Признаться, Бали — так себе курорт.
Всегда был так себе. На одной только Яве с десяток мест куда лучше, про Сулавеси даже не говорю. Из 17 000 островов примерно 16900 лучше Бали в плане видов и природы.
Все говорят — уникальная культура.
Но это не единственная уникальная культура в Индонезии. Здесь на каждом углу своя особенная культура от которой то дух захватывает, то глаза на лоб лезут, и балийская из них уж точно не самая прикольная.
(В Индонезии несколько сотен этнических групп. Картинка кликабельна)
***
Примерно с тысячу лет назад Бали стал популярным курортом для яванских королей. Но у тех, понятно, был свой гешефт. Как раз в то время они принудительно подвергались исламу, а Бали это сиськи. Тут ведь не носили верхней одежды, кроме как по исключительным случаям. В обычной жизни балийки не носили ничего кроме саронга – полотна ткани вокруг бёдер.
Тогда ещё Ява совсем недавно была буддийской, понятно, их тянуло к корням.
Мусульмане балийцев завоёвывать не стали, своих дел хватало. Ездили сюда отдыхать от религиозных войн. Например, от тотального вырезания индуистов на Яве, их там много было, руки уставали убивать. Ну и сиськи, опять же. На самом Бали тоже проблем было достаточно и без яванцев, сплошные войны. Пять королевств, постоянные разборки с Ломбоком и друг с другом. Но как-то продержались до 20-го века.
***
За несколько лет на Бали я часто спрашивала себя и других: как так вышло, что люди, которые создали такую исключительно сложную, ни на что не похожую, своеобразную культуру и архитектуру — совсем ничего об этом не знают.
(Пляшут, а зачем — сами не знают. Потому что потому. Так отцы и деды делали, вот и вся причина)
Чему их учат в школе? Почему подавляющее большинство балийцев не умеют читать и писать по балийски (хотя могут разговаривать)? Я встречала за время своего эксперимента сотни и сотни балийцев из самых разных слоёв общества, среди них было много людей творческих профессий, — и очень мало кто смог дать мне более-менее внятные объяснения по поводу церемоний. Они не знают. Большинство не понимает смысла, просто следует.
Я общалась с многими людьми, но ничто в них не навело меня на предположение, что они способны создать что-то стоящее, не говоря уж об уникальной культуре.
***
Простые исторические справки открыли мне глаза. Балийской культуры не существует уже очень давно.
Она была практически полностью уничтожена с 1860-го по 1908-ой голландцами.
В ходе двух военных кампаний 1906-го и 1908-го годов голландцы установили полный контроль над Бали. Это было чудовищно, по другому не описать. Они убивали всех. Тотальный геноцид.
Последняя интервенция, 1908-го года, была шестой по счету и увенчалась полным успехом.
Я расскажу вам как балийцы сопротивлялись вражескому нашествию: когда голландская армия подошла к королевскому дворцу, они открыли ворота. Вышла процессия во главе с королем, всего более тысячи человек: аристократия, духовенство, дворцовые слуги, все-все, вплоть до маленьких детей. Все они были в белых одеждах и вооружены только крисами – ритуальными кинжалами. Накануне ночью они уже провели специальную церемонию прощания с жизнью. Король вышел вперед и подозвал жреца. И тот убил его ножом в сердце.
После этого подданные стали убивать себя и тех, кто не мог решиться сам, например, детей.
Голландские войска стали их расстреливать. Зачем??? Зачем расстреливать тех, кто уже и так убивает себя?
Они расстреляли всех до единого. Подобные акции прошли одновременно в Денпасаре и четырёх других королевствах.
Все сливки общества, интеллигенция, самые образованные и утончённые люди, хранители знаний, лидеры общества — все были уничтожены в один день.
***
Голландские вторжения привлекли внимание мировой прессы (генералы догадались взять с собой на Бали нескольких писателей, а писатели в ужасе растрезвонили свои кошмарные впечатления на всю Европу), западная общественность узнала о кровавых зверствах на Бали. Газеты отмечали резкую диспропорцию между «преступлениями» балийцев и ужасами карательных голландских экспедиций. В результате образ Нидерландов как «доброй» колониальной державы был окончательно разрушен.
Нидерланды, критикуемые мировой общественностью за жестокость солдат на Суматре, Яве и восточных островах Индонезии, решили попытаться восстановить свой престиж, загладив свою вину перед балийцами: было объявлено о начале так называемой «этнической политики». В итоге, именно голландцы стали исследователями и защитниками балийской культуры и очень старались сохранить её наряду с начавшейся модернизацией страны. Были предприняты значительные усилия по сохранению традиционной культуры Бали, сам остров планировалось сделать «живым музеем» «классической» культуры Юго-Восточной Азии.
Жесточайшие вторжения 1906 и 1908 годов, вызвавшие международное возмущение и уничтожившие Бали, парадоксальным образом способствовали сохранению балийской культуры и превращению острова в один из самых популярных мировых курортов.
Но это, конечно, не сразу вышло.
Во-первых, высшего духовенства почти не осталось. То есть, тех, кто понимал, что надо делать, зачем и почему. Считанные десятки, и далеко не все из них хотели сотрудничать. А остались кто? Шудры, низшая каста. Все эти Путу и Кетуты, слуги и чернорабочие. Много они могли рассказать про смысл церемоний?
Голландцы и мировое сообщество старались, конечно, как могли. Приглашали художников, писателей и учёных, всевозможных исследователей и профессоров. Из пепла восстанавливали обломки древних знаний.
И хотя официально Бали был открыт для международного туризма с 1914-го года, дела шли так себе.
В семидесятые Кута вошла в "Треугольник ККК" (Кабул, Катманду, Кута) — излюбленный маршрут поколения хиппи. Они перемещались в сентябре в Афганистан на плантации коки, потом переезжали в Катманду с той же целью и завершали путешествие на Бали в сухой сезон.
Наконец, в 1969 году ООН под поручительство Всемирного банка сделал профессиональный анализ ситуации на Бали. Был создан план развития туризма. Особый упор сделали на район Букит-Бадунга, известный нам как Нуса Дуа — полностью искусственный участок побережья с пятизвёздочными отелями, завезённым белым песком и газонами, для поддержания которых ежегодно тратятся миллионы галлонов драгоценной для маленького острова пресной воды.
***
В 1978 году балийский губернатор Ида Багус Мантра предложил заинтересованным сторонам обратить внимание на богатейшую культуру острова. Но и это не особо помогло. Ситуация изменилась только к середине восьмидесятых, когда австралийцы открыли для себя балийский сёрфинг.
Всё, что мы видим сейчас на Бали — это ложь. Реконструировано с помощью специалистов и продвинуто маркетологами. Маленькая белая ложь, ребята, специально для нас.
А можно ссылки на первоисточники?
Что за плантации коки в Кабуле и Катманду?
Что за эксперимент в ходе которого опрошены сотни и сотни балийцев?
Почему ложь? И что ложь?