Хочу поделится нашим опытом поездки на Бромо и Иджен на машине с Бали.
Время поездки – январь 2014.
Насмотревшись вдоволь на храмы, горы и прочие достопримечательности Бали, мы решили съездить посмотреть на «живые вулканы» острова Ява. Побывать в Индонезии и не увидеть «живой вулкан» (их там более 140) это как в Париже обойти стороной Эйфелеву башню или не искупаться на море в Турции, если хотите). Где еще в столь тепличных условиях (об этом далее) на планете Земля, можно увидеть это чудо природы? :)
Был проведен легкий мониторинг туров, предлагаемых местными операторами, вывод был неутешителен: ничего подходящего. Дело в том, что мы с женой, как и большинство россиян, были ограниченны 2 неделями пребывания. В связи с этим мне не хотелось выделять на это больше 2-х дней. На Бали и без этого много чего интересного на любой вкус и все хочется попробовать, увидеть, посетить... а ведь еще и загорать и купаться,лежа на солнышке хочется! )
Туры, предлагаемые местными агентствами, подразумевают за 2 дня посетить либо Бромо либо Иджен, если же вы хотите и то и то, – это это минимум 2 ночи и 3 дня. Туры туда предлагается совершить на самолете – или через Сурабайю или через Джокьякарту. От Сурабайи до Бромо надо ехать 5 часов на машине, от Джокьякарты примерно 11. Забегая немного вперед отмечу, что от Нуса Дуа, где мы жили на Бали, до Бромо мы ехали на машине в общей сложности с остановками на завтрак, обед,паромную переправу 9-10 часов!
При этом, стоимость такой авиаэкскурсии на человека: Бромо – 300$, Иджен – 200$, значит, слетать на 2 вулкана на двоих получится 1000 + личные расходы. Наверняка можно найти немного дешевле, поторговаться там… ну будет 850-900, тоже не мало. Хочется отметить, что в целом я за комфорт на отдыхе и не использую излишний фанатизм в экономии на отдыхе. По Бали, например, мы везде передвигались на арендованном авто – стоимость с водителем на целый день 40$. Все включено: бензин, ожидание и т.д. Уверен, можно было найти и дешевле, за 32-35$, но тут, я считаю, цена адекватна, 40 в день это дешево: как ни крути, на бензин он потратит 10-15 из этой суммы, владелец авто заберет 15-20, останется 5-15$ водиле, торговаться и лишать его лишних 5-7 долларов в день, потому что мы катаемся неделю - язык не поворачивался) Есть вообще возможность за 10-20 долларов арендовать скутер, как многие тут и поступают – тогда ваши расходы на передвижение по острову Бали,вообще сразу упадут в 2 раза, но на мой взгляд, вы сильно потеряете в комфорте и это как раз тот случай, когда заплатить лишнюю 20ку я готов)
А вот отдать за часовой перелет, трансфер 5 часов на машине и эконом класса гостиницу 1000$ за двоих, я считаю уже не приемлемо, тем более, что проблема лишь в том, что никто не предлагает авто туров на Яву с посещением 2х вулканов и одной ночевкой. Я решил составить этот тур сам.
План был такой – рано утром выезжаем с Бали, едем сначала на Бромо, там ночуем, встречаем рассвет у вулкана (как это принято в Индонезии – здесь большинство достопримечательностей «надо» посещать именно на рассвете. Считается, что в этот момент все вокруг именно «такое как надо»- небо, горы, погода). Затем едем на Иджен (до него от Бромо около 4-6 часов на машине), смотрим его на закате, если повезет, а потом спокойно едем домой.
2 дня и 1 ночь быстро и насыщенно. Да, мы не увидим Иджен «как надо», но все же это лучше, чем не увидеть его вообще из-за того, что нет времени, по моему.
После общения с водителем, который нас возил постоянно на Бали, выяснилось, что все не так просто: да, по Бали 35-40$ в день, куда хочешь – нет проблем. Как только начинаешь говорить про Яву, лицо сразу тускнеет – 240 км для балийцев это оооочень далеко) многие из них, если не большинство – вообще никогда с Бали не выезжали и это для них «другой мир». Наш водитель вообще отказался, сказав, что слишком стар для такой поездки (на вид ему было лет 55-60), причем предложение по 100$ за день его тоже не воодушевило.
Я начал обзванивать конторы по прокату авто – была мысль взять на прокат авто, а потом просто так же арендовать у них же, или где еще, водителя - везде результат был один: как только в разговоре возникает «Ява», все сдувались, либо начинали называть цену, которая приближалась к цене авиатура, что конечно нам не подходило. В итоге, нам немного повезло,- я все же нашел человека который нам нужен!)
Кадек работает гидом в дорогих отелях Бали (Four Season,Bulgari). В качестве водителя с машиной на эту поездку мне нашел его портье из нашего отеля. Поняв, что мне, как «белому бестолковому туристу» во всевозможных агентствах будут заряжать цену, я стал спрашивать о машине с водителем для поездки на Яву у всех подряд – портье, водителя гостиницы, что возил нас на пляж, ведь они напрямую не связаны с турфирмами, а заработать денег за 2 дня, имея машину, желающих должно быть полно, надо просто их найти через кого то. Как выяснилось позже, он тоже не без опасений согласился на эту поездку: далеко, ничего не известно о дорогах, времени в пути. Я так понимаю, из соображений безопасности он нашел водителя, своего знакомого, который родом с Явы, но переехал жить на Бали. Он так и пояснил нам в самом начале поездки – рулить будет человек с Явы, так надежней.
Не лишним будет отметить, что на Бали преимущественно индуистское население, а вот на Яве главенствующей религией является мусульманство. Нельзя сказать, что это выражается в какой-то неприязни со стороны яванцев по отношению к «не мусульманам», но понимание того, что мы «разные с ними», оно незримо ощущается там постоянно… думаю, все поняли, о чем я.
Поездка наша началась из отеля в Нуса Дуа. Мы выехали в 8 утра, примерно к обеду были на паромной переправе. Читал, что на ней бывают пробки и можно стоять часами в очереди, чтоб переправится – мы не стояли ни минуты, сразу заехали на паром и поплыли в сторону Явы. Ее, кстати, отлично видно – расстояние между островами совсем не большое.
Вероятно, трафик напряженный в сезон или конец выходных – на выходные на Бали приезжает много яванцев, чтоб отдохнуть (по словам нашего гида Кадека). Паром был старенький, но не совсем корыто, вполне себе живой) судя по табличкам безопасности (про спасательные жилеты и т.д.), он раньше трудился где-то в Японии. Заполнен был примерно наполовину машинами, на ¼ людьми – ходит каждый час, стоимость 10$, это за машину + 4 пассажира. Какой-то часик и вот мы уже на Яве!)
Дорога от переправы до Бромо идет по побережью до «большого города» Промболинго. В кавычках, потому что 90% времени, что мы ехали по Яве, вдоль дороги постоянно идут одинаковые средних размеров дома: жилые, магазины, госучреждения, заправки, одним словом «город». Поэтому понять,что Промболинго это большой город, я лично смог только начитавшись форумов про Индонезию и видя на карте Гугл сам город, а так одно и тоже вдоль всей дороги). Лишь иногда вдоль дороги появляются поля риса или кукурузы,а так дома, дома… Тут же начинаешь догадываться, как на такой маленькой Яве живет 150 млн. жителей!)
Надо сказать, что хоть большинство домов ветхие и давно не первой свежести, убогости картинке это не придает – во первых, все они не более 3-4 этажей и не загораживают великолепный вид на горы и вулканы, которые расположены вдоль дороги на всем ее протяжении, а с другой стороны вдоль шоссе постоянно идет океан, который тоже прекрасно видно из машины (до него не более 500, а то и меньше метров). Шоссе хоть и двухполосное, но вполне сносное, машина идет постоянно на почти предельной скорости – 50-60км/ч. Кстати в Индонезии быстрее 80, по моему, не ездит никто и нигде, поэтому и практически нет ДТП. И конечно же, везде огромное количество мечетей. Здесь они не такие, как скажем в Эмиратах или Турции, значительно меньше, как правило и менее богато украшены (приходилось видеть мечеть со стеклянным молельным залом, издалека напоминающим по размеру и архитектуре наши торговые павильоны), но их количество начисто отбивает желание шутить про Мухаммеда в этих краях ;)
Добравшись до Промболинго вы сворачиваете с шоссе в глубь острова и дорога сразу же начинает подниматься в горы. Сначала подъем мало ощутим, но примерно через 40 минут воздух становится уже прохладней и у чувствительных к перепадам высот людей (как у меня), начинает «закладывать уши». От Промболинго до неоднократно упоминавшегося здесь и на многих форумах легендарного Кеморо Лаванг примерно 2-2,5 часа ходу на машине. Почти повсюду, где дорога уже переходит в горные серпантины (примерно на полпути до Кеморо) все засажено овощами! Картошка, помидоры, лук, капуста и все это растет на очень крутых склонах.
В Кеморо проехали по нескольким гостиницам, приценились и выбрали Bromo Permai – ближе всего к кальдере Бромо, отличный вид на вулкан прямо в 20 метрах от номера. Цена примерно как везде – 50$ за номер для двоих с завтраком. Номер, естественно, «ниочем», но ведь это деревня в Индонезии, рядом с вулканом! )) Зато чисто, все работает, горячий душ, все новенькое, даже телек какой-то стоял, уж не знаю кто его тут смотрит – 99% всех, кто приезжает сюда, ночуют, утром Бромо и домой!.
Осмотр кальдеры с 4 остановками на разных смотровых площадках с видом на вулкан Бромо начинается в 4-30. Примерно в 6-30 рассвет, в это время вы на первой площадке, затем спуск в кальдеру, поездка к Бромо. По дороге остановки «пофотится, красивые виды и т.д.». И вот вы уже около живого вулкана! А тут это не только видно, но иногда и слышно, вулкан периодически клокочет под землей. У подножия Бромо можно взять за денежку небольшую лошаденку, которую будет вести ее хозяин, пока вы проедете на ней часть восхождения к жерлу вулкана. Читал, что стоит это 2$, в реальности же отдал 20$ за двоих (торг стартовал с 50). На лошади вас довезут бережно до площадки, с которой пройдя еще примерно 200 метров вверх вы упретесь в лестницу ведущую к жерлу Бромо. Уверен, можно этот путь пройти и пешком, как многие и поступают…примерно 1,5-2 км…по топкому вулканическому песку…постоянно вверх…а потом еще 240 ступенек к жерлу…возможно, так и надо, не берусь судить;) Т.к. я переживал, что мы можем не успеть за 1 день «как надо» осмотреть кальдеру вместе с Бромо и еще успеть на Иджен, а там подъем на гору занимает 1,5 часа, это примерно 3 км и ТОЛЬКО пешком – взяли лошадок) С них легкой походкой пробежали ступени к жерлу вулкана и вот оно чудо!) …хочется сказать только одно - ЭТО того стоит без сомнений))!!!
Потом мы еще покатались на джипе по кальдере, осмотрели все вокруг. Местами очень необычный пейзажи – выглядит все как в рубрике «это надо видеть своими глазами»), масса положительных эмоций одним словом. Закончилось все около 9-30 утра, к этому времени мы были снова в отеле. Поездка на джипе: 50$ за джип (мы были только вдвоем, но в принципе можно было попробовать «сесть на хвост» или взять кого-то, чтоб сэкономить), 4 смотровые площадки (бывают варианты поездки с двумя, это дешевле), забирают в отеле в 4-30, привозят обратно в 9-30. Надо учесть, что чем дальше вы остановитесь от кальдеры Бромо, тем раньше вас будут забирать «ИЗ» отеля и позже возвратят «В» отель. Позади нашего отеля сразу начинался спуск в кальдеру поэтому время трансфера было минимальным.
Позавтракав мы сразу выехали в сторону Иджена, примерно в 10-10.30 утра. Снова дорога, теперь уже в обратную сторону, но с заездом на Иджен. Ехали 5-6 часов. Нашей ошибкой было поехать через горы. Если смотреть на карту, прямая дорога с Бромо до Иджена есть – обозначена как асфальтированная дорога, идущая через горы. Ну да, через деревни, но с асфальтом и в 1,5-2 раза короче, поехали по ней - это была неверная мысль. На деле, все вылилось в серпантины в джунглях по убитой дороге, на скорости 15-20км/ч, а то и меньше местами… очень красивая дорога, в принципе – бесчисленные кофейные плантации, удивительные деревья, живописные деревушки, прекрасные виды на долины вокруг, когда добираешься до перевала. Ничего там сложного, опасного или тяжелого не было, но очень уж переживали в какой-то момент, что можем не успеть осмотреть Иджен до заката, но все обошлось. В итоге и местность осмотрели поподробнее и на озеро кислотное успели. Хотя по шоссе была бы на 1-1,5 часа короче дорога.
На Иджен мы прибыли в 15.30-16.00. Нам объяснили, что природный парк Иджен в это время уже закрыт, но если мы купим билеты (3 доллара за двоих) и дадим взятку гиду (10 долларов), то он нас проводит на Иджен. Читал, что гид тут не обязателен, но учитывая, что и у подножия Иджена уже ощутимо пахнет серой, и что в принципе «тут горы», мы согласились на гида. Подъем не особо крутой, прогулочным шагом с остановками. Примерно к 17.30 мы были на краю жерла уже второго за день вулкана. Только на этот раз гораздо большего по размеру и значительно более впечатляющего по сути: само жерло заполнено смесью соляной и серной кислоты, с растворенными в них 100 тыс.тонн алюминия, все это выглядит как большое озеро, переливающееся на солнце всеми оттенками зеленого и синего, а на краю озера из земли вырывается столб желто-зеленого ядовитого дыма! Совершенно согласен с комментаторами называющими такой пейзаж марсианским - лучше просто не скажешь!
Заката ждать не стали, как и спускаться к озеру. Гид предлагал такую возможность, несмотря на наличие таблички, что спуск к озеру туристам запрещен. Когда вы живьем увидите стену серного дыма и почувствуете, даже стоя на верхней кромке вулкана, запах серы – уверен вы сами сможете определится, хотите ли вы этого. Мы же походили, пофотографировали вокруг и так и эдак, и начали спускаться вниз. Встретили по дороге стаю яванских обезьян – они были крупнее и более дикие, нежели на Бали, вдобавок более лохматые и серо-черного цвета. Спускаясь, можно найти огромное количество мест с видом на горы и вулканы вокруг, фото на фоне которых будет выглядеть как из рекламы туров на райский остров)…очень красивое место.
Спустились в сумерках, выезжали уже при свете фар. 1-1,5 часа до парома по шоссе. Снова свободная погрузка – никакой очереди, мы подъехали примерно за 10 минут до прихода парома и были 3й в очереди машиной, всего он вмещает 15-20 машин. Еще через час мы снова на Бали. Вернулись в отель примерно в 2-3 часа ночи. Итог – 2 Вулкана, 2 дня и 1 ночь!)
Расходы: гид с шофером и водителем на машине 400$ два дня, включено все – бензин, их питание, размещение, досуг) Надо отметить, что за время пути я смог немного узнать Кадека, он оказался 35 лет отроду, веселый, семейный гид с Бали) Очень приветливый, хорошо говорит по-английски и что важно(!) умеет пользоваться гугл транслейтом и планшетом - это дает неоценимую возможность написать ему что то на русском и и он все поймет «как надо», гугл рулит;) Поэтому в случае, когда нам надо было что то купить в поездке, договорится о нормальной цене на гостиницу, на аренду джипа (цена для местного в Индонезии всегда отличается от цены для туриста) я обращался к нему. Возможно, он и получал процент с покупок, но явно не 200-300%, а именно столько можно заплатить не зная цены…представления о уровне цен я имел из форумов, а терять время на торги («я же белый,откуда я могу знать цену?», считают индонезийцы и торги стартуют с 2х - 3х кратной цены, надо торговаться, доказывать – оно надо?) было жалко. Поэтому торговался Кадек.
По дороге мы естественно останавливались на обед за какие то совсем смешные деньги – 10-15$ за обед из нескольких блюд на двоих, с напитками и сладостями и фруктами и всем, всем, всем… заведения тоже находил гид, по нашим пожеланиям к меню) естественно это были рыбные кафешки на побережье)
- Паром туда-обратно 20$
- Гостиница на Бромо 50$
- Аренда джипа на Бромо 50$
- Лошадки на Бромо 20$
- Вход в 2 национальных парка (и в парке Бромо и в парке Иджен вход платный) около 10$ все вместе за 2х.
- Личные расходы за 2 дня – питание, какие то сувениры и там и тут, взятка гиду на Иджен) - все около 100$ за 2 дня
Итого : 650$ за два дня на двоих при всех расходах!
По моему отлично, учитывая исходные варианты и их стоимость.
Оптимальнее выезжать раньше утром с Бали, чтоб вначале днем посмотреть Иджен (до него от парома часа полтора, значит выехав в 4-5 утра будете там к 10-11 примерно), а потом вечером заселится на Бромо. На следующий день можно спокойно там полазить и не поздно уже быть дома на Бали. На машине оптимально – учитывая насколько самолетом дороже, опаснее с точки зрения «не успеть на обратный рейс», а главное еще и ехать на машине потом часа 4-5 до Бромо, это минимум, а уж до Иджена так и вообще нет смысла. Машина это микроавтобус, 3 ряда сидений, очень удобно. Мы были вдвоем, поэтому периодически просто лежали в дороге) вполне себе путешествие получилось).
Вот как то так, спрашивайте если что интересно могу уточнить.
Внимание!
Есть очень доступные по цене и качественные готовые поездки на вулканы Явы от профессиональной команды! Отправление каждые понедельник и среду.
Однодневная поездка на Иджен
Узнайте все подробности и отправьте заявку, чтобы не пропустить это уникальное приключение.
Время поездки – январь 2014.
Насмотревшись вдоволь на храмы, горы и прочие достопримечательности Бали, мы решили съездить посмотреть на «живые вулканы» острова Ява. Побывать в Индонезии и не увидеть «живой вулкан» (их там более 140) это как в Париже обойти стороной Эйфелеву башню или не искупаться на море в Турции, если хотите). Где еще в столь тепличных условиях (об этом далее) на планете Земля, можно увидеть это чудо природы? :)
Был проведен легкий мониторинг туров, предлагаемых местными операторами, вывод был неутешителен: ничего подходящего. Дело в том, что мы с женой, как и большинство россиян, были ограниченны 2 неделями пребывания. В связи с этим мне не хотелось выделять на это больше 2-х дней. На Бали и без этого много чего интересного на любой вкус и все хочется попробовать, увидеть, посетить... а ведь еще и загорать и купаться,лежа на солнышке хочется! )
Туры, предлагаемые местными агентствами, подразумевают за 2 дня посетить либо Бромо либо Иджен, если же вы хотите и то и то, – это это минимум 2 ночи и 3 дня. Туры туда предлагается совершить на самолете – или через Сурабайю или через Джокьякарту. От Сурабайи до Бромо надо ехать 5 часов на машине, от Джокьякарты примерно 11. Забегая немного вперед отмечу, что от Нуса Дуа, где мы жили на Бали, до Бромо мы ехали на машине в общей сложности с остановками на завтрак, обед,паромную переправу 9-10 часов!
При этом, стоимость такой авиаэкскурсии на человека: Бромо – 300$, Иджен – 200$, значит, слетать на 2 вулкана на двоих получится 1000 + личные расходы. Наверняка можно найти немного дешевле, поторговаться там… ну будет 850-900, тоже не мало. Хочется отметить, что в целом я за комфорт на отдыхе и не использую излишний фанатизм в экономии на отдыхе. По Бали, например, мы везде передвигались на арендованном авто – стоимость с водителем на целый день 40$. Все включено: бензин, ожидание и т.д. Уверен, можно было найти и дешевле, за 32-35$, но тут, я считаю, цена адекватна, 40 в день это дешево: как ни крути, на бензин он потратит 10-15 из этой суммы, владелец авто заберет 15-20, останется 5-15$ водиле, торговаться и лишать его лишних 5-7 долларов в день, потому что мы катаемся неделю - язык не поворачивался) Есть вообще возможность за 10-20 долларов арендовать скутер, как многие тут и поступают – тогда ваши расходы на передвижение по острову Бали,вообще сразу упадут в 2 раза, но на мой взгляд, вы сильно потеряете в комфорте и это как раз тот случай, когда заплатить лишнюю 20ку я готов)
А вот отдать за часовой перелет, трансфер 5 часов на машине и эконом класса гостиницу 1000$ за двоих, я считаю уже не приемлемо, тем более, что проблема лишь в том, что никто не предлагает авто туров на Яву с посещением 2х вулканов и одной ночевкой. Я решил составить этот тур сам.
План был такой – рано утром выезжаем с Бали, едем сначала на Бромо, там ночуем, встречаем рассвет у вулкана (как это принято в Индонезии – здесь большинство достопримечательностей «надо» посещать именно на рассвете. Считается, что в этот момент все вокруг именно «такое как надо»- небо, горы, погода). Затем едем на Иджен (до него от Бромо около 4-6 часов на машине), смотрим его на закате, если повезет, а потом спокойно едем домой.
2 дня и 1 ночь быстро и насыщенно. Да, мы не увидим Иджен «как надо», но все же это лучше, чем не увидеть его вообще из-за того, что нет времени, по моему.
После общения с водителем, который нас возил постоянно на Бали, выяснилось, что все не так просто: да, по Бали 35-40$ в день, куда хочешь – нет проблем. Как только начинаешь говорить про Яву, лицо сразу тускнеет – 240 км для балийцев это оооочень далеко) многие из них, если не большинство – вообще никогда с Бали не выезжали и это для них «другой мир». Наш водитель вообще отказался, сказав, что слишком стар для такой поездки (на вид ему было лет 55-60), причем предложение по 100$ за день его тоже не воодушевило.
Я начал обзванивать конторы по прокату авто – была мысль взять на прокат авто, а потом просто так же арендовать у них же, или где еще, водителя - везде результат был один: как только в разговоре возникает «Ява», все сдувались, либо начинали называть цену, которая приближалась к цене авиатура, что конечно нам не подходило. В итоге, нам немного повезло,- я все же нашел человека который нам нужен!)
Кадек работает гидом в дорогих отелях Бали (Four Season,Bulgari). В качестве водителя с машиной на эту поездку мне нашел его портье из нашего отеля. Поняв, что мне, как «белому бестолковому туристу» во всевозможных агентствах будут заряжать цену, я стал спрашивать о машине с водителем для поездки на Яву у всех подряд – портье, водителя гостиницы, что возил нас на пляж, ведь они напрямую не связаны с турфирмами, а заработать денег за 2 дня, имея машину, желающих должно быть полно, надо просто их найти через кого то. Как выяснилось позже, он тоже не без опасений согласился на эту поездку: далеко, ничего не известно о дорогах, времени в пути. Я так понимаю, из соображений безопасности он нашел водителя, своего знакомого, который родом с Явы, но переехал жить на Бали. Он так и пояснил нам в самом начале поездки – рулить будет человек с Явы, так надежней.
Не лишним будет отметить, что на Бали преимущественно индуистское население, а вот на Яве главенствующей религией является мусульманство. Нельзя сказать, что это выражается в какой-то неприязни со стороны яванцев по отношению к «не мусульманам», но понимание того, что мы «разные с ними», оно незримо ощущается там постоянно… думаю, все поняли, о чем я.
Поездка наша началась из отеля в Нуса Дуа. Мы выехали в 8 утра, примерно к обеду были на паромной переправе. Читал, что на ней бывают пробки и можно стоять часами в очереди, чтоб переправится – мы не стояли ни минуты, сразу заехали на паром и поплыли в сторону Явы. Ее, кстати, отлично видно – расстояние между островами совсем не большое.
Вероятно, трафик напряженный в сезон или конец выходных – на выходные на Бали приезжает много яванцев, чтоб отдохнуть (по словам нашего гида Кадека). Паром был старенький, но не совсем корыто, вполне себе живой) судя по табличкам безопасности (про спасательные жилеты и т.д.), он раньше трудился где-то в Японии. Заполнен был примерно наполовину машинами, на ¼ людьми – ходит каждый час, стоимость 10$, это за машину + 4 пассажира. Какой-то часик и вот мы уже на Яве!)
Дорога от переправы до Бромо идет по побережью до «большого города» Промболинго. В кавычках, потому что 90% времени, что мы ехали по Яве, вдоль дороги постоянно идут одинаковые средних размеров дома: жилые, магазины, госучреждения, заправки, одним словом «город». Поэтому понять,что Промболинго это большой город, я лично смог только начитавшись форумов про Индонезию и видя на карте Гугл сам город, а так одно и тоже вдоль всей дороги). Лишь иногда вдоль дороги появляются поля риса или кукурузы,а так дома, дома… Тут же начинаешь догадываться, как на такой маленькой Яве живет 150 млн. жителей!)
Надо сказать, что хоть большинство домов ветхие и давно не первой свежести, убогости картинке это не придает – во первых, все они не более 3-4 этажей и не загораживают великолепный вид на горы и вулканы, которые расположены вдоль дороги на всем ее протяжении, а с другой стороны вдоль шоссе постоянно идет океан, который тоже прекрасно видно из машины (до него не более 500, а то и меньше метров). Шоссе хоть и двухполосное, но вполне сносное, машина идет постоянно на почти предельной скорости – 50-60км/ч. Кстати в Индонезии быстрее 80, по моему, не ездит никто и нигде, поэтому и практически нет ДТП. И конечно же, везде огромное количество мечетей. Здесь они не такие, как скажем в Эмиратах или Турции, значительно меньше, как правило и менее богато украшены (приходилось видеть мечеть со стеклянным молельным залом, издалека напоминающим по размеру и архитектуре наши торговые павильоны), но их количество начисто отбивает желание шутить про Мухаммеда в этих краях ;)
Добравшись до Промболинго вы сворачиваете с шоссе в глубь острова и дорога сразу же начинает подниматься в горы. Сначала подъем мало ощутим, но примерно через 40 минут воздух становится уже прохладней и у чувствительных к перепадам высот людей (как у меня), начинает «закладывать уши». От Промболинго до неоднократно упоминавшегося здесь и на многих форумах легендарного Кеморо Лаванг примерно 2-2,5 часа ходу на машине. Почти повсюду, где дорога уже переходит в горные серпантины (примерно на полпути до Кеморо) все засажено овощами! Картошка, помидоры, лук, капуста и все это растет на очень крутых склонах.
В Кеморо проехали по нескольким гостиницам, приценились и выбрали Bromo Permai – ближе всего к кальдере Бромо, отличный вид на вулкан прямо в 20 метрах от номера. Цена примерно как везде – 50$ за номер для двоих с завтраком. Номер, естественно, «ниочем», но ведь это деревня в Индонезии, рядом с вулканом! )) Зато чисто, все работает, горячий душ, все новенькое, даже телек какой-то стоял, уж не знаю кто его тут смотрит – 99% всех, кто приезжает сюда, ночуют, утром Бромо и домой!.
Осмотр кальдеры с 4 остановками на разных смотровых площадках с видом на вулкан Бромо начинается в 4-30. Примерно в 6-30 рассвет, в это время вы на первой площадке, затем спуск в кальдеру, поездка к Бромо. По дороге остановки «пофотится, красивые виды и т.д.». И вот вы уже около живого вулкана! А тут это не только видно, но иногда и слышно, вулкан периодически клокочет под землей. У подножия Бромо можно взять за денежку небольшую лошаденку, которую будет вести ее хозяин, пока вы проедете на ней часть восхождения к жерлу вулкана. Читал, что стоит это 2$, в реальности же отдал 20$ за двоих (торг стартовал с 50). На лошади вас довезут бережно до площадки, с которой пройдя еще примерно 200 метров вверх вы упретесь в лестницу ведущую к жерлу Бромо. Уверен, можно этот путь пройти и пешком, как многие и поступают…примерно 1,5-2 км…по топкому вулканическому песку…постоянно вверх…а потом еще 240 ступенек к жерлу…возможно, так и надо, не берусь судить;) Т.к. я переживал, что мы можем не успеть за 1 день «как надо» осмотреть кальдеру вместе с Бромо и еще успеть на Иджен, а там подъем на гору занимает 1,5 часа, это примерно 3 км и ТОЛЬКО пешком – взяли лошадок) С них легкой походкой пробежали ступени к жерлу вулкана и вот оно чудо!) …хочется сказать только одно - ЭТО того стоит без сомнений))!!!
Потом мы еще покатались на джипе по кальдере, осмотрели все вокруг. Местами очень необычный пейзажи – выглядит все как в рубрике «это надо видеть своими глазами»), масса положительных эмоций одним словом. Закончилось все около 9-30 утра, к этому времени мы были снова в отеле. Поездка на джипе: 50$ за джип (мы были только вдвоем, но в принципе можно было попробовать «сесть на хвост» или взять кого-то, чтоб сэкономить), 4 смотровые площадки (бывают варианты поездки с двумя, это дешевле), забирают в отеле в 4-30, привозят обратно в 9-30. Надо учесть, что чем дальше вы остановитесь от кальдеры Бромо, тем раньше вас будут забирать «ИЗ» отеля и позже возвратят «В» отель. Позади нашего отеля сразу начинался спуск в кальдеру поэтому время трансфера было минимальным.
Позавтракав мы сразу выехали в сторону Иджена, примерно в 10-10.30 утра. Снова дорога, теперь уже в обратную сторону, но с заездом на Иджен. Ехали 5-6 часов. Нашей ошибкой было поехать через горы. Если смотреть на карту, прямая дорога с Бромо до Иджена есть – обозначена как асфальтированная дорога, идущая через горы. Ну да, через деревни, но с асфальтом и в 1,5-2 раза короче, поехали по ней - это была неверная мысль. На деле, все вылилось в серпантины в джунглях по убитой дороге, на скорости 15-20км/ч, а то и меньше местами… очень красивая дорога, в принципе – бесчисленные кофейные плантации, удивительные деревья, живописные деревушки, прекрасные виды на долины вокруг, когда добираешься до перевала. Ничего там сложного, опасного или тяжелого не было, но очень уж переживали в какой-то момент, что можем не успеть осмотреть Иджен до заката, но все обошлось. В итоге и местность осмотрели поподробнее и на озеро кислотное успели. Хотя по шоссе была бы на 1-1,5 часа короче дорога.
На Иджен мы прибыли в 15.30-16.00. Нам объяснили, что природный парк Иджен в это время уже закрыт, но если мы купим билеты (3 доллара за двоих) и дадим взятку гиду (10 долларов), то он нас проводит на Иджен. Читал, что гид тут не обязателен, но учитывая, что и у подножия Иджена уже ощутимо пахнет серой, и что в принципе «тут горы», мы согласились на гида. Подъем не особо крутой, прогулочным шагом с остановками. Примерно к 17.30 мы были на краю жерла уже второго за день вулкана. Только на этот раз гораздо большего по размеру и значительно более впечатляющего по сути: само жерло заполнено смесью соляной и серной кислоты, с растворенными в них 100 тыс.тонн алюминия, все это выглядит как большое озеро, переливающееся на солнце всеми оттенками зеленого и синего, а на краю озера из земли вырывается столб желто-зеленого ядовитого дыма! Совершенно согласен с комментаторами называющими такой пейзаж марсианским - лучше просто не скажешь!
Заката ждать не стали, как и спускаться к озеру. Гид предлагал такую возможность, несмотря на наличие таблички, что спуск к озеру туристам запрещен. Когда вы живьем увидите стену серного дыма и почувствуете, даже стоя на верхней кромке вулкана, запах серы – уверен вы сами сможете определится, хотите ли вы этого. Мы же походили, пофотографировали вокруг и так и эдак, и начали спускаться вниз. Встретили по дороге стаю яванских обезьян – они были крупнее и более дикие, нежели на Бали, вдобавок более лохматые и серо-черного цвета. Спускаясь, можно найти огромное количество мест с видом на горы и вулканы вокруг, фото на фоне которых будет выглядеть как из рекламы туров на райский остров)…очень красивое место.
Спустились в сумерках, выезжали уже при свете фар. 1-1,5 часа до парома по шоссе. Снова свободная погрузка – никакой очереди, мы подъехали примерно за 10 минут до прихода парома и были 3й в очереди машиной, всего он вмещает 15-20 машин. Еще через час мы снова на Бали. Вернулись в отель примерно в 2-3 часа ночи. Итог – 2 Вулкана, 2 дня и 1 ночь!)
Расходы: гид с шофером и водителем на машине 400$ два дня, включено все – бензин, их питание, размещение, досуг) Надо отметить, что за время пути я смог немного узнать Кадека, он оказался 35 лет отроду, веселый, семейный гид с Бали) Очень приветливый, хорошо говорит по-английски и что важно(!) умеет пользоваться гугл транслейтом и планшетом - это дает неоценимую возможность написать ему что то на русском и и он все поймет «как надо», гугл рулит;) Поэтому в случае, когда нам надо было что то купить в поездке, договорится о нормальной цене на гостиницу, на аренду джипа (цена для местного в Индонезии всегда отличается от цены для туриста) я обращался к нему. Возможно, он и получал процент с покупок, но явно не 200-300%, а именно столько можно заплатить не зная цены…представления о уровне цен я имел из форумов, а терять время на торги («я же белый,откуда я могу знать цену?», считают индонезийцы и торги стартуют с 2х - 3х кратной цены, надо торговаться, доказывать – оно надо?) было жалко. Поэтому торговался Кадек.
По дороге мы естественно останавливались на обед за какие то совсем смешные деньги – 10-15$ за обед из нескольких блюд на двоих, с напитками и сладостями и фруктами и всем, всем, всем… заведения тоже находил гид, по нашим пожеланиям к меню) естественно это были рыбные кафешки на побережье)
- Паром туда-обратно 20$
- Гостиница на Бромо 50$
- Аренда джипа на Бромо 50$
- Лошадки на Бромо 20$
- Вход в 2 национальных парка (и в парке Бромо и в парке Иджен вход платный) около 10$ все вместе за 2х.
- Личные расходы за 2 дня – питание, какие то сувениры и там и тут, взятка гиду на Иджен) - все около 100$ за 2 дня
Итого : 650$ за два дня на двоих при всех расходах!
По моему отлично, учитывая исходные варианты и их стоимость.
Оптимальнее выезжать раньше утром с Бали, чтоб вначале днем посмотреть Иджен (до него от парома часа полтора, значит выехав в 4-5 утра будете там к 10-11 примерно), а потом вечером заселится на Бромо. На следующий день можно спокойно там полазить и не поздно уже быть дома на Бали. На машине оптимально – учитывая насколько самолетом дороже, опаснее с точки зрения «не успеть на обратный рейс», а главное еще и ехать на машине потом часа 4-5 до Бромо, это минимум, а уж до Иджена так и вообще нет смысла. Машина это микроавтобус, 3 ряда сидений, очень удобно. Мы были вдвоем, поэтому периодически просто лежали в дороге) вполне себе путешествие получилось).
Вот как то так, спрашивайте если что интересно могу уточнить.
Внимание!
Есть очень доступные по цене и качественные готовые поездки на вулканы Явы от профессиональной команды! Отправление каждые понедельник и среду.
Однодневная поездка на Иджен
Узнайте все подробности и отправьте заявку, чтобы не пропустить это уникальное приключение.
Нас завел туда навигатор. Маршрут был построен для машин. Мы проезжали через деревню, где было наводнение и смыло дорогу. Как узнали у местных, происшествие произошло 2 месяца назад. В итоге приехали в какой-то карьер. После него нормальная асфальтированная дорога.
Надеюсь эта информация будет кому-то полезна)