В 2024 году Галунган будет праздноваться 28 февраля и 25 сентября. Кунинган - 9 марта и 5 октября.
Если быть точным, то Галунган несколько сдвигается по грегорианскому общепринятому у нас с вами календарю, поскольку в балийской традиции по Pawukon-календарю 210 дней в году.
В воскресенье перед праздником - Penyekeban, зеленые бананы накрывают глиняными горшками, чтобы первые быстрее созревали. Для пущей быстроты созревания на основание перевернутого горшка кладется кокосовая шелуха и поджигается. Множество бананов потребуется для подношений, а все должно быть по чину.
День перед Галунганом - Penampahan, мужчины забивают свинью в храме, а затем изготавливают несколько видов острых хашей (блюдо из мяса и специй), а также лилит (сатэ - наподобие маленьких шашлыков).
И, наконец, Галунган - это день молитв, когда семья собирается в родовом храме. По-хорошему, работать не следует. Поэтому множество локальных местечек закрыты.
В день после - Manis Galungan - следует навещать друзей. Через пять дней наступает Kuningan, когда души предков, спустившиеся на праздненство, возвращаются назад, еще больше подношений, еще больше церемоний. На улицах детишки бегают вокруг Баронга, под складками костюма - те же дети. Серьезные взрослые Баронги ходят по деревням, а по приглашению, заходят в дом, чтобы изгнать злых духов. Дети похоже ту же миссию выполняют и за тем же носятся по гангам, больно нарядные и шибко красивый баронг выходит :)
Как выглядит празднование Галунгана:
По одной из двух распространенных версий, балийцы празднуют победу бога Индры над полудемоном Mayadenawa.
Сам Галунган приходится на день, когда по легенде Индра пронзил стрелой злодея, который, убегая, принял одно из своих бесчисленных обличий. Этот день символизирует победу религии над безверием, триумф добра перед лицом зла, спасение мира от темных сил.
Далее читаем между строк или проще, поскольку все на поверхности - проведем символичную аналогию:
Mayadenawa был могущенственным, как водится, негодяем. Вроде и все карты в руки, ан нет, к тому же имел способность перерождаться во что пожелает, да к тому же быть невидимым.
Установив свой безбожный режим на острове, уничтожив храмы, наказав верующих - Mayadenawa тем самым нарушил равновесие. Кормящие реки пересохли, полчища грызунов обрушились на рисовые поля, неся голод. Тогда священники взмолили Индру избавить остров от мук.
И кстати говоря, одно из святых мест -Tirta Empul, где и сейчас балийцы смывают с себя грехи - связано с самой эффектной битвой в этом противостоянии.
Mayadenawa проник в спящий лагерь небесного войска и создал в одночасье источник с отравленной водой. Он старался не издавать ни звука и передвигался на носочках - сейчас место, где это по легенде происходило, носит название Tampak Siring ("tampak" - бал.ступня ; "siring" - бал.край).
В противовес по утру, после естественно массового отравления недальновидного войска, который по каким-то причинам не заподозрил во внезапно появившемся ретрите ничего, Индрой был возвигнут священный исцеляющий источник (Tirta Empul).
И нагнав стрелой, Индра разрушил обратившегося в скалу злодея. Кровь, струившаяся из скалы, образовала реку, и, проклятая Индрой, названая Pekerisan, устремилась страшить балийцев, которые только недавно стали использовать ее для урожая. После того, как проклятие было снято. Вскормить водой из Pekerisan рис по преданию можно, а вот есть никак нет.
Шутки шутками, легенды легендами, а балийцы, современные не исключение, веруют и соблюдают свои законы, четко следуют заведенным традициям, всерьез, но не в открытую относятся к белой и черной магии. Только сегодня с другом Путу об этом разговаривали)
В воскресенье перед праздником - Penyekeban, зеленые бананы накрывают глиняными горшками, чтобы первые быстрее созревали. Для пущей быстроты созревания на основание перевернутого горшка кладется кокосовая шелуха и поджигается. Множество бананов потребуется для подношений, а все должно быть по чину.
День перед Галунганом - Penampahan, мужчины забивают свинью в храме, а затем изготавливают несколько видов острых хашей (блюдо из мяса и специй), а также лилит (сатэ - наподобие маленьких шашлыков).
И, наконец, Галунган - это день молитв, когда семья собирается в родовом храме. По-хорошему, работать не следует. Поэтому множество локальных местечек закрыты.
В день после - Manis Galungan - следует навещать друзей. Через пять дней наступает Kuningan, когда души предков, спустившиеся на праздненство, возвращаются назад, еще больше подношений, еще больше церемоний. На улицах детишки бегают вокруг Баронга, под складками костюма - те же дети. Серьезные взрослые Баронги ходят по деревням, а по приглашению, заходят в дом, чтобы изгнать злых духов. Дети похоже ту же миссию выполняют и за тем же носятся по гангам, больно нарядные и шибко красивый баронг выходит :)
Как выглядит празднование Галунгана:
По одной из двух распространенных версий, балийцы празднуют победу бога Индры над полудемоном Mayadenawa.
Сам Галунган приходится на день, когда по легенде Индра пронзил стрелой злодея, который, убегая, принял одно из своих бесчисленных обличий. Этот день символизирует победу религии над безверием, триумф добра перед лицом зла, спасение мира от темных сил.
Далее читаем между строк или проще, поскольку все на поверхности - проведем символичную аналогию:
Mayadenawa был могущенственным, как водится, негодяем. Вроде и все карты в руки, ан нет, к тому же имел способность перерождаться во что пожелает, да к тому же быть невидимым.
Установив свой безбожный режим на острове, уничтожив храмы, наказав верующих - Mayadenawa тем самым нарушил равновесие. Кормящие реки пересохли, полчища грызунов обрушились на рисовые поля, неся голод. Тогда священники взмолили Индру избавить остров от мук.
И кстати говоря, одно из святых мест -Tirta Empul, где и сейчас балийцы смывают с себя грехи - связано с самой эффектной битвой в этом противостоянии.
Mayadenawa проник в спящий лагерь небесного войска и создал в одночасье источник с отравленной водой. Он старался не издавать ни звука и передвигался на носочках - сейчас место, где это по легенде происходило, носит название Tampak Siring ("tampak" - бал.ступня ; "siring" - бал.край).
В противовес по утру, после естественно массового отравления недальновидного войска, который по каким-то причинам не заподозрил во внезапно появившемся ретрите ничего, Индрой был возвигнут священный исцеляющий источник (Tirta Empul).
И нагнав стрелой, Индра разрушил обратившегося в скалу злодея. Кровь, струившаяся из скалы, образовала реку, и, проклятая Индрой, названая Pekerisan, устремилась страшить балийцев, которые только недавно стали использовать ее для урожая. После того, как проклятие было снято. Вскормить водой из Pekerisan рис по преданию можно, а вот есть никак нет.
Шутки шутками, легенды легендами, а балийцы, современные не исключение, веруют и соблюдают свои законы, четко следуют заведенным традициям, всерьез, но не в открытую относятся к белой и черной магии. Только сегодня с другом Путу об этом разговаривали)
Галунган - главный праздник на Бали по одному из местных календарей Павукон (Pawukon). С подобным масштабом и серьезностью балийцы подходят только разве что к Ньепи - балийскому Новому году по календарю Сака.
Галунган празднуется каждые 210 дней по календарю Павукон, поскольку именно 210 дней насчитывает один год в этом необычном календаре. Таким образом, есть европейские годы, в которые этот балийский праздник отмечается дважды, а есть годы, когда только один раз.
Иногда Галунган европейцы пытаются назвать балийском Новым годом, что не совсем верно. Да, как и Новый год в Европе, он является одним из крупнейших праздников. Но Галунган не приходится ни на начало нового календарного цикла ни на его конец. Галунган отмечается в среду 11 недели Дунгулан балийского календаря Павукон. А всего этих недель тридцать.Это празднество посвящено торжеству добродетели (дхарма) над злом (адхарма). Считается, что на Галунган обожествленные духи предков спускаются с небес, чтобы принять участие в церемониях. В течение всех дней празднования Галунгана балийцы стараются развлечь духов молитвами и подношениями.
Семьи приносят подношения на кладбища родственникам, которые были временно захоронены, но пока еще не кремированы.
Цикл праздников, посвященных Галунгану, длится 10 дней, заканчиваясь еще одним праздником, который называется Кунинган.
Празднования Галунгана всегда начинаются в среду, хотя приготовления к церемониям начинаются задолго до праздника.
На улицах вырастает лес из нарядных бамбуковых шестов - пенджоров. Пенджор - это бамбуковый шест, украшенный гирляндами, пальмовыми листьями и рисовыми колосьями. Форма пенджора символизирует и хвост защитника острова Баронга, и священную гору Агунг.
Что нас ожидает в 2022 году и в какие дни:
За 3 дня до Галунгана - Пэньекебан (Hari Penyekeban): балийцы специальным образом жарят бананы для приношений.
За 2 дня до Галунгана - Пэньяджаан (Penyajaan Galungan): балийцы готовят специальное блюде jaja — рисовые пирожные и печенья
За 1 день до Галунгана - Пэнампахан (Penampahan Galungan): балийцы режут свиней для праздничного угощения. В древности в этот день резали еще и черепах, но сейчас на острове не распространена эта традиция.
Из полученного мяса балийцы как правило готовят лавар - острый суп, и шашлычки на шпажках - сате.
Когда приходит Галунган, балийцы надевают праздничную церемониальную одежду и отправляются на многочисленные мероприятия. Галунган - это день для молитв, семейных собраний и подношений.
В Галунган каждый житель Бали обязательно делает подношения богам в своем семейном храме, а потом идет с подношениями в дома других людей, к примеру тех, которые за минувшие 6 месяцев чем-то помогли ему. Балийцы в этот день не работают и отправляются в свою родную деревню для проведения церемоний.
Манис Галунган (Manis Galungan) - четверг после Галунгана, то есть в этом 2022-м году - 9 июня и 11 ноября. В этот день балийцы обязательно посещают друзей и родственников, носят праздничную одежду, устраивают пикники на природе, на берегу моря.
Всю следующую неделю балийцы отдыхают – иногда ходят в храмы, ездят друг к другу в гости, навещают родственников, где обязательно делают подношения. В праздничные дни балийцы стараются приготовить как можно больше вкусной еды, сладостей, которые они освящают в храме, а потом угощают друзей и соседей.
Если в текущем году по григорианскому стилю Галунган отмечается только один раз, работодатель обязан выдать сотруднику индуисту премию в размере одной месячной зарплаты для расходов, связанных с праздником. Если Галунган отмечается два раза в течение григорианского года, то каждый раз сотрудник получает по половине месячного оклада.
В течение Галунгана большинство заведений или закрыты или работают в укороченном режиме. Существует негласное правило - всем работникам-индуистам начальство обязано дать как минимум три выходных дня.
Последний день фестиваля в честь Галунгана - Кунинган (Kuningan), день подношения даров в храмах. Название Кунингана объясняется тем, что в этот день в качестве подношений духам предков используется жёлтый рис (kuning – жёлтый).
Обычно дары несут на головах, в корзинах и вазах - это красивое и зрелищное действо. Можество женщин идут с корзинами на головах, а в корзинах красиво уложены дары, в основном фрукты.
Кунинган знаменует собой завершение празднования Галунгана. С домашних храмов и статуй снимают украшения – зонты и саронги, а вот пенджоры и прочие подобные украшения не убирают еще примерно месяц. В этом году Кунинган пройдет 18 июня и 20 ноября.
Если вы хотите посмотреть мероприятия, связанные с балийскими праздниками, спросите у своих соседей балийцев, что в ближайшие дни будет происходить в их деревне и банджаре. В каждой деревне может быть свое расписание мероприятий и балийцы его знают.
Читайте также на Балифоруме:
Что такое пенджор (penjor) и что он обозначает?
Выходные дни в иммиграционном офисе на Бали
Как одеваться в балийский храм
Желтый праздник Кунинган
Новый год на Бали, Ньепи, День Тишины
По всему острову уже началась подготовка к любимому балийскому празднику Galungan. В магазинах наблюдается явный ажиотаж, все запасаются припасами и подарками. Начнется охота на бамбуковые шесты, чтобы сделать Penjor, который будет украшать вход в дом. Все улицы скоро преобразятся от множества Penjor. Каждый старается на полную, чтобы он получится лучше, чем у соседа.
"Пришло время покупать бамбук и аксесуары, необходимые для изготовления Penjor. Мы сами покупаем все необходимое для работы и делаем дома всей семьей. Так получается гораздо выгоднее. Покупать уже сделанный Penjor гораздо дороже, да и выглядеть он будет стандартно, не так как нам хочется" - говорит один из покупателей Dewa Ratnata на рынке в Денпасаре.
Цены на материалы для Penjor уже заметно выросли. Бамбуковый шест от 25 000 рупий, листья для орнамента и украшений - от 2 000 до сотен тысяч, в зависимости от типа листа.
Рост цен на материалы для Penjor связывают с ростом цен на топливо. Раньше бамбук стоит 10-15 тысяч, а сегодня уже 25. Листья раньше тоже стоили дешевле. Сегодня на них придется потратить от 5 000 до 10 000 рупий.
Готовые Penjor стоят в среднем от 500 тысяч до 3 миллионов за штуку в зависимости от типа отделки.
Напомним, что Penjor устанавливается по мере возможности перед входом в каждый дом как символ победы добра над злом.
Читайте также на БалиФоруме:
Официальные праздники на Бали
Религия Бали
На Бали действуют три календаря. Общепланетарный, яванско-балийский календарь Pawukon и общеиндусский календарь Saka. По первому новый год 31 декабря как и везде в мире. По второму новый год каждые 210 дней - Галунган. По третьему новый год - Ньепи (день тишины).
По большому счету, Галунган - это не столько новый год, сколько начало нового лунного цикла. Годы по этому летоисчислению не нумеруют и не считают. Просто начинается новый лунный цикл, как новый лунный год.
Галунган празднуют в честь сотворения мира верховным божеством Саньхянг Види Васа. Он символизирует победу правильности и добродетели (dharma) над злом и беспорядком (adharma). Однако он не означает саму победу, а только символизирует ее.
Как говорил Санурский педанда Ида Педанда Геде Телага "Это означает, что мы должны следовать дхарме во всей нашей повседневной жизни, и галунган - лишь подходящий момент для того, чтобы заглянуть внутрь себя, напоминание о необходимости творить добро каждый день".
Приготовления к празднику начинаются еще за неделю. Рядом с воротами домов мужчины устанавливают пенджоры. Это такие восьмиметровые бамбуковые стебли, украшенные немолоченным рисом, листьями кокоса и цветами. Пенджор - символ благодарности Саньхянг Види Васе за дарованные им жизнь и благополучие. Женщины в процессе приготовления готовят неимоверное количество чананг - корзиночек из кокосовых листьев с подношениями для богов и духов.
Первое письменное упоминание о праздновании галунгана встречается в старой балийской хронике Purana Bali Dwipa в 882 г н.э. Этот праздник берет свое начало в доиндуистских анимистских праздниках урожая. И сегодня не рекомендуется начинать новые посадки во течение праздничного периода. Раньше же все было намного строже. Сажать рис нельзя, жениться нельзя, покупать-продавать животны нельзя, отдавать долги тоже нельзя.
В день накануне праздника - пентампаан - мужчины забивают свинью. Разделывают ее, перетирают мясо в ступке, обмазывают получившимся фаршем палочки и в течение всех дней праздника готовят традиционное блюдо сатэ лилит.
Все работодатели обязаны выдать своим балийским сотрудникам премиальные. Если галунган в течение года празднуется только один раз, то сумма премии должна составлять один месячный оклад. Если галунган выпадает дважды, то каждый раз по половине месячного жалованья. Чтобы всем хватило на сате Лилит.
С восходом солнца в день галунгана все балийцы надевают свои лучшие наряды и отправляются в родовые храмы. Именно ради посещения родового храма все балийцы отправляются в этот день в свои родные дома, на "малую" родину. Туда же - в родовые храмы - приходят и духи умерших родственников, чтобы провести эти дни вместе со своей семьей. После церемонии они также посещают домашний и деревенский храмы.
Еще одна неотъемлемая часть галунгана - баронг. В ходе церемонии нгелаванг это чудище ходит по улицам, прогоняет злых духов, за что так же собирает подношения от жителей. Чаще всего чучело баронга сопровождается гурьбой ребятишек, которые тоже не прочь поживиться фруктами и конфетами.
Школы, магазины и офисы на время галунгана закрываются. Все балийцы празднуют наступление нового цикла, молятся и навещают свои родных и близких.
Завершает празднование галунгана другой праздник - кунинган. Ровно через 10 дней боги и духи предков покинут землю, оставив свое благословение всем живущим. В этот день принято есть желтый рис и класть его в подношения для духов.
Selamat Hari Raya Galungan dan Kuningan!
В ближайшую среду пройдет один из самых уважаемых праздников на Бали - Galungan. Подготовительные мероприятия уже идут полным ходом.
Каждая семья готовится к празднику заранее. За несколько дней украшают дом, готовят подношения богам из фруктов и печенья и угощения для гостей и членов семьи. Вне зависимости от роста цен и экономической ситуации в стране, каждая семья готова потратить последние деньги на достойное празднование Galungan. Практически как в России люди готовятся к Новому году, так и здесь на Бали индуисты встречают Galungan.
Galungan по большому счету длится несколько дней. Заключительный день праздника называется Kuningan. Galungan празднуется каждый 210 дней в соответствии с балийским лунным циклом.
Galungan - это праздник победы добра над злом, время, когда боги спускаются с Агунга на землю. Это время, когда семьи собираются вместе и поминают ушедших предков. Считается, что во время Galungan духи умерших могут посетить дома своих семей, поэтому наряду с подношениям богам, каждая семья готовит и подношения для духов предков.
В течение нескольких дней женщины в каждой семье готовят лучшее угощение в году. Мужчины в это время готовят украшения для дома penjor - длинный бамбуковый шест, украшенный разноцветными листьями кокоса, цветов и веточек риса.
Во время подготовки к Galungan украшается все, что можно - дома, ворота, домашние и муниципальные храмы, в связи с чем, приходится существенно потратиться.
"Нам приходится серьезно потратиться при подготовке к празднику. Только на декорирование домов уходит около 1,5 миллионов рупий. И это не включает расходов на праздничные трапезы и подношения богам", - сказала Nengah Sari, домохозяйка из Денпасара. "Бананы, апельсины и яблоки растут в цене в преддверии праздника. Аналогично увеличиваются цены и на на рис, муку, коричневый сахар, соевые и зеленые бобы. А чтобы подобрать подходящий кусок свинины или достойную курицу иногда приходится серьезно побегать. Люди сметают из магазинов и на рынках все под чистую."
Чтобы облегчить подготовку к праздникам мэр Денпасара Ida Bagus Rai Dharmawijaya Mantra организовал большую праздничную ярмарку в парке Lumintang. Так местные жители могут купить в одном месте все, что необходимо для праздника. "Здесь товары продаются по более низким ценам, чем на традиционных рынках или в магазинах, т.к. администрация выделила 20-процентную субсидию." - заявила жена мэра Shelly Mantra.
Несмотря на стремительный рост цен в преддверии праздников, жители острова считают Galungan лучшим временем и поводом, чтобы собраться всей семьей и провести несколько дней вместе. Вне зависимости от того, сколько это будет стоить.