Если вы не опытный житель Бали, то есть смысл приобретать билеты и туры по близлежащим островам - на Нуса Пениду, Гили и Ломбок - через опытных операторов, которые владеют русским. Например, MyBaliTrips, которые подберут оптимальные маршруты под конкретную семью или компанию друзей.
Если же вы часто посещаете Индонезию или проживаете здесь долгое время и, тем более, имеете свои или арендованные авто и/или мотоцикл, то наверняка возникает необходимость воспользоваться паромными переправами. Из гаваней Гилиманук и Паданг Бай ходит паром типа ро-ро, принимающий к перевозке как обычных пассажиров, так и пассажиров с собственными транспортными средствами (не забудьте взять документы на них).
Есть несколько сайтов и приложений, где можно приобрести билеты. Сложность состоит лишь в языковом барьере - у некоторых сайтов и приложений нет англоязычной версии. Несмотря на интерфейс на индонезийском языке, интуитивно можно понять, как оформить покупку.
Категории транспортных средств
Для покупки билетов включая транспортное средство необходимо знать, к какой именно категории (инд. Golongan) относится ваш “железный конь”:
Golongan I - велосипед.
Golongan II - мотоцикл менее 500 куб.см.
Golongan III - мотоцикл более 500 куб.см.
Golongan IV-A - частный автомобиль/седан менее 5 м.
Golongan IV-B - грузовой автомобиль/пикап менее 5 м.
Golongan V-A - средний автобус менее 7 м.
Golongan V-B - средний грузовик менее 7 м.
Golongan VI-A - большой автобус менее 10 м.
Golongan VI-B - большой грузовик менее 10 м.
Golongan VII - грузовик менее 12 м.
Golongan VIII - грузовик 12-16 м.
Направление Бали - Ява и Ява - Суматра
Билеты на паром Гилиманук (Бали) - Кетапанг (Восточная Ява) и Мерак (Западная Ява) - Бакаухени (Суматра) можно найти на сайте tiket.com. Есть англоязычная версия. Интерфейс достаточно простой - нужно указать порт отправления и назначения, дату, время, количество пассажиров, категорию транспортного средства, если путешествуете на авто/мотоцикле или “пеший пассажир” (инд. Pejalan kaki), если едете налегке.
Нажимаем “Cari ferry” (поиск парома), далее открывается вот такое окно:
Нажимаем “Pilih tiket” (выбрать билет), открывается окно заполнения данных заказчика, пассажиров и транспортного средства.
Есть флажок “Совпадает с данными заказчика” (Sama dengan pemesan), чтобы не указывать дважды одни и те же данные. Tuan - господин, Nona - девочка или молодая незамужняя женщина, Nyonya - замужняя женщина. Usia - возраст. Pilih kota domisili - город проживания в Индонезии. Info identitas - выбираем “Paspor”, если у вас только иностранные документы. Указываем номер паспорта и страну выдачи. Если у вас уже есть местные индонезийские документы, то можно указать их - SIM (местные водительские права) или KTP (индонезийская идентификационная карта).
Указываем государственный номер транспортного средства и нажимаем “перейти к оплате” - Lanjut ke pembayaran, выбираем удобный способ оплаты. Обычно это местный электронный кошелек GoPay, Dana или виртуальный счет в местном банке. Нужно дать разрешение сайту отслеживать вашу локацию, иначе переход к оплате не срабатывает. После совершения платежа билеты приходят на почту, которую вы указали.
Направление Бали - Ломбок и Нуса Пенида
По направлению Паданг Бай (Бали) - Лембар (Ломбок), а также по некоторым другим направлениям удобно брать на сайте trip.ferizy.com или через приложение ferizy. Паромы ходят круглосуточно каждые 1,5-2 часа в зависимости от погоды и загруженности.
Доступны следующие маршруты:
Бали (гавань Паданг Бай) - Ломбок (Лембар).
Бали (Паданг Бай) - Нуса Пенида.
С Явы на близлежащие острова, например, Гресик (возле Сурабаи) - Бавеан, Джангкар (Восточная Ява) - Лембар (Ломбок), Джепара (Центральная Ява) - Каримунджава, Камал (Сурабая) - Уджунг (остров Мадура) и некоторые другие.
Рассмотрим на примере направления Бали - Ломбок:
1. Регистрируем аккаунт - вводим свои данные - имя, пол, дату рождения, вид и номер документа (KTP - идентификационная карта, SIM - водительские права или паспорт), номер телефона в Индонезии, город проживания. Даем разрешение на доступ к локации, иначе сайт или приложение плохо работают.
Либо можно войти через гугл-аккаунт и потом заполнить свои данные.
2. Зайдя в свой аккаунт, выбираем порт отправления (pelabuhan asal) и порт назначения (pelabuhan tujuan), дату и время отправления, вид сервиса (layanan), вид билета (пеший пассажир pejalan kaki или транспортное средство kendaraan).
3. Если указали транспортное средство, то далее нужно выбрать его категорию (см. классификацию).
4. Далее вводим количество пассажиров - взрослых и детей старше 2 лет (Dewasa) и младенцев младше 2 лет (Bayi) и класс обслуживания - эконом или бизнес.
5. Нажимаем желтую кнопку поиска “Cari jadwal”.
6. Проверяем данные и нажимаем “Pesan tiket”
7. Далее проверяем данные и вводим номер техпаспорта STNK (если путешествуем с транспортом), имя пассажира, пол, дату рождения, вид и номер документа, номер телефона, город проживания в Индонезии.
8. Подтверждаем
9. Еще раз проверяем данные и нажимаем на кнопку оплаты внизу страницы “Lanjutkan pembayaran”.
10. Выбираем удобный вид оплаты. Можно через виртуальные счета индонезийских банков или оплатить наличными в сетевых магазинах Индомарт или Альфамарт
После оплаты билеты придут на указанную почту. При въезде в порт нужно показать QR код.
Есть ещё один способ перемещения между островами - паром или Fery, но они очень медленные. Состояние паромов ужасное, недавно один затонул у берегов Явы. Компания Индонезов-колхозников в черезмерном количестве тоже мало кого обрадует. Исключение при котором стоит воспользоваться паромом - это случай когда вы путешествуете на машине и у вас всегда есть личное пространство, кондиционер, ноутбук и удобные кресла в машине, в этом случае путешествие не станет мучительным.
Паромы ходят каждый час с 6 утра до обеда. После обеда один два парома. Чтоб ночь не застала в море.
Катание туристов на морских катерах и яхтах, это отдельный вид бизнеса. Почти в любом яхт-клубе можно нанять яхту с экипажем на срок от нескольких асов до нескольких дней. Яхту без экипажа нанять сложнее. Для этого у желающего снять яхту должны быть соответственные документы.
Паромы - страшенные. Мне одного раза хватило. То, что там народу как муравьев и все смолят - это ладно. Если ты внутри машины, это не страшно. но никто не следит при погрузке, как размещается на пароме автотранстпорт, в результате паромы так и ходят перекошенные на один бок. Все казалось, что сейчас перевернется. Местным привычно, а мне ну очень сильно не понравилось.