплаватели предпочитали проплывать мимо Бали к другим островам, предлагавшим более надежную и безопасную прибыль.
Балийцы быстро впитали некоторые внешние влияния, гениально приспособив их к своим требованиям.
фото: Skitterphoto
Они начали выращивать рис по крайней мере два тысячелетия назад и достигли научного уровня возделывания, не имевшего себе равных в этом регионе.
Примерно полтора тысячелетия назад балийцы начали преобразовывать свой родной анимизм, приняв индуистские обряды. К шестнадцатому веку они создали самобытную цивилизацию, которая могла бы быть сопоставима с цивилизациями Индии или Юго-Восточной Азии.
Балийско-индуистский мир сохранился нетронутым до девятнадцатого века. Он не разрушился и когда ощутил влияние голландского колониализма. Дух традиционного Бали сохранился и в современную эпоху.
фото: Dion Luas from Pexels
Балийцы - это микс разных австронезийских народов, переселившихся в островную Юго-Восточную Азию в доисторические времена.
Первое сильное внешнее влияние на ранних балийцев оказали индийские или индианизированные торговцы и путешественники, принесшие с собой индуистские учения.
Бали принял великую волну индийского влияния, прокатившуюся по большей части Юго-Восточной Азии во второй половине первого тысячелетия.
В политике и религии индийцы ввели важное понятие бога-короля, столица которого отражает великолепие и совершенство Небес и чей народ процветает только до тех пор, пока правитель ведет себя в соответствии с естественным и божественным законом.
У каждого балийского правителя был свой кратон или пури (дворец), из которого он реализовывал духовную и светскую власть через иерархию придворных и священников. Нередко они свергали дурного правителя и заменяли его лучшим.
Перевод из книги "Краткая история балийского пиратства, рабства, опиума и оружия: история островного рая", Ханна Уиллард
Продолжение следует
Архитектура балийского храма
Философия балийских подношений - или о сущности прекрасной цели
Сюрпризы непростого балийского календаря
Национальные особенности характера балийцев
Религия Бали. Балийский индуизм
фото: Aditya Agarwal from Pexels
Бали славится великолепием балийско-индуистской культуры, высокоразвитой и художественно орнаментированной системой жизни и обрядов. Эта культура замерла на моменте шестнадцатого века в момент наивысшего расцвета и сохранилась до наших дней.
Жизнь балийских средневековых церемоний до сих пор остается живой традицией населения, состоящего из удивительно красивых и одаренных людей.
Бали - уголок нетронутой природной красоты, который премьер-министр Индии Джавахарлал Неру назвал «утром мира».
Никто не в силах точно объяснить, как случилось это чудо. Как один идиллический маленький остров создал и смог поддерживать богатую цивилизацию.
Самое правдоподобное предположение относительно удачи Бали состоит в том, что остров и его жители извлекли выгоду из удачного сочетания вовлеченности и непривязанности.
Бали рано подвергся влиянию цивилизаций Юго-Восточной Азии, но до конца колониальной эпохи он был изолирован от вторжения европейских исследователей и торговцев.
Остров был так же плодороден, как и живописен, а островитяне трудолюбивы и артистичны.
Древние пороки, такие как суеверия, рабство, обряд сожжения жен "сати", существовали здесь долгое время, но они компенсировались. Одним из компенсирующих факторов было анимистическое убеждение, что божества природы более склонны защищать, чем мстить.
Бали находится в пяти километрах от восточной оконечности Явы, на прямом древнем торговом пути между островами специй Малуку и азиатскими перевалочными пунктами, которые издавна распространяли гвоздику, мускатные орехи и мускатный цвет.
голландская карта Индонезии 1610 года
С древности остров посещали индийские, арабские, китайские, японские, бугийские и другие восточные торговцы. Они привозили с собой и свои товары, и свои манеры и обычаи.
Но как только остров был заселен, сам Бали и балийцы больше отталкивали, чем привлекали поздних поселенцев.
Вдоль большей части морского побережья Бали находился под естественной защитой высоких скал и коралловых рифов. Близлежащие моря славились внезапными штормами. Они были известны как места обитания акул и барракуд.
фото: Aleksandar Pasaric from Pexels
А сами балийцы были физически сильны и, вероятно, яростны в бою.
Балийцы считали моря обителью демонов и монстров и не старались ни исследовать их, ни оказывать помощь и содействие пришлым путешественникам.
Одно из местных верований острова заключалось в том, что всё, что бы ни выбросили на берег волны, должно было стать собственностью королей. Останки кораблей потерпевших кораблекрушения разграблялись, а выжившие жертвы обращались в рабство.
Таким образом, Бали долгое время оставался малоизвестным для внешнего мира и не особенно привлекательным для знакомства.
Ранние азиатские и более поздние европейские мореплаватели предпочитали проплывать мимо Бали к другим островам, предлагавшим более надежную и безопасную прибыль.
Балийцы быстро впитали некоторые внешние влияния, гениально приспособив их к своим требованиям.
фото: Skitterphoto
Они начали выращивать рис по крайней мере два тысячелетия назад и достигли научного уровня возделывания, не имевшего себе равных в этом регионе.
Примерно полтора тысячелетия назад балийцы начали преобразовывать свой родной анимизм, приняв индуистские обряды. К шестнадцатому веку они создали самобытную цивилизацию, которая могла бы быть сопоставима с цивилизациями Индии или Юго-Восточной Азии.
Балийско-индуистский мир сохранился нетронутым до девятнадцатого века. Он не разрушился и когда ощутил влияние голландского колониализма. Дух традиционного Бали сохранился и в современную эпоху.
фото: Dion Luas from Pexels
Балийцы - это микс разных австронезийских народов, переселившихся в островную Юго-Восточную Азию в доисторические времена.
Первое сильное внешнее влияние на ранних балийцев оказали индийские или индианизированные торговцы и путешественники, принесшие с собой индуистские учения.
Бали принял великую волну индийского влияния, прокатившуюся по большей части Юго-Восточной Азии во второй половине первого тысячелетия.
В политике и религии индийцы ввели важное понятие бога-короля, столица которого отражает великолепие и совершенство Небес и чей народ процветает только до тех пор, пока правитель ведет себя в соответствии с естественным и божественным законом.
У каждого балийского правителя был свой кратон или пури (дворец), из которого он реализовывал духовную и светскую власть через иерархию придворных и священников. Нередко они свергали дурного правителя и заменяли его лучшим.
Перевод из книги "Краткая история балийского пиратства, рабства, опиума и оружия: история островного рая", Ханна Уиллард
Продолжение следует
Архитектура балийского храма
Философия балийских подношений - или о сущности прекрасной цели
Сюрпризы непростого балийского календаря
Национальные особенности характера балийцев
Религия Бали. Балийский индуизм
Фото Artem Beliaikin from Pexels
Индианизация Бали стала результатом не завоеваний и колонизации, а, скорее, заражения цивилизацией.
Правители нашли в индийской культуре религиозные и административные обычаи, которые точно служили их целям, и народ откликался на них с таким энтузиазмом, что доказывал правильность этого выбора.
Индия предоставила балийскому обществу литературную, художественную, социальную, теологическую и политическую модель развивития. Балийцы сохранили большую часть индийского оригинала, применив творческие адаптации.
Фото Artem Beliaikin from Pexels
Индианизация Бали длилась много веков. Наибольшее влияние на культуру острова оказала не сама Индия, а близлежащая Ява, которая еще раньше, чем Бали, подверглась индианизации.
Задокументированная история Бали в этот период в основном представляет каталог имен малоизвестных королевских особ и неточных ссылок на забытые события.
Современные археологи восстановили приблизительную последовательность событий по надписям на санскрите или классическом балийском языке на предметах из камня и металла, большинство из которых оказались храмовыми сокровищами.
Они сопоставили имена, даты и события, чтобы создать хронологический план, который сочетается с более подробным планом для островов Ява и других регионов.
памятник богу Брахме в центре Денпасара
К 1001 или, возможно, 991 году, когда произошло первое подтвержденное историческое событие, Бали уже был сильно индианизирован.
В том году, предположительно, родился Аирланга. Он был сыном балийского короля Удаяны Вармадевы (известного как Удаяна и иногда отождествляемого с королем Камбоджи Удаядитьяварманом, сосланным в 1000 году, возможно, на Бали) и яванской королевы, Гунаприядхармапатни (известной как Махендрадатта).
статуя изображающая правителя Аирлангу; из коллекции музея Тровулан в Восточной Яве
В ранней юности принца Аирлангу отправили для обучения и женитьбы ко двору Меданг на Восточной Яве. Когда правитель Меданга был свергнут в ходе гражданской войны, Аирлангу пригласили на его место. Он посвятил себя восстановлению империи и добавил свой родной остров Бали к яванским владениям.
Аирланга управлял Бали через регента, который, вероятно, был его дядей, братом или двоюродным братом.
Аирланга положил начало периоду тесных яванско-балийских политических и культурных контактов, которые продолжались более трех столетий. Отношения не обошлись без конфликтов.
Балийцы несколько раз заявляли о своей автономии, а яванские императоры династий Сингасари или Маджапахит пытались восстановить власть над Бали.
Балийские правители, в жилах которых текли различные пропорции балийской и яванской крови, были замешаны в династическом соперничестве, которое нередко приходилось разрешать яванскому королевству Маджапахит.
Яванский правитель Кертанагара провел операцию по умиротворению и воссоединению Бали в 1262 (или 1284) году, это же сделал и великий полководец Гаджа Мада в 1343 году.
современное изображение военачальника Гаджа Мада
Когда сама империя Маджапахит пала в 1527 году, миграции с Явы на Бали привели к более массовому взаимопроникновению культур.
Завоевание Бали династией Маджапахит и ранние правители
В период правления династии Маджапахит балийская история начинает приобретать более ясное содержание и структуру.
карта империи Маджапахит в 1365 году
Полководец Гаджа Мада впервые сделал Бали провинцией империи с губернатором из представителей Маджапахит.
Капакисан, первый правитель Бали и, согласно балийской легенде, отпрыск каменного Брахмы и небесной нимфы, стал основателем рода князей.
Они правили островом скорее как сторонники, чем как подчиненные яванского государства.
Капакисан и его преемники иногда использовали яванский титул Сусухунан (Император), но чаще - балийский титул Дэва Агунг (Великое божество). Таким образом они давали понять, что правили независимо и согласно божественному праву.
Капакисан построил себе дворец кратон (на яванском языке) или пури (на балийском) в Сампрангане (в районе современного Гианьяра) и твердо, но справедливо правил островом.
Власть наследовал его сын Шри Аджи Кресна Капакисан, о котором ничего не известно, кроме его имени.
За ним последовал его сын Далем Сампранган, о котором тоже ничего примечательного не известно. Далем Сампранган, третий правитель и Дэва Агунг, был склонен к тщеславию, легкомыслию и продажности. Поэтому его советники убедили его сына Далема Кетута построить отдельный кратон в соседнем Гелгеле и постепенно узурпировать власть.
Далему Кетуту удалось восстановить королевский авторитет и престиж.
Он стал известен тем, что приехал на Яву для участия в торжественном имперском совете, созванном императором Хаямом Вуруком (годы правления 1350–1380).
современное изображение императора Хаяма Вурука
На совете прошло обсуждение проблем, которые сотрясали империю и разрушили ее в итоге столетие спустя.
Падение Маджапахита ознаменовало подъем Матарама, новой яванской империи, созданной из небольших королевств, вдохновленных появлением мощных исламских влияний.
Ряд индуистских священников, знати, солдат, художников и ремесленников Маджапахита бежали с Явы на Бали, спасаясь от завоевателей. На Бали они дали новый импульс уже сильно индианизированной культуре, которая таким образом смогла обогатиться.
В этот период индуистский Бали и мусульманская Ява стали врагами.
Восточно-яванский штат Бламбанган, отделенный от Бали проливом стал буферным регионом.
Балийцы требовали на него права, а иногда и наполовину покоряли Бламбанган. Матарам часто угрожал балийцам, но обычно не мог противостоять вторжению, и на протяжении столетий балийско-яванские отношения часто воспламенялись.
Перевод из книги "Краткая история балийского пиратства, рабства, опиума и оружия: история островного рая", Ханна Уиллард
Продолжение следует
Истоки балийской культуры
Архитектура балийского храма
Философия балийских подношений - или о сущности прекрасной цели
Сюрпризы непростого балийского календаря
Национальные особенности характера балийцев
Религия Бали. Балийский индуизм