Во-первых огромное спасибо создателям и администраторам этого форума! Это лучший ресурс, о каком либо месте, что я видел. Редко можно найти форум на котором так хорошо систематизирована и актуальна информация. Спасибо!
Чтобы внести свой небольшой вклад выкладываю тут этот отчет.
Мало кто любит завершать отпуск, проведенный среди рисовых полей и белоснежных пляжей, маршброском по вулканам. Наверное поэтому найти актуальный и информативный отчет Бали - Джокья с посещением Бромо и Иджена задача не из простых. Для тех отчаянных, кто все же делает такой выбор по собственному желанию или вынужденно, я заполняю этот пробел. Высокохудожественные описания вулканов и сотни фотографий опущены т.к. ими вы можете насладится в большом количестве зеркальных отчетов. Я же сосредоточился на технических моментах.
Мой вариант прохождения этого маршрута максимально короткий – 3 дня и 2 ночи, низкобюджетный - 1400к на двоих и довольно комфортный – Поезда вместо автобусов.
На форуме иногда пишут, что самостоятельно успеть за 3 дня сложно (на самом деле нет, сложно не успеть), я верил и изначально пытался найти тур. Тем более на зеркальный маршрут (Джокья-Бали) турагентства дают довольно хороший прайс (от 600к с проживанием, но без входа в парки), но найти что-то похожее в обратную сторону на Бали нереально. Онлайн агентства хотят смешные суммы вроде 300$ ,а турпалатки в Куте пожимают плечами, как будто вообще не слышали про подобные опции. Поиски привели к оператору Prama tours на Легиане. Они периодически организуют эти туры, но не каждый день и прайс даже близко не похож на яванский. 1200к с человека только за трансфер. Без проживания и питания, с доплатой за огни, вход в парки и неизвестно что еще. Впрочем все канторки и любой частник организует вам это приключение на машине, но это не наш метод. Поэтому цены даже не узнавал. Думаю, что на четверых выйдет дешевле чем тур через праму.
В общем, решено было пробовать успеть самостоятельно.
Когда я читал отчеты было сложно разобраться в каше из названий населенных пунктов через которые лежит маршрут. Пишу тут список важных точек чтобы вы могли представит что к чему. Советую сразу сохранить их на карте.
Убунг- автовокзал в Денпасаре на Бали откуда стартуют автобусы на Яву
Гилиманук\Кетапанг – Города на Бали и Яве соответственно, откуда и куда ходит паром.
Баньюванги – Ближайший к Иджену транспортный узел
Палтудинг (Деревушка\кемпинг ) – точка старта похода на Иджен
Проболинго – Ближайший к Бромо транспортный узел
Семоро лаванг – деревушка старта похода на Бромо
Есть еще Бондовосо и Семпол - это аналоги Баньюванги и Палтудинга, если вы лезете на Иджен со стороны Бромо, и Сурабая – второй по размеру город Явы откуда многие начинают тур или где делают пересадку между Джокья и Проболингво, но для вас это, скорее всего, лишняя информация.
День первый.
Транспорт на Яву ходит с денпасарского автобусного терминала Убунг. Терминал наполнен хищными персонажами, бросающимися на редких несчастных туристов. Туристические автобусы сразу до Баньюванги с кондеем и включая паром впаривают начиная от 210к. Неадекват. Я не торговался и сразу пошел к локал басам (товарищ в форме подсказал, где искать). Они торгуются от 100к, но на самом деле стоят 40к. Я видел как местный платил 30к, но он вышел на полпути. Автобусы некоторое время тупят на вокзале, а потом мееееедлено едут по прилегающим улицам, собирая народ, который судя по всему в курсе, что там можно поймать уже отъезжающий автобус. Так было бы быстрее, но, что это за улицы, я не знаю.
Выезжать из Убунга рано большого смысла не имеет. Если знать что как, дорога до жилья у Иджена занимает от 4 до 8 часов в зависимости от везения. Мы приехали в терминал Убунг в 12.30 а до Палтудинга добрались к 9, несмотря на массу ошибок.
Мы ехали в понедельник в полупустом автобусе. Местные пару раз курили внутри, но в целом переезд прошел комфортно. Все окна открыты и если не стоять в пробках жара не чувствуется. Читал, что время в пути занимает от 3 до 5 часов, наш автобус ехал два с половиной без пробок. Тебя довозят прямо до паромной переправы. Дальше следуя внятным указателям, попадаешь к кассе и затем на паром. Билет стоит всего 6к с человека. Плыть парому минут 15, но учитывая тупки на загрузке и ожидания свободного дока, время переправы легко растягивается до часа и больше.
В моей голове был план арендовать мопед, на форуме проскакивала информация, что кто-то делал это в гесте Toko Subur напротив вокзала за 100к в сутки. Уже позже я заметил что этот гест отмечен в гугл, но когда нужно было, почему то не смог его найти. Мы не знали, у какого именно вокзала искать гест, а в районе парома\Баньюванги их целых 3. Так что мы решили проверять два основных, начиная с ближайшего. Один есть прямо у парома, а второй в городе Баньюванги. Рядом с вокзалом никаких гестов нет, зато прямо на повороте с основной дороги к станции есть прекрасный ресторанчик с хорошими ценами, вкусной едой (лучший айам бакар, что я пробовал), работающим вайфаем и хозяйкой, говорящей на нормальном английском. Единственная беда – готовят они очень долго. Хозяйка подсказала, что бемо (маршрутка) до баньюванги стоит 5000-7000, а мопед можно снять за 65к в агентстве триполи у автобусного терминали банванган в городе.
Советую перекусить в этом ресторане, а дальше ловить около него любое бемо в сторону Баньюванги. Говорите что вам до терминала банванган, они знают где это. Там вы увидите магазин\прокат мопедов и по совместительству турфирму - триполи. Они работают с 8 утра до 10 вечера с перерывом с 5 до 8 вечера. Тут нужно быть особо внимательным, ибо на Яве другая часовая зона и на час меньше чем на Бали. Мы попали туда в 7.15 и решили ждать. Прождав час, поняли, что забыли про перевод времени и ждали еще час. Конечно было бы быстрей снять мопед у вокзала, но кто же знал. К открытию появились Итальянцы, которые нашли информации о прокате в инете и даже забронировали байк по телефону. Они рассказали нам свою печальную историю посещения Бромо (об этом в соответствующем месте) и мы решили держатся группой. Мопед можно и нужно брать на 24 часа за 65 тысяч. Дают шлемы в хорошем состоянии и даже дождевики. В залог придется оставить паспорт. Страховки нет. У них же можно оставить тяжелые сумки, чтобы налегке поехать на Иджен. Дорога от проката до самого Палтудинга – хороший асфальт, вполне нормально ехать по темноте. Трафика нет, но в конце уклон очень серьезный и два толстяка на слабом мопеде могут столкнуться с непреодолимой силой тяжести. Но два толстяка едущих на мопеде покорять Иджен в принципе сюрреалистичная картинка. По пути стремительно холодает, и ближе к палтудингу ехать холодно даже в кофте и мембранке. Холодно, но терпимо. Где то после Личина (последний населённый пункт перед Палтудингом) сидят местные в газебе и свистят в свисток, мы внимания на них не обращали и проехали мимо, не знаю точно что они хотели, но читал что-то про сборы в 10к на непонятные цели.
На форуме, в нескольких отчетах я читал про гесты прямо в палтудинге. Может они и были, но сейчас их нет, только пара зданий с надписью гетсхауз, но они то ли не готовы, то ли уже под снос. Все туристы останавливаются в поселках ниже, например, в Личине. Так и нужно делать. Уже непосредственно перед стартом, доезжая 30-40 минут пути. В самом Палтудинге люди тусуются в палатках или просто попивают чай в варунгах, не собираясь спать в принципе.
Нам обратно ехать не хотелось, и мы нашли единственный доступный вариант – крохотная грязная комнатка с одной двуспальной кроватью. Судя по всему, это комната властелина туалета и пока он на посту собирает деньги за бумажку, его скромная обитель сдается. Заплатили 150к за комнату на четверых и по 20к на респираторы. Легли спать в одежде. Как только мы выключили свет, часов в 10, в соседней комнате стали что-то сверлить.
День второй
Люди ходят на Иджен среди ночи ради голубых огней, это очень красивое горение газов видное только в темноте. Это то, ради чего стоит вставать среди ночи, никогда раньше не видел ничего подобного. Быть на Иджене и пропустить это явление – маразм.
Выходить нужно так рано, чтобы успеть подняться на кратер, спустится вовнутрь, посмотреть на огни, снова подняться на кратер и дойти до рассветной точки, желательно без суеты и имея время на отдых. Но и выйти слишком рано не лучший вариант, придется сидеть на горе без дела, а до рассвета там очень холодно. Кроме огней и восхода солнца утром намного больше шансов на хорошую погоды, так что без вариантов, идти нужно среди ночи. Группы стартуют по-разному. Начиная с 11 и до 2 ночи. Мы стартовали в 2.10 и все успели, довольно часто останавливаясь отдыхать. Если вы спортсмен и готовы полтора часа идти в гору без отдыха, возможно в респираторе, можете стартовать и в 3. Если наоборот, лучше начните в час.
Билеты продают прямо в Палтудинге. Билет стоит 100к с человека. Проверяют их непосредственно перед входом на тропу. Думаю, при желании можно обойти проверочный пункт по кустам. Тропа, скорее даже дорога, широкая и утоптанная. Мы забыли фонари в рюкзаках, оставленных в прокате, но и без них идти вполне реально. Вокруг другие туристы с фонарями, но даже без них тропу видно. В нашем случае вонючий дым вулкана ложился прямо на тропу, так что где-то с середины подъема пришлось идти в респираторе. Это очень не просто, быстрее устаешь, и от недостатка кислорода болит голова.
Подъем занял ровно 1:20. С кромки кратера видно голубые огни, но далеко, и обязательно нужно спустится вниз, чтобы рассмотреть все подробнее. В 3.30 многие группы уже лезут из кратера и на спуске образуются конкретные пробки. Этим многим придется 2 часа мерзнуть в ожидании рассвета, зато они были внизу без толп народа. Каждому свое. В кратере можно просто посидеть любуясь огнями, посмотреть на ужасные условия в которых работают местные, увидеть как из труб течет огненными ручьями сера, потрогать теплую водичку серного озера и сделать тысячи фотографий на выдержке. Концентрированный дым легко пробивает сквозь респиратор и выжимает из глаз слезы, поэтому скрестите пальцы, чтобы ветер дул куда угодно, но не на вас.
В 4.40 мы стали подниматься и успели к рассвету в последний момент. Я ожидал что рассвет надо смотреть там же, где начинается тропа в кратер, там место появления солнца закрывает соседняя гора, и до хорошей смотровой нужно топать минут 15. В 5.30 из-за облаков появился край солнца. А в 6.15 мы уже пошли вниз, чтобы успеть на поезд в Проболинго.
До Проболинго можно добраться на автобусе, но Итальянцы нам крайне не советовали этот способ. Им пришлось ехать 7 часов в забитом душном автобусе. Гуманный транспорт – Поезд. Поезд отходит от станции Карагасем в Баньюванги в 9.15 и в 13.45 и едет 5 часов. Поезд в 9.15 только бизнес и экзекьютив классов. Самые дешевые билеты от 60000. Второй поезд эконом класса с билетами от 20000. Но, чтобы без проблем попасть в Семоро Лаванг, желательно приехать в Проболингво пораньше.
Мы немного заблудились в Баньюванги на обратном пути, еле успели сдать мопед и доехать до станции. Билеты купили на месте за 80к. Две трети мест в поезде оставались свободными. Бизнес класс в этом поезде это мягкие двухместные сидения в кондиционированном вагоне с просторным местом для ног. Можно отлично поспать развалившись на свободных местах. Чем мы и занимались всю дорогу.
В случае если с мопедом вы не дружите, вам придется искать транспорт. Я с темой знаком из чужих отчетов. Но могу добавить кейс группы австрийцев которые ехали с нами на пароме , а затем в поезде. Они на месте, через помогал у парома, сняли тур включающий машину туда-обратно, жилье, вход в парк, гида, респираторы и фонарики за 300к с носа на троих. Это круто. Мы почти столько же потратили.
Как только поезд приехал, вам нужно собрать вместе всех туристов на нем прибывших. Дело в том, что основной способ попасть в Семоро Лаванг – микроавтобус от автостанции. До автостанции можно доехать на бемо от вокзала за 5к с человека. Бемо гарантированно привозят вас вместо вокзала к турфирме, нужно отслеживать это дело по мапс ми и громко ругаться до правильного результата. Автобусы до Семоро Лаванг стоят 35к с места. В автобусе 15 мест. Водители твердо придерживаются установки: 525к с машины или никто никуда не едет. Вы можете либо разделить полную стоимость машины на имеющихся людей, либо ждать новых туристов. Ждать можно до завтра. Поэтому и нужно сразу ловить всех с поезда. Я отловил десять человек и мы заплатили по 52 тысячи. Если вас совсем мало выгодней будет ловить оджек, слышал что адекватная цена - 80-100к. Автостоп тоже рабочий вариант, дорога в поселок оживленная, проблем уехать быть не должно. Мопед в прокат туристам не дают. Пробовали упомянутые выше Итальянцы, искали мопед полтора часа. В итоге забили на Бромо и уехали на Иджен. Они еще и на Мерапи ходили, решили что им хватит вулканов.
Если вас привезли не на автостанцию а в турфирму, все примерно то же самое, только автобус может быть получше и подороже, а шанс на то что новых туристов привезут в эту же турфирму маловат.
В Семоро лаванг есть хомстеи, отели, рестораны, магазины и даже интернет. Но нет банкоматов. Найти дешевое жилье в сезон не проблема. Вместе с жильем вам будут впаривать туры на джипах. Мы сняли уютную комнатку с душем и горячей водой за 150к. Вкусно и недорого покушать можно в Lava hostel café. Напуганные европейцы еще перед Идженом говорили нам, что мы вероятно столкнемся с проблемой нехватки жилья. Все забронировано и т.д. Некоторые из них ехали в заранее забронированные отели, которые как потом оказались на месте стоят в 2-3 раза дешевле. За 2 самых высокосезонных месяца в Индонезии мы ни ризу не сталкивались с отсутствием вариантов жилья. Всегда есть куча вариантов, не сотрудничающих с букингом и т.д. На местах всегда есть куча помогал, которые все покажут и расскажут.
По прочтенным отчетам я ждал, что билеты в нацпарк будут продавать где-то по пути в Семоро, сразу всему автобусу. Те же, кто едут оджеками, автостопом или проходили эту точку ночью пешком, оплату иногда миновали. Но в нашем случае плату на подъезде не брали, я видел будку с надписью POS 1, но она пустовала. Возможно, из за того что Бромо официально закрыт (не факт). На КПП в деревне висит бумажка « ближе чем 1 км к вулкану не ходить». На вопросы мне ответили что «ходить можно, но мы не отвечаем в случае чего». Через этот КПП без билета не пускали и продавали их по 220 в будни и 320 в выходные. Впрочем, перед закатом мы прошли посмотреть на вулкан издалека, его видно прямо из города, и у нас никто ничего не спрашивал. В первой половине дня такой халатности там нет. От этого пункта примерно 40 минут до кратера Бромо или 40 минут до первых рассветных смотровых на горе Пананжакан пешком. На смотровые билет не нужен.
День третий
Стандартный метод посещения Бромо - это рассвет со смотровых на горе Пананжакан, а затем подъем на кромку вулкана. Впрочем, никто не мешает сходить на кромку вечером, сразу по приезду, а утром ограничится смотровой.
Со смотровыми площадками там конкретная путаница. Их много, и я,даже там побывав, не всё понял. Есть место, куда довозят джипы. Честно говоря, я не уверен, что такое место одно. Уже там есть видовой балкон, но вид так себе. Поднимаемся по бетонированной дороге дальше, там первая оборудованная площадка, на которой много народа. Еще чуть выше вторая площадка, на которой никого нет, видимо потому что есть пару деревьев со стороны восхода, но это массовый психоз, люди просто не в курсе, что, во-первых, восход все равно не видно со всех перечисленных площадок, солнце встает за горой, а во-вторых, главное не появление солнца из-за горизонта, а вид калдеры с вулканами в первых его лучах. Дальше дорога заканчивается и начинается лестница. Пролетов через 5-6 есть просто поляна с видом, а затем, еще через пролет, оборудованная площадка (самодельная табличка у входа на площадку гласит серени поинт, но на гугле серени поинт отмечен в другом месте), там тоже много народа, но вид лучше чем с площадок ниже. Внизу правая сторона долины загорожена деревьями, а тут все открыто. Чуть выше этой площадки есть скалистые выступы с хорошим видом и возможностью наблюдать за ним в одиночестве, мы там и смотрели. Но это далеко не все, можно лезть еще выше. Если вам принципиально увидеть сам восход, нужно лезть на самый верх горы. Что там, мы не видели.
Как я уже писал, до точки рассвета, и до Бромо можно дойти пешком. Но большинство ездит на джипах. Впрочем, джипы не ездят ближе, чем на 1 км к Бромо и высоко на вьюпоинт, так что ходить все равно придется. Мы же, попав в Семоро, обнаружили, что не сняли достаточно наличных, и нам не то что на джипы, даже на 2 билета денег не хватит. В городе часто пристают оджеки с предложением устроить тур, я их озадачил, сказав что мне нужен тур, но так чтобы без билетов. В итоге все так и было. За 100к с человек. Встретили утром у отеля, отвезли к смотровой, потом к храму у бромо, потом вернули к отелю.
Бромо кардинально отличается от Иджена. Размышлять в духе «Нафига мне 2 вулкана» ошибка. Иджен - это синие огни и потрясающая лагуна в кратере. Бромо - это неземной ландшафт вокруг, который вы наблюдаете с рассветной точки. И ощущение активного вулкана, когда поднимаетесь на кратер. Бромо воет громче реактивного самолета, извергает из себя дым и пепел, который словно снег засыпает все вокруг. На кромке кратера просыпаются какие-то животные страхи. Кажется, он вот-вот рванет. Мозг понимает, что это бред. Он 12 лет просто дымил и скорее всего еще столько же дымить будет, но инстинкты бьют тревогу. Конечно он меняет степень активности. Когда были мы, дыма было столько, что даже очертания жерла разглядеть было невозможно.
В 7.30 мы закончили. Позавтракали и пошли ждать первый микроавтобус (тот самый что за 35к с человека). Когда мы приезжали, водитель поведал, что первый идет в 9. Я попросил организовать в 8.30, так как поезд в Джокьякарту отходит в 11.12, а я не хочу рисковать, и у меня есть единомышленники. Мне сказали ок, но, конечно, без гарантий. В итоге, когда мы подходили к месту, откуда ездят микроавтобусы, на часах было 8 35 и мимо нас проехал первый, уже полностью забитый минибас. Это был полный провал, нам предстояло ждать заполнения второго, который стоял абсолютно пустой. В 9:20 это все же случилось, за час мы доехали до автовокзала. Еще за 30 минут до вокзала на тормознутом бемо. Я снял деньги. И опять за 5 минут до отбавления мы успели купить билеты на поезд.
Из Проболингво в Джокью есть только один прямой поезд. Только эконом класса. Цена 90000 и время в пути 7 часов. Почему эконом стоит так же как бизнес? Потому что этот эконом от бизнеса мало чем отличается. Как я понял, в Индонезии Эконом в одном поезде не равен эконому в другом. Этот эконом представляет собой кондиционированный вагон с мягкими сиденьями напротив друг друга на 2 или 3 человека. При свободных местах выходит даже удобнее, на трехместной лавке спать лучше чем на двухместной.
На этом маршрут Бали-Джокья можно считать завершенным.
Постфактум я представляю себе идеальный маршрут таким образом:
Локал бас до парома. Бемо до офиса аренды мопеда. На Мопеде до Личина. Там ночуем.Ночью доезжаем на мопеде до Палтудинга. Прогулка на Иджен. Возвращаем мопед, на бемо едем до вокзала и садимся на 9.15 поезд до Проболингво. Едем до автовокзала на Бемо . Если есть народ, ехать на минибасах до Семоро, если нет, ловить попутный оджек\попутку. На Бромо, если не собрали деньги ещё в пути, искать оджек с условием безбилетного проезда. После посещения смотровой и кратера, позавтракать и спешить на первый минибас вниз. Он точно наберется к 9 или раньше. Уехать в Джокью на эконом поезде в 11.12. Все. Если где-то опоздать на поезд, можно уехать на автобусе. Если вы не водите мопед, в Баньюванге можно найти оджек, или взять тур. Главное цены представлять. Не успеть за 3 дня надо постараться.
Все цены на двоих. Общий бюджет 1400к. Тут нет только еды.
80к автобус Бали- Гилиманук
12к паром
15к Бемо до проката
65к мопед
10к топливо
75к жилье в палтудинге
40к Респираторы
200к Вход в Парк
20к Бемо до вокзала
160к Поезд до Проболингво
10к бемо до автостанции
105к Микроавтобус до Семоро лаванг ( было 10 пасажиров)
150к Жилье
200к 2 оджека Деревня-смотровая-Бромо-Деревня, с опцией бесплатного входа в парк
70к Микроавтобус до автовокзала
10к Бемо до вокзала
180к Поезд до Джокьякарты
Джокьякарта.
Город со множеством имен, каких только версия я не слышал. Yoguakarta, Jokjakarta, Godga, Jokja , Джокья, Йогуакарта, Годжа. Как правильно я так и не понял. Даже на дорожных знаках встречаются разные написания.
В Джокьякарте и окрестностях есть множество различных достопримечательностей, но основной поток туристов едет смотреть на 2 храма: Прамбанан и Боробудур
Нас тоже интересовали только эти места. Их можно смотреть турами, вместе или по-отдельности. На общественном транспорте, такси или на мопеде. В любом случае оба места можно посмотреть за 1 день. Мы любим быть независимыми, и выбрали мопед.
Сойдя с того самого поезда из Проболинго, мы пешком добрались до рекомендованного в трипадвайзере кафе и узнали там, где можно снять мопед. Кстати, кафе на Яве значительно дешевле, чем на Бали. Модные заведения стоят как обычные на Бали. И этих модных заведений навалом. Нам объяснили, что мопед проще всего снять рядом с улицей Малиоборо, а если точнее то Jln.Dagen. До туда можно дойти пешком от станции за 15 минут. Мы сняли мопед на сутки в 9 вечера за 70к. На мопеде добрались до отеля и легли отсыпаться.
Все те же Итальянцы рассказывали, что они брали мопед в Джокье и ездили утром в Прамбанан, а вечером в Боробудур. И народу в обоих местах было мало. А другой парень ездил туда же, в тот же день, только в обратном порядке, и народу было полно. Мы решили перенять хороший опыт и сделать как Итальянцы. До Прамбанана от нашего отеля было минут 30. В 8.30 я был там и храм был пустой. Но к 9 люди уже появились. К 10 , когда я уходил, народ у центрального храма был, но вовсе не толпа. А еще стало невыносимо жарко. Открыт он с 6, так что если приходите рано, одиночество и прохлада гарантированы.
Билеты в оба храма довольно дорогие. Экономить можно, купив билет в оба места сразу, они такую опцию не афишируют, надо спрашивать. Еще больше можно сэкономить, если вы студент. Они не очень требовательны к документам, любая карточка с надписью студент и вашей фото должна прокатить. К сожалению, у меня такой карточки не было, но удалось обмануть систему и убедить кассира что надпись «Госзнак, ППФ, Пермь…» шрифтом 4, Белого цвета в левом нижнем углу обратный стороны водительского удостоверения это название университета, а машинки там нарисованы единственно потому, что институт Автодорожный. Кассир не поверил, но спорить устал и продал мне желанный билет в обе древности по льготной цене. Гуляя по Прамбанану, я наслаждался сладким вкусом победы, и невероятными возможностями, открывшимися передо мной благодаря сэкономленным 18 долларам.
Шансов, что прокатит фейковый студенческий, больше в именно тут. В Боробудуре проверяют намного серьёзней. Если совсем нет денег, а душа просит можно перелезть забор, он низкий. Проще всего это сделать около храма Чанди Севу, там нет совсем никого, и это можно сделать без опасений. Я видел несколько отчетов с успешным опытом.
Кстати Храм Чанди Севу мне понравился даже больше основного. Туда редко кто добирается. Он еще в процессе реконструкции и обнесен низеньким заборчиком. Я перешагнул заборчик. Рабочие с улыбкой отвечали на мои приветствия и были совсем не против моего присутствия.
После Прамбанана мы провели пару часов в отеле, пообедали в шикарном заведении Hikaru Dining – это роллы, но и другие азиатские вкусняшки там есть. Как Якитория только в 3 раза вкуснее. Очень рекомендую.
Около двух выехали в сторону Боробудура. До него ехать намного дальше Прамбанана, кажется около часа. Кстати до обоих мест ведут хорошие шоссе.
Катя отказалась применять грязные трюки, и мы решили, что она пройдет по моему льготному билету, а я повторю фокус с водительским удостоверением. Но все сразу пошло не так. На нормальном цветном билете с голографический наклейками и отрывным элементом, который я, конечно же, сохранил, оказывается, был степлером приколот чек со штрихкодом. Чека нет, и нас заподозрили в сговоре. Якобы билетик надорвать мне забыли, и я его сбагрил Кате по сходной цене, а использованный штрихкод выкинул. В показаниях о том, как Катя ходила в первый храм сегодня утром мы сразу начинаем путаться, т.к. она туда действительно не ходила. На просьбу доказать что Катя была в первом храме, она достает фотоаппарат, точнее ищет фотоаппарат, точнее, черт, мы его забыли. В общем, наша игра неубедительна и вполне себе настоящий билет отказались принимать. Времени ругаться нет, храм закрывается через полтора часа. А это уже пугающе мало.
Я пытаюсь снова купить фейковый студенческий билет, но нам уделяют слишком много внимания и фокус не проходит. Единственный выход купить 2 полных билета в добавок к утреннему студенческому. Трагедия и несправедливость.
Пришлось идти на крайние меры, в итоге я перелез через забор и попал в храм без билета.
Если кто-то хочет повторить это дело поделюсь своим вынужденным опытом. У стадиона Lapangan Kujon Barada, что отмечен на гугл мапс, забор комплекса уходит в лес. Там можно его перелезть без посторонних глаз. Забор не высокий и, судя по всему, место для этого дела популярное. Там даже заботливо были подложены камни, чтобы удобнее было. За забором вас ждет большая территория комплекса. Насколько я понял, туристов сейчас туда не пускают. На территории есть холм, с которого открывается симпатичный вид на Боробудур. Еще там снует много народа неопределённых занятий, на меня они внимания не обращали, но было немного напряжно гулять там, где туристов быть не должно. Сам Боробудур окружен еще одним забором. Через него есть 4 прохода , два из которых закрыты, из одного сделан выход а из другого вход. Проверки билетов там никакой нет, но мне не хотелось там показываться т.к. я совсем недавно скандалил на входе. Так что пришлось снова перелезть забор. Там тоже нашлось кем-то оборудованное для этого место.
Храм нам понравился, главным образом благодаря очень живописным пейзажам вокруг. Со всех сторон храм окружен красивым рельефом и зелеными джунглями. Само сооружение тоже очень необычно и не похоже ни на что виденное нами до этого. Народу было многовато, но не слишком, фотографию с иллюзией одиночества сделать было сложно, но возможно.
Выгонять людей без закатного билета начинают уже в 5 вечера, так что времени мне не хватило, много потеряли на споры, заборы и прочие препятствия, но в целом, эмоций получили что надо.
Как видите, аренды байка на сутки более чем достаточно. Я вернул байк, а в отель вернулся на оджеке вызваном с помощью приложения GOJEK. Это местный Убер. Там можно вызвать и машины и мопеды. Для регистрации нужно только получить смс, а платить можно налом. Цена с приложения была в 3 раза ниже уличной. Цену приложение, в отличи от убера, выставляет фиксированную. Единственный минус – местные долго тупят и не могут найти, где ты находишься, но с убером тут то же самое. Не знаю, как это объяснить, видимо они не в курсе, как пользоваться GPS. Однажды я спросил у водила какого хрена он проехал мимо точки и названивал мне, чтобы услышать, что точка была правильная, и нужно возвращаться назад. Он оказывается решил, что точка неправильная, а мы в популярном месте по соседству. В общем, не верят они в технологии. Если что, в Годжеке можно отменять тормознутых водителей без штрафа.
Вот и все что хотелось рассказать. Спасибо тем, кто самоотверженно прочел все до конца. Как-то я разошелся.
Больше историй и картинок об этом и других кусочках нашего путешествия (мы в кругосветке) можно посмотреть в наших инстаграмм аккаунтах
https://www.instagram.com/selemeneva/ и https://www.instagram.com/FILSOV/
Чтобы внести свой небольшой вклад выкладываю тут этот отчет.
Мало кто любит завершать отпуск, проведенный среди рисовых полей и белоснежных пляжей, маршброском по вулканам. Наверное поэтому найти актуальный и информативный отчет Бали - Джокья с посещением Бромо и Иджена задача не из простых. Для тех отчаянных, кто все же делает такой выбор по собственному желанию или вынужденно, я заполняю этот пробел. Высокохудожественные описания вулканов и сотни фотографий опущены т.к. ими вы можете насладится в большом количестве зеркальных отчетов. Я же сосредоточился на технических моментах.
Мой вариант прохождения этого маршрута максимально короткий – 3 дня и 2 ночи, низкобюджетный - 1400к на двоих и довольно комфортный – Поезда вместо автобусов.
На форуме иногда пишут, что самостоятельно успеть за 3 дня сложно (на самом деле нет, сложно не успеть), я верил и изначально пытался найти тур. Тем более на зеркальный маршрут (Джокья-Бали) турагентства дают довольно хороший прайс (от 600к с проживанием, но без входа в парки), но найти что-то похожее в обратную сторону на Бали нереально. Онлайн агентства хотят смешные суммы вроде 300$ ,а турпалатки в Куте пожимают плечами, как будто вообще не слышали про подобные опции. Поиски привели к оператору Prama tours на Легиане. Они периодически организуют эти туры, но не каждый день и прайс даже близко не похож на яванский. 1200к с человека только за трансфер. Без проживания и питания, с доплатой за огни, вход в парки и неизвестно что еще. Впрочем все канторки и любой частник организует вам это приключение на машине, но это не наш метод. Поэтому цены даже не узнавал. Думаю, что на четверых выйдет дешевле чем тур через праму.
В общем, решено было пробовать успеть самостоятельно.
Когда я читал отчеты было сложно разобраться в каше из названий населенных пунктов через которые лежит маршрут. Пишу тут список важных точек чтобы вы могли представит что к чему. Советую сразу сохранить их на карте.
Убунг- автовокзал в Денпасаре на Бали откуда стартуют автобусы на Яву
Гилиманук\Кетапанг – Города на Бали и Яве соответственно, откуда и куда ходит паром.
Баньюванги – Ближайший к Иджену транспортный узел
Палтудинг (Деревушка\кемпинг ) – точка старта похода на Иджен
Проболинго – Ближайший к Бромо транспортный узел
Семоро лаванг – деревушка старта похода на Бромо
Есть еще Бондовосо и Семпол - это аналоги Баньюванги и Палтудинга, если вы лезете на Иджен со стороны Бромо, и Сурабая – второй по размеру город Явы откуда многие начинают тур или где делают пересадку между Джокья и Проболингво, но для вас это, скорее всего, лишняя информация.
День первый.
Транспорт на Яву ходит с денпасарского автобусного терминала Убунг. Терминал наполнен хищными персонажами, бросающимися на редких несчастных туристов. Туристические автобусы сразу до Баньюванги с кондеем и включая паром впаривают начиная от 210к. Неадекват. Я не торговался и сразу пошел к локал басам (товарищ в форме подсказал, где искать). Они торгуются от 100к, но на самом деле стоят 40к. Я видел как местный платил 30к, но он вышел на полпути. Автобусы некоторое время тупят на вокзале, а потом мееееедлено едут по прилегающим улицам, собирая народ, который судя по всему в курсе, что там можно поймать уже отъезжающий автобус. Так было бы быстрее, но, что это за улицы, я не знаю.
Выезжать из Убунга рано большого смысла не имеет. Если знать что как, дорога до жилья у Иджена занимает от 4 до 8 часов в зависимости от везения. Мы приехали в терминал Убунг в 12.30 а до Палтудинга добрались к 9, несмотря на массу ошибок.
Мы ехали в понедельник в полупустом автобусе. Местные пару раз курили внутри, но в целом переезд прошел комфортно. Все окна открыты и если не стоять в пробках жара не чувствуется. Читал, что время в пути занимает от 3 до 5 часов, наш автобус ехал два с половиной без пробок. Тебя довозят прямо до паромной переправы. Дальше следуя внятным указателям, попадаешь к кассе и затем на паром. Билет стоит всего 6к с человека. Плыть парому минут 15, но учитывая тупки на загрузке и ожидания свободного дока, время переправы легко растягивается до часа и больше.
В моей голове был план арендовать мопед, на форуме проскакивала информация, что кто-то делал это в гесте Toko Subur напротив вокзала за 100к в сутки. Уже позже я заметил что этот гест отмечен в гугл, но когда нужно было, почему то не смог его найти. Мы не знали, у какого именно вокзала искать гест, а в районе парома\Баньюванги их целых 3. Так что мы решили проверять два основных, начиная с ближайшего. Один есть прямо у парома, а второй в городе Баньюванги. Рядом с вокзалом никаких гестов нет, зато прямо на повороте с основной дороги к станции есть прекрасный ресторанчик с хорошими ценами, вкусной едой (лучший айам бакар, что я пробовал), работающим вайфаем и хозяйкой, говорящей на нормальном английском. Единственная беда – готовят они очень долго. Хозяйка подсказала, что бемо (маршрутка) до баньюванги стоит 5000-7000, а мопед можно снять за 65к в агентстве триполи у автобусного терминали банванган в городе.
Советую перекусить в этом ресторане, а дальше ловить около него любое бемо в сторону Баньюванги. Говорите что вам до терминала банванган, они знают где это. Там вы увидите магазин\прокат мопедов и по совместительству турфирму - триполи. Они работают с 8 утра до 10 вечера с перерывом с 5 до 8 вечера. Тут нужно быть особо внимательным, ибо на Яве другая часовая зона и на час меньше чем на Бали. Мы попали туда в 7.15 и решили ждать. Прождав час, поняли, что забыли про перевод времени и ждали еще час. Конечно было бы быстрей снять мопед у вокзала, но кто же знал. К открытию появились Итальянцы, которые нашли информации о прокате в инете и даже забронировали байк по телефону. Они рассказали нам свою печальную историю посещения Бромо (об этом в соответствующем месте) и мы решили держатся группой. Мопед можно и нужно брать на 24 часа за 65 тысяч. Дают шлемы в хорошем состоянии и даже дождевики. В залог придется оставить паспорт. Страховки нет. У них же можно оставить тяжелые сумки, чтобы налегке поехать на Иджен. Дорога от проката до самого Палтудинга – хороший асфальт, вполне нормально ехать по темноте. Трафика нет, но в конце уклон очень серьезный и два толстяка на слабом мопеде могут столкнуться с непреодолимой силой тяжести. Но два толстяка едущих на мопеде покорять Иджен в принципе сюрреалистичная картинка. По пути стремительно холодает, и ближе к палтудингу ехать холодно даже в кофте и мембранке. Холодно, но терпимо. Где то после Личина (последний населённый пункт перед Палтудингом) сидят местные в газебе и свистят в свисток, мы внимания на них не обращали и проехали мимо, не знаю точно что они хотели, но читал что-то про сборы в 10к на непонятные цели.
На форуме, в нескольких отчетах я читал про гесты прямо в палтудинге. Может они и были, но сейчас их нет, только пара зданий с надписью гетсхауз, но они то ли не готовы, то ли уже под снос. Все туристы останавливаются в поселках ниже, например, в Личине. Так и нужно делать. Уже непосредственно перед стартом, доезжая 30-40 минут пути. В самом Палтудинге люди тусуются в палатках или просто попивают чай в варунгах, не собираясь спать в принципе.
Нам обратно ехать не хотелось, и мы нашли единственный доступный вариант – крохотная грязная комнатка с одной двуспальной кроватью. Судя по всему, это комната властелина туалета и пока он на посту собирает деньги за бумажку, его скромная обитель сдается. Заплатили 150к за комнату на четверых и по 20к на респираторы. Легли спать в одежде. Как только мы выключили свет, часов в 10, в соседней комнате стали что-то сверлить.
День второй
Люди ходят на Иджен среди ночи ради голубых огней, это очень красивое горение газов видное только в темноте. Это то, ради чего стоит вставать среди ночи, никогда раньше не видел ничего подобного. Быть на Иджене и пропустить это явление – маразм.
Выходить нужно так рано, чтобы успеть подняться на кратер, спустится вовнутрь, посмотреть на огни, снова подняться на кратер и дойти до рассветной точки, желательно без суеты и имея время на отдых. Но и выйти слишком рано не лучший вариант, придется сидеть на горе без дела, а до рассвета там очень холодно. Кроме огней и восхода солнца утром намного больше шансов на хорошую погоды, так что без вариантов, идти нужно среди ночи. Группы стартуют по-разному. Начиная с 11 и до 2 ночи. Мы стартовали в 2.10 и все успели, довольно часто останавливаясь отдыхать. Если вы спортсмен и готовы полтора часа идти в гору без отдыха, возможно в респираторе, можете стартовать и в 3. Если наоборот, лучше начните в час.
Билеты продают прямо в Палтудинге. Билет стоит 100к с человека. Проверяют их непосредственно перед входом на тропу. Думаю, при желании можно обойти проверочный пункт по кустам. Тропа, скорее даже дорога, широкая и утоптанная. Мы забыли фонари в рюкзаках, оставленных в прокате, но и без них идти вполне реально. Вокруг другие туристы с фонарями, но даже без них тропу видно. В нашем случае вонючий дым вулкана ложился прямо на тропу, так что где-то с середины подъема пришлось идти в респираторе. Это очень не просто, быстрее устаешь, и от недостатка кислорода болит голова.
Подъем занял ровно 1:20. С кромки кратера видно голубые огни, но далеко, и обязательно нужно спустится вниз, чтобы рассмотреть все подробнее. В 3.30 многие группы уже лезут из кратера и на спуске образуются конкретные пробки. Этим многим придется 2 часа мерзнуть в ожидании рассвета, зато они были внизу без толп народа. Каждому свое. В кратере можно просто посидеть любуясь огнями, посмотреть на ужасные условия в которых работают местные, увидеть как из труб течет огненными ручьями сера, потрогать теплую водичку серного озера и сделать тысячи фотографий на выдержке. Концентрированный дым легко пробивает сквозь респиратор и выжимает из глаз слезы, поэтому скрестите пальцы, чтобы ветер дул куда угодно, но не на вас.
В 4.40 мы стали подниматься и успели к рассвету в последний момент. Я ожидал что рассвет надо смотреть там же, где начинается тропа в кратер, там место появления солнца закрывает соседняя гора, и до хорошей смотровой нужно топать минут 15. В 5.30 из-за облаков появился край солнца. А в 6.15 мы уже пошли вниз, чтобы успеть на поезд в Проболинго.
До Проболинго можно добраться на автобусе, но Итальянцы нам крайне не советовали этот способ. Им пришлось ехать 7 часов в забитом душном автобусе. Гуманный транспорт – Поезд. Поезд отходит от станции Карагасем в Баньюванги в 9.15 и в 13.45 и едет 5 часов. Поезд в 9.15 только бизнес и экзекьютив классов. Самые дешевые билеты от 60000. Второй поезд эконом класса с билетами от 20000. Но, чтобы без проблем попасть в Семоро Лаванг, желательно приехать в Проболингво пораньше.
Мы немного заблудились в Баньюванги на обратном пути, еле успели сдать мопед и доехать до станции. Билеты купили на месте за 80к. Две трети мест в поезде оставались свободными. Бизнес класс в этом поезде это мягкие двухместные сидения в кондиционированном вагоне с просторным местом для ног. Можно отлично поспать развалившись на свободных местах. Чем мы и занимались всю дорогу.
В случае если с мопедом вы не дружите, вам придется искать транспорт. Я с темой знаком из чужих отчетов. Но могу добавить кейс группы австрийцев которые ехали с нами на пароме , а затем в поезде. Они на месте, через помогал у парома, сняли тур включающий машину туда-обратно, жилье, вход в парк, гида, респираторы и фонарики за 300к с носа на троих. Это круто. Мы почти столько же потратили.
Как только поезд приехал, вам нужно собрать вместе всех туристов на нем прибывших. Дело в том, что основной способ попасть в Семоро Лаванг – микроавтобус от автостанции. До автостанции можно доехать на бемо от вокзала за 5к с человека. Бемо гарантированно привозят вас вместо вокзала к турфирме, нужно отслеживать это дело по мапс ми и громко ругаться до правильного результата. Автобусы до Семоро Лаванг стоят 35к с места. В автобусе 15 мест. Водители твердо придерживаются установки: 525к с машины или никто никуда не едет. Вы можете либо разделить полную стоимость машины на имеющихся людей, либо ждать новых туристов. Ждать можно до завтра. Поэтому и нужно сразу ловить всех с поезда. Я отловил десять человек и мы заплатили по 52 тысячи. Если вас совсем мало выгодней будет ловить оджек, слышал что адекватная цена - 80-100к. Автостоп тоже рабочий вариант, дорога в поселок оживленная, проблем уехать быть не должно. Мопед в прокат туристам не дают. Пробовали упомянутые выше Итальянцы, искали мопед полтора часа. В итоге забили на Бромо и уехали на Иджен. Они еще и на Мерапи ходили, решили что им хватит вулканов.
Если вас привезли не на автостанцию а в турфирму, все примерно то же самое, только автобус может быть получше и подороже, а шанс на то что новых туристов привезут в эту же турфирму маловат.
В Семоро лаванг есть хомстеи, отели, рестораны, магазины и даже интернет. Но нет банкоматов. Найти дешевое жилье в сезон не проблема. Вместе с жильем вам будут впаривать туры на джипах. Мы сняли уютную комнатку с душем и горячей водой за 150к. Вкусно и недорого покушать можно в Lava hostel café. Напуганные европейцы еще перед Идженом говорили нам, что мы вероятно столкнемся с проблемой нехватки жилья. Все забронировано и т.д. Некоторые из них ехали в заранее забронированные отели, которые как потом оказались на месте стоят в 2-3 раза дешевле. За 2 самых высокосезонных месяца в Индонезии мы ни ризу не сталкивались с отсутствием вариантов жилья. Всегда есть куча вариантов, не сотрудничающих с букингом и т.д. На местах всегда есть куча помогал, которые все покажут и расскажут.
По прочтенным отчетам я ждал, что билеты в нацпарк будут продавать где-то по пути в Семоро, сразу всему автобусу. Те же, кто едут оджеками, автостопом или проходили эту точку ночью пешком, оплату иногда миновали. Но в нашем случае плату на подъезде не брали, я видел будку с надписью POS 1, но она пустовала. Возможно, из за того что Бромо официально закрыт (не факт). На КПП в деревне висит бумажка « ближе чем 1 км к вулкану не ходить». На вопросы мне ответили что «ходить можно, но мы не отвечаем в случае чего». Через этот КПП без билета не пускали и продавали их по 220 в будни и 320 в выходные. Впрочем, перед закатом мы прошли посмотреть на вулкан издалека, его видно прямо из города, и у нас никто ничего не спрашивал. В первой половине дня такой халатности там нет. От этого пункта примерно 40 минут до кратера Бромо или 40 минут до первых рассветных смотровых на горе Пананжакан пешком. На смотровые билет не нужен.
День третий
Стандартный метод посещения Бромо - это рассвет со смотровых на горе Пананжакан, а затем подъем на кромку вулкана. Впрочем, никто не мешает сходить на кромку вечером, сразу по приезду, а утром ограничится смотровой.
Со смотровыми площадками там конкретная путаница. Их много, и я,даже там побывав, не всё понял. Есть место, куда довозят джипы. Честно говоря, я не уверен, что такое место одно. Уже там есть видовой балкон, но вид так себе. Поднимаемся по бетонированной дороге дальше, там первая оборудованная площадка, на которой много народа. Еще чуть выше вторая площадка, на которой никого нет, видимо потому что есть пару деревьев со стороны восхода, но это массовый психоз, люди просто не в курсе, что, во-первых, восход все равно не видно со всех перечисленных площадок, солнце встает за горой, а во-вторых, главное не появление солнца из-за горизонта, а вид калдеры с вулканами в первых его лучах. Дальше дорога заканчивается и начинается лестница. Пролетов через 5-6 есть просто поляна с видом, а затем, еще через пролет, оборудованная площадка (самодельная табличка у входа на площадку гласит серени поинт, но на гугле серени поинт отмечен в другом месте), там тоже много народа, но вид лучше чем с площадок ниже. Внизу правая сторона долины загорожена деревьями, а тут все открыто. Чуть выше этой площадки есть скалистые выступы с хорошим видом и возможностью наблюдать за ним в одиночестве, мы там и смотрели. Но это далеко не все, можно лезть еще выше. Если вам принципиально увидеть сам восход, нужно лезть на самый верх горы. Что там, мы не видели.
Как я уже писал, до точки рассвета, и до Бромо можно дойти пешком. Но большинство ездит на джипах. Впрочем, джипы не ездят ближе, чем на 1 км к Бромо и высоко на вьюпоинт, так что ходить все равно придется. Мы же, попав в Семоро, обнаружили, что не сняли достаточно наличных, и нам не то что на джипы, даже на 2 билета денег не хватит. В городе часто пристают оджеки с предложением устроить тур, я их озадачил, сказав что мне нужен тур, но так чтобы без билетов. В итоге все так и было. За 100к с человек. Встретили утром у отеля, отвезли к смотровой, потом к храму у бромо, потом вернули к отелю.
Бромо кардинально отличается от Иджена. Размышлять в духе «Нафига мне 2 вулкана» ошибка. Иджен - это синие огни и потрясающая лагуна в кратере. Бромо - это неземной ландшафт вокруг, который вы наблюдаете с рассветной точки. И ощущение активного вулкана, когда поднимаетесь на кратер. Бромо воет громче реактивного самолета, извергает из себя дым и пепел, который словно снег засыпает все вокруг. На кромке кратера просыпаются какие-то животные страхи. Кажется, он вот-вот рванет. Мозг понимает, что это бред. Он 12 лет просто дымил и скорее всего еще столько же дымить будет, но инстинкты бьют тревогу. Конечно он меняет степень активности. Когда были мы, дыма было столько, что даже очертания жерла разглядеть было невозможно.
В 7.30 мы закончили. Позавтракали и пошли ждать первый микроавтобус (тот самый что за 35к с человека). Когда мы приезжали, водитель поведал, что первый идет в 9. Я попросил организовать в 8.30, так как поезд в Джокьякарту отходит в 11.12, а я не хочу рисковать, и у меня есть единомышленники. Мне сказали ок, но, конечно, без гарантий. В итоге, когда мы подходили к месту, откуда ездят микроавтобусы, на часах было 8 35 и мимо нас проехал первый, уже полностью забитый минибас. Это был полный провал, нам предстояло ждать заполнения второго, который стоял абсолютно пустой. В 9:20 это все же случилось, за час мы доехали до автовокзала. Еще за 30 минут до вокзала на тормознутом бемо. Я снял деньги. И опять за 5 минут до отбавления мы успели купить билеты на поезд.
Из Проболингво в Джокью есть только один прямой поезд. Только эконом класса. Цена 90000 и время в пути 7 часов. Почему эконом стоит так же как бизнес? Потому что этот эконом от бизнеса мало чем отличается. Как я понял, в Индонезии Эконом в одном поезде не равен эконому в другом. Этот эконом представляет собой кондиционированный вагон с мягкими сиденьями напротив друг друга на 2 или 3 человека. При свободных местах выходит даже удобнее, на трехместной лавке спать лучше чем на двухместной.
На этом маршрут Бали-Джокья можно считать завершенным.
Постфактум я представляю себе идеальный маршрут таким образом:
Локал бас до парома. Бемо до офиса аренды мопеда. На Мопеде до Личина. Там ночуем.Ночью доезжаем на мопеде до Палтудинга. Прогулка на Иджен. Возвращаем мопед, на бемо едем до вокзала и садимся на 9.15 поезд до Проболингво. Едем до автовокзала на Бемо . Если есть народ, ехать на минибасах до Семоро, если нет, ловить попутный оджек\попутку. На Бромо, если не собрали деньги ещё в пути, искать оджек с условием безбилетного проезда. После посещения смотровой и кратера, позавтракать и спешить на первый минибас вниз. Он точно наберется к 9 или раньше. Уехать в Джокью на эконом поезде в 11.12. Все. Если где-то опоздать на поезд, можно уехать на автобусе. Если вы не водите мопед, в Баньюванге можно найти оджек, или взять тур. Главное цены представлять. Не успеть за 3 дня надо постараться.
Все цены на двоих. Общий бюджет 1400к. Тут нет только еды.
80к автобус Бали- Гилиманук
12к паром
15к Бемо до проката
65к мопед
10к топливо
75к жилье в палтудинге
40к Респираторы
200к Вход в Парк
20к Бемо до вокзала
160к Поезд до Проболингво
10к бемо до автостанции
105к Микроавтобус до Семоро лаванг ( было 10 пасажиров)
150к Жилье
200к 2 оджека Деревня-смотровая-Бромо-Деревня, с опцией бесплатного входа в парк
70к Микроавтобус до автовокзала
10к Бемо до вокзала
180к Поезд до Джокьякарты
Джокьякарта.
Город со множеством имен, каких только версия я не слышал. Yoguakarta, Jokjakarta, Godga, Jokja , Джокья, Йогуакарта, Годжа. Как правильно я так и не понял. Даже на дорожных знаках встречаются разные написания.
В Джокьякарте и окрестностях есть множество различных достопримечательностей, но основной поток туристов едет смотреть на 2 храма: Прамбанан и Боробудур
Нас тоже интересовали только эти места. Их можно смотреть турами, вместе или по-отдельности. На общественном транспорте, такси или на мопеде. В любом случае оба места можно посмотреть за 1 день. Мы любим быть независимыми, и выбрали мопед.
Сойдя с того самого поезда из Проболинго, мы пешком добрались до рекомендованного в трипадвайзере кафе и узнали там, где можно снять мопед. Кстати, кафе на Яве значительно дешевле, чем на Бали. Модные заведения стоят как обычные на Бали. И этих модных заведений навалом. Нам объяснили, что мопед проще всего снять рядом с улицей Малиоборо, а если точнее то Jln.Dagen. До туда можно дойти пешком от станции за 15 минут. Мы сняли мопед на сутки в 9 вечера за 70к. На мопеде добрались до отеля и легли отсыпаться.
Все те же Итальянцы рассказывали, что они брали мопед в Джокье и ездили утром в Прамбанан, а вечером в Боробудур. И народу в обоих местах было мало. А другой парень ездил туда же, в тот же день, только в обратном порядке, и народу было полно. Мы решили перенять хороший опыт и сделать как Итальянцы. До Прамбанана от нашего отеля было минут 30. В 8.30 я был там и храм был пустой. Но к 9 люди уже появились. К 10 , когда я уходил, народ у центрального храма был, но вовсе не толпа. А еще стало невыносимо жарко. Открыт он с 6, так что если приходите рано, одиночество и прохлада гарантированы.
Билеты в оба храма довольно дорогие. Экономить можно, купив билет в оба места сразу, они такую опцию не афишируют, надо спрашивать. Еще больше можно сэкономить, если вы студент. Они не очень требовательны к документам, любая карточка с надписью студент и вашей фото должна прокатить. К сожалению, у меня такой карточки не было, но удалось обмануть систему и убедить кассира что надпись «Госзнак, ППФ, Пермь…» шрифтом 4, Белого цвета в левом нижнем углу обратный стороны водительского удостоверения это название университета, а машинки там нарисованы единственно потому, что институт Автодорожный. Кассир не поверил, но спорить устал и продал мне желанный билет в обе древности по льготной цене. Гуляя по Прамбанану, я наслаждался сладким вкусом победы, и невероятными возможностями, открывшимися передо мной благодаря сэкономленным 18 долларам.
Шансов, что прокатит фейковый студенческий, больше в именно тут. В Боробудуре проверяют намного серьёзней. Если совсем нет денег, а душа просит можно перелезть забор, он низкий. Проще всего это сделать около храма Чанди Севу, там нет совсем никого, и это можно сделать без опасений. Я видел несколько отчетов с успешным опытом.
Кстати Храм Чанди Севу мне понравился даже больше основного. Туда редко кто добирается. Он еще в процессе реконструкции и обнесен низеньким заборчиком. Я перешагнул заборчик. Рабочие с улыбкой отвечали на мои приветствия и были совсем не против моего присутствия.
После Прамбанана мы провели пару часов в отеле, пообедали в шикарном заведении Hikaru Dining – это роллы, но и другие азиатские вкусняшки там есть. Как Якитория только в 3 раза вкуснее. Очень рекомендую.
Около двух выехали в сторону Боробудура. До него ехать намного дальше Прамбанана, кажется около часа. Кстати до обоих мест ведут хорошие шоссе.
Катя отказалась применять грязные трюки, и мы решили, что она пройдет по моему льготному билету, а я повторю фокус с водительским удостоверением. Но все сразу пошло не так. На нормальном цветном билете с голографический наклейками и отрывным элементом, который я, конечно же, сохранил, оказывается, был степлером приколот чек со штрихкодом. Чека нет, и нас заподозрили в сговоре. Якобы билетик надорвать мне забыли, и я его сбагрил Кате по сходной цене, а использованный штрихкод выкинул. В показаниях о том, как Катя ходила в первый храм сегодня утром мы сразу начинаем путаться, т.к. она туда действительно не ходила. На просьбу доказать что Катя была в первом храме, она достает фотоаппарат, точнее ищет фотоаппарат, точнее, черт, мы его забыли. В общем, наша игра неубедительна и вполне себе настоящий билет отказались принимать. Времени ругаться нет, храм закрывается через полтора часа. А это уже пугающе мало.
Я пытаюсь снова купить фейковый студенческий билет, но нам уделяют слишком много внимания и фокус не проходит. Единственный выход купить 2 полных билета в добавок к утреннему студенческому. Трагедия и несправедливость.
Пришлось идти на крайние меры, в итоге я перелез через забор и попал в храм без билета.
Если кто-то хочет повторить это дело поделюсь своим вынужденным опытом. У стадиона Lapangan Kujon Barada, что отмечен на гугл мапс, забор комплекса уходит в лес. Там можно его перелезть без посторонних глаз. Забор не высокий и, судя по всему, место для этого дела популярное. Там даже заботливо были подложены камни, чтобы удобнее было. За забором вас ждет большая территория комплекса. Насколько я понял, туристов сейчас туда не пускают. На территории есть холм, с которого открывается симпатичный вид на Боробудур. Еще там снует много народа неопределённых занятий, на меня они внимания не обращали, но было немного напряжно гулять там, где туристов быть не должно. Сам Боробудур окружен еще одним забором. Через него есть 4 прохода , два из которых закрыты, из одного сделан выход а из другого вход. Проверки билетов там никакой нет, но мне не хотелось там показываться т.к. я совсем недавно скандалил на входе. Так что пришлось снова перелезть забор. Там тоже нашлось кем-то оборудованное для этого место.
Храм нам понравился, главным образом благодаря очень живописным пейзажам вокруг. Со всех сторон храм окружен красивым рельефом и зелеными джунглями. Само сооружение тоже очень необычно и не похоже ни на что виденное нами до этого. Народу было многовато, но не слишком, фотографию с иллюзией одиночества сделать было сложно, но возможно.
Выгонять людей без закатного билета начинают уже в 5 вечера, так что времени мне не хватило, много потеряли на споры, заборы и прочие препятствия, но в целом, эмоций получили что надо.
Как видите, аренды байка на сутки более чем достаточно. Я вернул байк, а в отель вернулся на оджеке вызваном с помощью приложения GOJEK. Это местный Убер. Там можно вызвать и машины и мопеды. Для регистрации нужно только получить смс, а платить можно налом. Цена с приложения была в 3 раза ниже уличной. Цену приложение, в отличи от убера, выставляет фиксированную. Единственный минус – местные долго тупят и не могут найти, где ты находишься, но с убером тут то же самое. Не знаю, как это объяснить, видимо они не в курсе, как пользоваться GPS. Однажды я спросил у водила какого хрена он проехал мимо точки и названивал мне, чтобы услышать, что точка была правильная, и нужно возвращаться назад. Он оказывается решил, что точка неправильная, а мы в популярном месте по соседству. В общем, не верят они в технологии. Если что, в Годжеке можно отменять тормознутых водителей без штрафа.
Вот и все что хотелось рассказать. Спасибо тем, кто самоотверженно прочел все до конца. Как-то я разошелся.
Больше историй и картинок об этом и других кусочках нашего путешествия (мы в кругосветке) можно посмотреть в наших инстаграмм аккаунтах
https://www.instagram.com/selemeneva/ и https://www.instagram.com/FILSOV/
Вы можете добавить его прямо сейчас!