Индонезийская культура очень богата и разнообразна. Это отражается во многих видах искусства, развивающихся во всех уголках страны, одним из которых является танец. Почти все этнические группы Индонезии имеют свои традиции, местную музыку, уникальные танцы.
Богатое разнообразие традиционных танцев говорит об ответственности индонезийского народа в сохранении местной культуры. Индонезийцы не позволяют исчезнуть танцевальным обычаям из привычного образа жизни, так как они имеют свои особенности, соответствующие культуре, верованиям и устоям каждого региона.
Красота и философия региональных танцев все больше привлекают внимание всего мира. Культурное наследие, особенно танец, часто находится под влиянием истории и событий в определенной области. Именно это делает большинство танцев уникальными. Многим региональным танцам присвоено немало международных наград.
К примеру, несколько традиционных индонезийских танцев (Merak, Pendet, Tor-tor) обогатили культурный праздник на саммите G20, который прошел в 2022 году. А балийский ритуальный танец кечак ежедневно на закате собирает сотни зрителей.
В Индонезии распространено около 3000 традиционных танцев. Из 671 народного танца – 110 были признаны министерством образования и культуры нематериальным культурным наследием. Каждый региональный танец имеет свою собственную философию и подоплеку, особенности и уникальность. Из тысяч танцев, которые часто исполняются на публичных мероприятиях, лишь несколько имеют большую известность во всем мире. Начнем с балийских танцев.
Балийские танцы
Танец кечак
Первый известный индонезийский танец кечак родом с Бали. В 1930-х годах балийский художник Ваян Лимбак и немецкий художник Вальтер Спайс вместе создали представление, наполненное традиционными ритуалами, проводимыми балийцами. Танцевальные движения были адаптированы под историю Рамаяны в индуистской вере.
Впервые танец кечак был исполнен всего в нескольких деревнях, одной из которых была деревня Бона в Гианьяре. Позже он распространился на все регионы Бали и часто демонстрировался на разных шумных мероприятиях, фестивалях. Танец кечак исполняется сидящими в круге десятками полуголых мужчин в клетчатой одежде, закрывающей тело от талии до верхней части колен.
Танец кечак также называют ритуалом под названием сангхьянг. В этом танце можно увидеть дополнительные реквизиты: горящие угли, цветы франжипани, браслеты-погремушки, черно-белые шарфы, маски и подношения, которые делают танец кечак еще более священным и мистическим.
Балийцы считают, что этот уникальный танец отталкивает зло. Актёры играют таких персонажей романтичной истории, как Рама, Шинта, Равана и Хануман. Танцы сопровождаются не музыкальными инструментами, а пением танцоров с очень характерным звуком «чак-чак-чак», которые послужили названию представления.
Танец баронг в борьбе со злом
Танец баронг — это как отдельная культура, которая часто ассоциируется с духовными вещами. Согласно истории, этот танец изображает классическую битву между добром и злом. В балийских верованиях Баронг — это фигура, внешне напоминающая льва. Он считается королем духов, который олицетворяет добродетель и защиту.
В танцевальной драме также антагонист по имени Рангда. По-явански означает вдова, известная как королева дьяволов, возглавляющая армию злых ведьм на земле. Добродетель Баронг сражается с врагом, пытаясь устранить магию Рангды, чтобы создать баланс в мире. И битва эта вечна. В зависимости от региона Бали фигура Баронга различается: бывает в виде свиньи, тигра, слона, собаки или очень высокого человека.
Танец легонг – произведение искусства
Балийский танец легонг – это произведение искусства с женственными и гибкими движениями, существующее на протяжении всей истории жителей Острова Богов. Он популярен до сих пор. В древние времена этим танцем могла наслаждаться только королевская семья во дворцах.
Однако со временем красота танца легонг становилась все более доступной широкой публике, претерпев множество модификаций. Все же характерные плавные и красивые танцевальные движения сохранились. Танец включает в себя сложные движения пальцев рук и ног, а также определенную мимику лиц, подчеркнутую красивыми традиционными костюмами.
Легонг происходит от слова “leg” и означает гибкие и изящные движения, и “gong” – музыкальный инструмент гамелан. В сочетании легонг означает гибкие движения, осуществляемые на основе ритмов гамелана. Танцевальные движения легонга очень динамичны и упорядочены. Легонг как священное представление, которое сопровождает индуистские церемонии в храмах.
В июне 2022 года в деревне Джемпенг Абиансемал, округе Бадунг, был представлен творческий танец под названием «Легонг Суранади» на представлении 44-го Балийского фестиваля искусств (PKB) в Центре Таман Вердхи Будая. Он был ознаменован как прославление воды, источника жизни и сохранение балийской культуры.
Танец пендет под звуки гамелана
Пендет изначально был ритуальным танцем, исполняемым в храмах во время религиозных и культурных церемоний. Так как считалось, что он символизирует приветствие сошествия богов в мир. Он существует с 1950 года и впервые появился как танец молитвы в храмах. Этот вид танца – результат композиции маэстро танца с острова Бали И Ваяна Ринди.
Движения танца взяты из стандартов танцевальных движений пендет дэва, который исполняется для подношений. Не теряя религиозной, сакральной ценности и красоты этого танца, И Ваян и его партнер Ни Кетут Рененг сумели совместить элементы танца дэва в танец пендет, популярный и по сей день.
Одной из особенностей танца Пендет являются его движения, в которых задействованы почти все части тела танцоров. Танцевальные движения пендет делятся на 7 типов: движения ног, рук, пальцев, тела, шеи, глаз и лица. Танцор несет что-то вроде небольшого подноса, украшенного желтыми кокосовыми листьями и наполненного яркими цветами, которыми позже будет осыпана публика. Ритм музыки создается из ударов гамелана – гонг-кебьяр. Функция сопровождающей музыки – регулировать темп и ритм танцоров.
Помимо движений не менее интересна и одежда танцоров, имеющая тоже свой глубокий смысл. В танце показано чувство благодарности богу за его присутствие в мире и желание дать людям лучшее.
Еще одно значение движений танца – это символ радости от встречи с гостями на мероприятии, момент дарения цветов и кокосовых листьев всем присутствовавшим гостям. Цель – сохранение добрых отношений между творцом, человеком и природой. Эти значения передаются через танцевальные движения - это радость, сопровождаемая улыбкой.
Танцы других островов
Танец джейпонг – украшение важных мероприятий
Традиционный танец, зародившийся в Караванге (Западная Ява), называемый джейпонг, имеет современную концепцию движений.
Этот танец уникален тем, что сочетает в себе множество элементов, таких как силат, ваянг голек и кетук тилу, созданные художником Хаджи Суандой и композитором Гугумом Гумбирой. Чтобы оживить представление, танец исполняется под звуки различных традиционных инструментов – гонгов, лютней, барабанов и ребабов.
Джейпонг является частым украшением важных событий, выставок, привлекая внимание как местных, так и иностранных зрителей, желающих прикоснуться к богатству индонезийской культуры. Всего за одно мероприятие участники могут окунуться вглубь индонезийской жизни, местных привычек и традиций...
Танец саман ачех – жемчужина Индонезии
Танец Саман Ачех родом из племени Гайо в юго-восточном Ачехе (Суматра) и является подлинной жемчужиной индонезийской культуры. Этот необыкновенный танец впечатляет не только своей энергетикой, но и отсутствием музыкальных инструментов. Вместо привычных звуков музыки танцоры создают ритм своими голосами, хлопками, а также ударами в грудь и пах, образуя живую симфонию движений и звуков. Саман славится своей сложностью. Быстрые синхронные движения рук требуют не только мастерства, но и полного погружения в танец и концентрации действий, что делает его настоящим испытанием для танцоров.
Благодаря своему культурному и художественному значению, танец Саман в 2011 году был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, что закрепило его статус одного из важнейших достояний мировой культуры.
В ритме и поэзии танца используются языки гайо. Каждое танцевальное движение Саман имеет глубокий смысл и философию. Количество танцоров всегда должно быть нечетное и часто исполняется при праздновании рождения пророка Мухаммеда.
Название танец «Саман» получил от одного из великих ачехских ученых, а именно шейха Самана. Некоторые исторические источники утверждают, что Шейх Саман, священнослужитель из племени Гайо на юго-востоке Ачеха, был тем, кто открыл и положил основание танцу Саман.
Изначально шейх Саман создал это танцевальное движение как средство воспоминания Всевышнего Аллаха. Это видно по движениям и позам тела, сопровождающим танец. Танец Саман часто используется как способ передачи посланий, отражает образование, религию, молитвы мусульман, манеры и героизм. Это видно из песен и стихов танца Саман, в которых заключена ценность проповеди и совета.
Танец реог понорого с маской льва
Танец реог — традиционное искусство, наполненное цветом и силой, демонстрирующее чарующую красоту исполнительского искусства. Интригующие спектакли с этим видом танца всегда поражают глаза зрителей. Танцоры в гигантских масках львов энергично двигаются в ритме барабанов и джидоров, разжигая любопытство и привлекая внимание любителей необычного.
Танец реог обычно исполняется на таких мероприятиях, как свадьбы, обрезания и национальные праздники. Искусство реога понорого состоит из нескольких серий. Характерной чертой этого танца является маска в форме головы льва с короной из павлиньих перьев. Танцор держит ее зубами, несмотря на то, что вес этой маски достигает 50-60 кг.
Танец реог родом из Восточной Явы и имеет глубокие корни в яванских культурных традициях. История его происхождения связана с легендарной фигурой эпохи Маджапахита Деви Сонгголангит. Говорят, что богиня Сонгголангит обладает необычайными магическими способностями.
И есть легенда, что в прошлом Деви Сонгголангит удалось влюбить в себя принца Келану Севандану, и он захотел жениться на Деви. Однако есть обязательное условие для того, чтобы сделать предложение принцессе, принц должен создать привлекательное зрелище в виде невиданного ранее танца с участием 140 лошадей и в виде двуглавого животного. С помощью Ки Агенга Куту, могущественного колдуна, Келане Севандане удалось создать танец реог с маской Синго Баронг в виде двуглавого животного.
Существует также версия, что танец реог возник как средство развлечения и поддержки солдат во время войны. Первоначально этот танец служил своеобразным «лекарством» от тоски по дому и способом поднятия боевого духа воинов. Со временем он приобрел глубокое культурное значение и стал неотъемлемой частью жизни жителей Восточной Явы.
Танец реог соединяет в себе элементы мистики, храбрости и изящества традиционного искусства. Зрелищные выступления продолжают очаровывать зрителей, а благодаря своей культурной значимости танец реог остаётся живым наследием Индонезии, которое бережно хранится и передаётся из поколения в поколение.
Этот танец настолько ценится, что даже возник спор из-за него. Малайзия заявила, что он принадлежит их стране, а не Индонезии. Но все же разногласия со временем угасли, танец также исполняется на разных важных мероприятиях.
Танец с тарелками – пиринг
Танец с тарелками очень популярен в Индонезии, наряду с другими танцами, которые часто используются как средство продвижения туризма и культуры в Индонезии.
Этот танец — одно из традиционных танцевальных искусств Минангкабау, происходящее из города Солок на Западной Суматре. Нечетное количество танцоров раскручивают тарелки в ладонях быстрыми движениями, не отпуская руки и двигаются в гармонии со звуками музыкальных инструментов – талемпонг и салуанг.
Танец тарелок заставляет зрителей думать, что тарелки прикреплены к рукам с помощью клея. В наше время танец с тарелками обычно используется в качестве приветствия почетных гостей или для открытия традиционной церемонии.
Танец мерак
Не менее интересен танец павлина с Западной Явы. В танцевальной постановке самец павлин демонстрирует свой хвост, привлекая самку. Этот смысл передается плавными и изящными движениями, которые завораживают зрителей. Танец павлина часто исполняется на свадьбах, приветствуя жениха, а также на официальных мероприятиях, встречая важных гостей. Он был создан художником Раденом Тьетье Соемантри для развлечения делегатов Азиатско-Африканской конференции в Бандунге.
С момента создания этот танец исполнялся 5 раз, а именно в серии мероприятий КАА на заднем дворе здания Пакуан в 1955 году; в том же году в отеле «Ориент», Бандунг; в 1957 году, чтобы приветствовать представителя СССР Ворошилова в здании Пакуана; в отеле Savoy Homann в 1958 году и в танцевальном представлении YPK. После смерти создателя танец был усовершенствован его ученицей Иравати Дурбан. Его исполняют женщины в экзотических костюмах под музыку гендинг макан укул. В 2020 году танец получил статус нематериального культурного наследия Индонезии и стал символом Западной Явы.
Танец тор-тор
Название знаменитого танца района Батак – тор-тор. Изначально этот танец был лишь сопровождением традиционных церемоний этнической общины батак на Северной Суматре. Слово тор-тор произошло от звука шагов танцоров по доскам традиционного дома Батак. В голландскую колониальную эпоху этот танец был развлечением для королей.
Уникальность танца в том, что здесь нет специального танцора, но все могут танцевать вместе, чтобы сделать мероприятие еще более оживленным. На традиционной свадебной церемонии Тоба Батак выстраиваются две группы: справа - партия хула-хула, слева - партия бору, а приглашенные гости, которые присутствуют, присоединяются к усадьбам в нескольких группах. В большинстве танцев используются комбинации движений рук и головы. Известное в народе название танца Батак – танец тор-тор, имеющий свой смысл.
Он повествует о сошествии 7 небесных дочерей на гору Пусук Бухит для купания. Кроме того, танец тор-тор исполняется шаманами в ритуальных церемониях после того, как деревня пострадала от стихийного бедствия.
Танец гамбьёнг
Танец гамбьёнг — одно из самых известных традиционных танцевальных искусств Центральной Явы. Этот тип танца сохранился и сегодня и является частью разнообразного искусства яванского общества. Как правило, этот танец исполняется на традиционных мероприятиях, а также на культурных представлениях, которые посещает широкая общественность. Яванцы известны своей мягкостью и гибкостью. Танцовщицы с изящными и красивыми движениями изображают этот добрый характер и качества яванцев.
Гамбьёнг считается одним из уникальных танцем со своими особенностями. Это разновидность классического яванского танца, происходящего из региона Суракарта. Исторически танец гамбьёнг — это новая форма танца таюб, который часто исполняется для приветствия гостей на народных праздниках.
В эпоху существования дворцов и королевских семей в Суракарте танец гамбьёнг часто использовался как развлекательный танец для приветствия почетных гостей во время дворцовых церемоний. Но время шло, и танец усовершенствовался. Гамбьёнг изначально был сольным танцем, сейчас превратился в танец из 3 до 5 танцоров. Этот танец является гордостью яванского народа, особенно Центральной Явы, и его изучают до сих пор.
Интерес общественности к танцевальному искусству Индонезии стремительно растет, судя по созданию танцевальных студий, развлекательных представлений на важных мероприятиях и фестивалях.
Источник: detik.com, gramedia.com.
Вы можете добавить его прямо сейчас!