На байке по Индонезии. Лайфхаки и советы от опытного путешественника

«В путешествии важен именно ПУТЬ, а не пункт назначения. В этой стране есть вообще все: киты, горы, пустыни, даже ледник! Она безумно красивая, ее населяют действительно хорошие радушные люди. Если есть возможность - путешествуйте».
Сергей (Desed)
Бали, наверное, самый известный остров Индонезии, крупнейшего в мире островного государства. Но индонезийский архипелаг насчитывает 18 тысяч островов, 922 из которых населены. Живут здесь 1700 разнообразных этнических групп, которые говорят на более чем 700 разных языках. Если принять в расчет еще и то, что большинство островов архипелага имеют вулканическое происхождение, что дарит невероятной красоты природу, можно с уверенностью сказать, что Индонезия - рай не только для балийских серферов, но и для путешественников. Сергей (в сети известный как @Desed) - человек, который давно уже исследует Индонезию на двух колесах, и вот что он рассказал о своих приключениях в этой прекрасной стране.
Расскажи немного о себе.
Сергей: Зовут меня Сергей, 28 лет живу в Индонезии уже 3 года, сам из Красноярска. Вот карта мест в стране, где я побывал за это время и навигация по постам итогов путешествий
Флорес и Комодо -> https://t.me/bike_in_indonesia/335
Калимантан(Borneo) -> https://t.me/bike_in_indonesia/833
Ломбок -> https://t.me/bike_in_indonesia/329 (в конце поста)
Тимор -> 04.12.2022 - не успех
Папуа -> 2024-2025 (как достроят дороги, их нет.)
Общий пройденный путь во время путешествий за пределами Бали: ~23000км
Я посмотрел твой блог в телеграмме, и возник вопрос, почему ты выбрал для путешествий Honda X-ADV, а не «гуся», например, или другой турэндуро-байк?
Сергей: У класса турэндуро 1200сс+ совершенно адский ценник в Индонезии, например, BMW GS 1250 стоит 1 млрд IDR, а это 65 тысяч долларов. Но это даже не основная причина, хотелось бы использовать байк на повседнев, а не только для путешествий. Попробуйте днем в 30 градусную жару постоять на любом мотоцикле 600сс+ в пробках, приятного будет мало и без плотных штанов на этих байках вообще не очень. Между X-ADV 750cc я рассматривал еще Yamaha Tracer 900 GT, но в стране были только старые байки 2017 го года. У KTM и Royal Enfield есть большие проблемы с обслуживанием здесь, а с моим пробегом в 20-30 тысяч км в год это несовместимо. Новая Africa Twin стоит 650 миллионов, но тут 99% пути это асфальт, и ее подвеска мне кажется избыточной.
НО! Байк особо-то не решает, все больше зависит от того, как вы будете путешествовать и сколько у вас времени и какой вы хотите вайб. Я изначально все проехал на Yamaha X-Max в стандартной комплектации, это, конечно, вообще не прикольно (только из-за задней подвески). На прокачанной стало совсем иначе и, в целом, комфортно. Но это все работает, если ты один. Если кто-то сидит у тебя номером два, то 300сс уже не хватает по мощности, подвеске и тормозам.
Апгрейды на твоем байке, зачем они нужны, чему служат, что еще хочется улучшить?
Сергей: Апгрейды штука важная, к счастью на Х-Adv в мотор лазить не особо нужно ибо 70нм и 55лс вполне достаточно чтоб попасть в вальгаллу, но у байка были другие проблемы.
  • Тормоза, например. Мы имеем байк в стоке, без крашбаров, кофров и он уже весит 235кг и тормоза с завода с таким весом не справлялись, хотя там и установлено 2 диска по 300мм спереди и вполне неплохая тормозная система, но не на этот чудовищный вес. Вообще в Индонезии ездить с ватными тормозами - это верная смерть, опасных ситуаций на дороге просто не посчитать. Все решилось заменой тормозных машинок. Стало лучше, но еще есть к чему стремиться.
  • Свет. Я вообще не видел байка с завода, где был сразу хороший ночной свет, разве что у Ducati, так что я установил дополнительные фары.
  • Подвеска. У нормальных байков она хорошая и на ADV хорошие подвески, но центральный амортизатор пришлось менять, так как с дополнительным весом он не справлялся.
  • Покрышки всегда стоит ставить лучшее. Для Индонезии это Pirelli. 
  • Перешив сиденья - это дело вкуса, но мне с кастомным удобней.
  • Еще установил дополнительный топливный бак на 15 литров в багажный отсек, и теперь на одном баке можно доехать Сурабая - Денпасар. В стандартном же варианте бак всего 13 литров и это - катастрофа.
Где в путешествии обслуживать байк и что нужно подготовить до него?
Сергей: Менять нужно масло, фильтры, свечи, тормозные колодки.
Если ваш трип 2000 км+ нужно ставить новые покрышки, никогда не доводите вашу резину до лысого состояния, ибо все может плохо кончиться.
Обслуживать байк советую только у дилера. Yamaha и Honda есть вообще везде.
Брать для путешествия байк без ABS не советую, и дело вообще не в навыках.
В идеале еще хотя бы установить на него дополнительный ночной свет.
Почему начал колесить по Индонезии и другим странам, как и когда появилась тяга к путешествиям?
Сергей: До этого много ездил на велосипеде, а когда приехал в ЮВА пересел на байки и как-то понеслось почти сразу. Я просто не вижу ничего интересного в массовом туризме, где на точке по пару сотен человек фоткают обычную какую-то штуку - ну реально что в этом прикольного?
Где уже успел покататься в мире?
Сергей: Пока не так много где успел покатать, ну я объехал всю Шри-Ланку трижды исколесил там все горы. Покатался по Таиланду, Пхукет - Бангкок, в планах на зиму откатать весь северный Таиланд и начинать куда-то летать для путешествий. Ну и естественно, я проехал большую часть Индонезии. Остались только совсем мелкие острова или места, где очень туго с инфраструктурой. Это, напрмер, Молукку и Папуа. Из планов - нормально откатать Суматру, еще Тимор остался незакрытым из-за поломки, и кусочек Сулавеси ждет.
Топ 10 мест в Индонезии, которые стоит посетить или офигенных дорог, спотов, по которым стоит прокатиться? Серпантины, красивые виды и тд. 
Сергей: Я отмечу здесь только те места на гугл-мапс и куда ты не ткнешь, везде будет 10/10 и куча интересных локаций в радиусе 50-100 км. Как обычно, это, в основном, горы.
Все места ниже хороши, мне сложно ранжировать по красоте.
  • Ачех, Суматра - горы 3000 метров и больше, идеальные дороги и супер красиво.
Фото: travelmarbles.com
  • Сулавеси, Тораджа (Rante Pao) - имхо лучшее место на Сулавеси, там интересная культура у местных людей, офигенно кайфовые деревеньки и дороги.
  • Восточная Ява - если знать, где ездить и как прокладывать маршруты, то будет очень круто. Можно сказать, там вулканический трип один только Бромо чего стоит.
  • Флорес, Bajawa - серпантины, вулканы, горячие источники и безумно красиво.
  • Флорес Larantuka - там начинается природа островов Алор, когда ты выходишь из поворота и видишь куча мелких островов, состоящих из вулканов в морских заливах это захватывает дух. В целом весь остров Flores - это идеальный остров для мотопутешествия.
  • Западная Суматра - тысячи километров вдоль Индийского океана по серпантинам без людей на скорости 120+, заповедники, пальмовые плантации, тысячи серф спотов где 0 людей.
Фото: thejakartapost.com
  • Озеро Тоба, Суматра - просто погуглите. Все будет понятно без слов.
Добавлю ещё вулкан Тамбора, острова Комодо, Раджа Ампат (пока не был), Алор (еще впереди).
Для любителей урбанистического треша советую трущебы пригорода Джакарты, желательно рядом с реками.
antaranews.com
В чем отличие других островов Индонезии от Бали?
Сергей: В общем, те, кто был на Бали, хорошо знают, что у острова есть большие проблемы с инфраструктурой. Ты едешь до места 30-40 км два часа пути по пробкам,  приезжаешь уже на нервах и везде плати-плати-плати парковка 5к - водопад 50-150к, и  дело даже не в сумме денег, это просто раздражает. Или вообще за въезд в город Кинтамани у тебя требуют 50к… На многих локациях толпы людей, ты едешь полдня туда делаешь фотку и потом едешь обратно. И все без удовольствия. Ведь путь - это 95% всего, а в путешествии важен именно ПУТЬ, а не пункт назначения. На других островах все иначе, выбор локаций больше и качество их кратно выше, а цена редко превышает 15к IDR, за исключением государственных парков. Из уникального, того, что есть на Бали и нет нигде, это Нуса Пенида и, возможно, Букит (известняковые скальные утесы) - действительно красиво и уникально. Еще добавим места с видом на Агунг (Lahangan Sweet), ну и, возможно, кальдера Батура, которую, правда, почти уничтожили за последние три года на кирпичи, раньше это было воистину крутое лавовое поле.
Очень неверно считать что Бали такой уникальный по количеству природных достопримечательностей на квадратный километр. Бали действительно уникален только своей культурой, а природа, к сожалению, уже просто бизнес.
Если вы хотите увидеть что-то действительно ВАУ, то вам стоит съездить хотя бы на восточную Яву, в сторону Маланга. Пожалуйста, не ограничивайтесь только подъемом на Иджен, он красивый но одноразовый. В этой стране есть вообще все: киты, горы, пустыни, даже ледник! Она безумно красивая, ее населяют действительно хорошие радушные люди. Если есть возможность - путешествуйте. Каждый день новые виды, новое жилье, новые люди, города. Каждый день не похож на предыдущий. И если вам кто-то будет рассказывать, что на Яве опасно, то это сказки.
Предостережения, что нужно знать и иметь, чтобы путешествовать безопасно и без проблем.
Сергей: Если у вас есть деньги и надежный байк, у вас вообще не будет проблем. Люди в Индонезии очень радушные, в беде никогда не будете одни. А так, документы, страховка и вперед. Если вас остановит полиция, вначале чекнут документы и потом позовут к себе попить чай, пообщаться и делать фоточки.
С кем ты катаешься? Взял бы с собой единомышленников, чтобы гонять небольшой бандой? 
Сергей: Скорее всего нет, чем да. У всех разный скоростной режим и тайм-менджемент, а так - мое путешествие, мои правила. Но я могу гонять в группе, которую знаю и которая может. А набирать рандомов на такие приключения это очень плохая идея.
Расскажи какие-то интересные истории, связанные с людьми, ситуациями, может быть полицией, животными и тд?
Сергей: В таких путешествиях постоянно бывают разные истории, об этом лучше почитать в телеграм канале, я для этого его и веду, так сразу даже не вспомню.
Какие можешь дать рекомендации по трафику в Индонезии, как ездишь сам?
Сергей: Если взять остров Ява, и нам нужно из пункта А в пункт Б доехать за адекватное время, то стартуем в 20:00 и едем до 6:00, спим и продолжаем дальше до желаемого результата. На остальных островах все более-менее нормально, и вполне можно ехать днем. На Бали почти такой же ад, как и в Джакарте.
Используешь ли экип, какой?
Сергей: Да, использую легкий Dainesse Air, но все равно жарко. В идеале советую мотопанцирь и отдельную защиту ног. Шлем фирмы Nolan, советую на дальние поездки выбирать шлем с ценой хотя бы от 300$. 
Как развлекаешься помимо самих поездок на местах стоянки, сколько времени оставляешь на отдых, какой ритм передвижения?
Сергей: Ритм очень разный, один раз проехал 1000км за день (повторять больше не хочу). В среднем, если темп гоночный и смотреть особо нечего, как на Калимантане, то я проезжаю 600-750 км в день. На рассвете проснулся, поел и до заката с остановками на попить и отдохнуть. Если это серпантины и все интересно, то 300 км, потому что на серпантинах физически за несколько дней маршрута очень сильно устаешь. Из развлечений, в зависимости от того, где остановился и что есть смотреть и делать вокруг. Обычно 1-3 дня едем и потом 1-2 дня изучаем окрестности и едем дальше. Если изучать нечего, то едем пока не устанем. Если трип с женой, то все попроще и поменьше, если один, то там совсем другой разговор. Езжу я быстро.
Какие планы на будущее относительно районов Индонезии, возможно, других стран? И касательно техники тоже.
Сергей: По-хорошему, сделать бы кругосветку. Я пытался получить Carnet de Passage в Индонезии и этим летом планировал с Бали проехать Малайзию, Таиланд, Лаос, Вьетнам и обратно. Но для этого в Индонезии нужен KITAP, что считаю абсолютным бредом и просто предлогом для IMI (Indonesian Motor Association) не выдавать мне этот документ.
С чего можно начинать путешествия по Индонезии?
Сергей: С Восточной Явы, я даже написал подробный план «расслабленного» тура с точками на 5-6 дней.
Что нужно для того, чтобы выехать на байке с Бали?
Сергей: STNK - такая прямоугольная бумажка, это документы на байк, он должен быть не просрочен. Права - если нет международных, можно сделать местные.
Что нужно брать с собой?
Сергей: 
  • Павербанк на 20 000mah, 
  • Хороший дождевик лучше заказать с tokopedia, например.
  • Удобная обувь, не ездите в шлепках!
  • Теплая одежда для гор (на Бромо ночью может быть +8 градусов).
  • Хороший шлем.
Что с паромами?
Сергей: Паромы между островами ходят 24/7 с интервалами меньше часа. Стоимость варьируется в зависимости от объема байка и составляет примерно от 30 до 300 рупий.
Бали - Ява,
Бали - Ломбок,
Ява - Суматра,
Ломбок - Сумбава.
Все остальные паромы советую смотреть на сайте ASDP, и, в идеале, уточнять у местных, т.к как информация часто не точная.
Есть и паромы дальнего плавания 1-2 суток. Ими владеет компания DLU Ferry. Их используют для путешествий на острова Калимантан, Сулавеси. Это обойдется подороже, в районе миллиона рупий.
Ohl_Alexander avatar
12/06/23
12/06/23
Спасибо за информацию, интересно было почитать ;-)
ploskutov avatar
08/11/23
08/11/23
Ноги могут раздробиться о встречную/поперечную машину - тут рама нужна.
Могут быть зажаты между мотом и асфальтом - тут дуги нужны как на чоперах. Но на длинный наверное еще и боковые кофры жесткие пригодятся … правда они чаще сами ломают кости чем спасают.

P.S. а вообще дуги вещь - в идеале на них можно ноги ставить по чоперски, можно щитки навесить и будут закрывать от дождя.
Я себе когда нибудь поставлю