Противостояние местных таксистов и онлайн-сервисов

Многим из тех, кто живет и приезжает на Бали, знакома проблема противостояния местных таксистов и водителей онлайн приложений, которые приобрели популярность в последние пару лет. В отношению к этому конфликту есть как правило две позиции.

Одни предпочитают онлайн такси и называют водителей такси банджаров "таксимафия". Есть те, кто защищает позицию таксистов банджара и принимает их доводы о том, что они хозяева своей земли и могут устанавливать на ней свои правила.

Журналист издания Бизнес Инсайдер Харрисон Джейкобс провел журналистское расследование, поговорив с водителями по обе стороны "линии фронта".

Предоставляем вам перевод статьи Харрисона Джейкобса в businessinsider.com.

«Почему мы должны делать иностранцев богаче?» таксисты меряются силами с Грабом на Бали



"На Бали приложения для вызова онлайн такси такие как Граб и Гоуджек первый выбор для туристов, которые хотят перемещаться по острову.

Таксисты множество раз запугивали, атаковали и преследовали водителей онлайн-такси, считая что те нарушают неписаные законы Бали и лишают заработка местные общины.

Становится все более ясно, что использование приложений для заказа такси разрушает балийские традиции и культуру самым неожиданным способом.

Я поговорил более чем с дюжиной таксистов, водителей онлайн такси и обычными балийцами, которые раскрыли историю того, как многовековая культура подвергается нападкам новых технологий.

Как то раз на Бали я подумал, что если мне надерет задницу банда таксистов, это будет самой дурацкой поездкой в моей жизни. Я подошел к стенду такси на популярном пляже Бали с желанием задать очень щекотливый для Бали вопрос.

Пока я стоял перед соломенной крышей и мой переводчик Кетут представлял меня водителям, я беспокоился, что кто-то из них может меня узнать. Потому что предыдущей ночью вызвал ярость одного водителя.

Накануне вечером как и множество туристов в Чангу я проводил время в Олдманс, популярном баре. В 2 часа ночи я устал и побрел домой, будучи навеселе. Водитель около стенда такси выдал мне цену в 200.000 рупий за поездку до дома. С уверенностью туриста, которого все принимают за денежное дерево, я попробовал поторговаться. Таксист не поддался, рассерженно показывая на доску на стене с тарифами.

Когда я отошел от стенда, он закричал мне вслед: «Ты пойдешь домой пешком!» Но я не пошел.

Я дошел до места вне зоны его видимости, вызвал Граб такси и заплатил десятую часть того, что от меня требовал предыдущий таксист.

Посещая развивающиеся страны, ты постоянно пытаешься найти зыбкую линию между поддержкой местной экономики и ее эксплуатацией. Иногда ее легко нарисовать. Большинство согласится с тем, что лучше съесть рыбу на гриле в хижине рыбака, чем изысканное блюдо из рыбы в более дорогом ресторане, которым владеют экспаты французы.

Но технология размыла линию.

Когда я отказался от местного такси и вызвал Граб, меня подобрал балиец Кадек. Так что же я делал – перекачивал туристические доллары или поддерживал другого местного жителя?

Около 5.7 миллионов туристов посетили Бали в прошлом году. Как и везде приложения для вызова онлайн-такси стали популярным способом перемещаться по Бали.

Многие из этих туристов остаются на месяцы, пополняя комьюнити экспатов из США, Европы, Австралии, которые работают онлайн или открывают собственные бизнесы. Ожидается, что в следующие годы количество экспатов на Бали возрастет.

На Бали противодействие таксистов водителям онлайн такси вызвало невиданную для других регионов крепкую борьбу, которая часто выплескивалась в стычки с применением насилия. В прошлом году водитель Убера был жестоко избит четырьмя таксистами. Преследование и угрозы так называемой «такси-мафии» - обычное явление для водителей онлайн такси и их пассажиров.

Уже до прибытия на Бали меня предостерегли от пользования приложениями для вызова онлайн такси, под страхом гнева такси-мафии.

Когда я ехал в свой отель в Убуде, городе в центральной части Бали, известном духовными целителями, йога ретритами, веганскими кафе, я заметил знаки с красными крестами поверх логотипов популярных приложений для онлайн такси и призывами поддержать местную экономику.

В глазах балийских таксистов, компании онлайн такси лишают заработка местные общины и ничего не предоставляют взамен.

На стоянке такси в Чангу я встретил Ваяна Тоно, 50-летнего главу транспортного отдела пляжа Батуболонг, кооператива, в котором состоят 165 водителей местного банджара.

Тоно, гордый мужчина в рубашке, обнажающей волосатую грудь, объяснил, что приложения онлайн такси разрушают систему, которая строилась на балийской культуре веками.


Ваян Тоно с коллегами

Каждая деревня на Бали разделена на несколько банджаров, которые обычно состоят их максимум 500 человек.
Каждый банджар как кооператив, где его члены принимают решения по всем вопросам жизни банджара на общем совете. Это касается дорог в банджаре, использования земли, наказания преступников и проведения религиозных церемоний. Водители в кооперативе Тоно – все члены банджара Батуболонг.

Когда Того говорит, что они местные, это не значит, просто балийцы, это значит люди с той земли на которой он стоит.
С момента запуска приложений в 2015 напряжение начало нарастать. Таксисты относятся к водителям онлайн такси еще хуже чем к самим компаниям, потому что водители знают балийские неписанные законы.

В следующие месяцы после запуска водители установили знаки в банджарах, обозначающие закрытые для онлайн такси зоны и начали агрессивно защищать территориальные границы. Водители несколько раз протестовали в Денпасаре, столице Бали. Они призывали губернатора запретить приложения, которые по их мнению устанавливали нечестные тарифы, с которыми они не могли соревноваться.



В глазах Тоно, Грэб отнимает заработок у его общины и ничего не дает взамен. Он говорит, что его водители строят дороги в своем районе в то время когда правительство провинции не делает этого. Многие водители онлайн приложений – родом с других островов Индонезии – например Суматры или Явы.

«Все просто. Это моя деревня. Я здесь работаю. Я уважаю это место», - говорит Тоно. «Мы все работаем вместе. И заработанные деньги мы делим и используем вместе».

На Бали цены таксистов вдвое больше цен Граба или Гоуджека. Но таксисты говорят, что не могут снизить свои цены, потому что 30% уходит как налог в местные общины.

Кооператив Батуболонг в Чангу хранит заламинированную бумагу, которая объясняет туристам почему их цены выше цен в приложениях онлайн такси.



Правила варьируются от банджара к банджару, но все подчиняются единому принципу. Водителям разрешается подбирать пассажиров только в своем банджаре. А это означает, что поездка тарифицируется как маршрут в оба конца, чтобы окупить топливо.

В банджаре Батуболонг водители получают не все деньги от платы за поездку. 10% идет на улучшение дорог, 10% на религиозные церемонии и 10% на традиционную балийскую полицию – печалангов. Печаланги улаживают дела, в которые полиция не вмешивается – а именно все за исключением серьезных преступлений. Еще 10% идет кооперативу таксистов. Эти деньги используются на адвокатов, страховки авто и ссуды водителям, которые нуждаются в деньгах. Если есть выручка, она выплачивается водителям в конце года.

Неудивительно, что поездка на Грабе может стоить в 10 раз дешевле.

Система балийских таксистов основывается на порядке в очереди. Водители на смене ставят свое имя в очередь и ждут когда она подойдет. Иногда они проводят целый день без какого-то заработка.



Таксисты не хотят сдаваться перед угрозой новой технологии. «Бали – это не приложение. У нас есть традиции на Бали. Может быть на Яве у них нет традиций. Но на Бали есть. Может быть в какой-то другой стране это не важно. А нам важно», - сказал один водитель, который отказался представиться.

Когда я сказал ему, что взял Граб предыдущей ночью, он пришел в ярость, спрашивая понравилось ли бы мне если бы кто-то из интернета, сделал мою работу за долю моей цены. Когда я объяснил, что как раз это и происходит в журналистике и множестве других сфер, это его не убедило.

После трех лет диспутов, проблема так и не решена.

В 2016 году насильственные протесты прошли в Джакарте. Таксисты сцепились с водителями онлайн такси. В последующие годы тоже были частые конфронтации, преследования и угрозы со стороны таксистов.



Агентство Бали по транспорту ввело временный запрет на сервисы онлайн такси в то время как министерство транспорта Индонезии объявила приложения онлайн такси вне закона. Чтобы продолжать работу Граб и его водители повели себя как традиционная транспортная компания – получили лицензии, прошли тесты по вождению, стали использовать счетчики.

Правительственные постановления немного сделали, чтобы остановить работу онлайн такси или ослабить напряжение.
В 2017 году произошло жестокое избиение водителя Убера, который пытался подобрать пассажира у отеля в Семиньяке. Водителя потребовали заплатить 500.000 рупий штрафа. Когда он отказался, таксисты вытащили его из авто, избили его и разбили его автомобиль камнями и палками. Согласно отзывам таксистов и водителей многие подобные инциденты не становятся известны и о них не сообщается в полицию.



Однако это жестокость так и не смогла разубедить индонезийцев в желании работать с Граб или Гоуджек. Потребность в транспорте у европейских и индонезийских туристов слишком велика.

Есть комфорт в том, чтобы путешествуя где-то открыть приложение, которое ты используешь дома и обнаружить, что оно работает точно так же.

Водитель Убера, назвавшийся Буди сообщил изданию Southeast Asia Globe, что в хороший месяц он может заработать 1.800 долларов. Таксисты, с которыми я говорил отвечали, что зарабатывают $212-$354 в самые оживленные месяцы. Минимальная зарплата $125 в месяц.

На миг я было подумал, что мое восприятие таксистов как членов такси-мафии было точным. Но Геде Хендра, глава водительского кооперативе предложил мне посмотреть на ситуацию под другим углом: «Почему туристы должны платить за такси одну и ту же цену, как и бедные местные жители?»

Когда я ехал на Граб такси из Олдманса, я был уверен, что правильно поступил с таксистом. Я считал, что все, что о них говорят – правда. Они просто искали богатеньких туристов. Цена которую мой балийский приятель назвал мне нормальной за мою поездку была превышена более чем в два раза.

Геде Хендра, вице-президент Ассоциации транспорта пляжа Чангу предложил мне оценить все с его точки зрения: «Почему местные должны платить те же цены как и туристы из США, Европы, Австралии, стран где люди часто зарабатывают в 10 раз больше, чем местные? Разве не понятно, что балийцы, которые открывают свои общины для туристов и создают инфраструктуру должны получать работу от туристов?»



«Мы не хотим стоять в стороне от индустрии туризма. Мы хотим в этом участвовать и зарабатывать на жизнь. Мы заботимся о развитии этой области. А онлайн-таксисты не заботятся ни о чем. Они просто приезжают, забирают пассажиров и уезжают», - говорит Хендра.

«Мы хотим оказывать услуги туристам и защищать Бали».

Хендра сказал, что его водители хотят защитить свою общину от превращение в очередную Куту, район, где местные получают мало прибылей.

Хендра даже подчеркнул, что его не волнует, если онлайн такси будут пользоваться местные жители. Но эту позицию не поддержали водители других точек сбора местных таксистов.

Общественного транспорта на Бали нет. Большинство местных покупают скутер или мотоцикл, чтобы передвигаться по округе. Хендра сказал, что если им нужна дешевая поездка в больницу, он не будет останавливать их при попытке вызвать Граб.

По мере того как туризм на Бали развивался и смышленые туристы искали места избежать Куты, Чангу расцвел за последние 5 лет. Пляжи в Чангу относительно чистые и район приобрел цивильную улицу полную французских кондитерских, мест для бранчей, тату салонов и пляжных баров. Хендра рад притоку туристов, но он не хочет, чтобы Чангу превратился в Куту, где почти вся выручка уходит иностранцам.

Хендра беспокоится, что такие компании, как приложения для онлайн такси смогут уронить цены и на другие туристические сервисы – от гидов до ресторанов и отелей.

«Как можно предоставлять хороший сервис, если цена слишком низкая?» - спрашивает он.

В конце концов все упирается в деньги. И это стандартная проблема, с которой сталкивались компани онлайн такси на любом рынке, в который входили. Балийские таксисты видят, что их рынок переполнен конкуренцией, шокирующе низкими ценами и посредниками, которым они обязаны платить, чтобы получить работу.

Индонезия установила более строгие правила в прошлом году и они должны были войти в действие в январе. Правило по которому компании онлайн такси должны были зарегистрироваться как транспортные компании, чтобы попасть под юрисдикцию министерства транспорта.

В рамках этих правил, приложения были легальны, но водители должны были зарегистрировать свои машины как туристический транспорт, который работает только в определенных зонах. На март 2018 года 1,426 водителей зарегистрировались в департаменте транспорта Бали.

Тогда же Убер продал свой бизнес в Юго-Восточной Азии Грабу за 27.5% акций и 6 миллиардов долларов. Выглядит так, будто в этом сыграло роль ужесточение мер.

Балийские таксисты спорили, что эти меры недостаточны. Что они хотят запрета на услуги онлайн такси или повышения цен, чтобы иметь возможность конкурировать. Таксисты собирали в Денпасаре демонстрации перед офисом губернатора.

«Они знают, что Убер и Граб принадлежит иностранцам. Почему же мы должны делать иностранцев богаче?» - спросил представитель Альянса водителей Бали Кетут Вирта на январской демонстрации.

Балийские таксисты возлагают надежды на Ваяна Костера, одного из двоих кандидатов в губернаторы, который пообещал обратиться к проблеме онлайн такси.

В день до того как я встретился с водителями, многие из них побывали на демонстрации. Они встречались с Ваяном Костером. Как говорит Хендра, Костер пообещал подтолкнуть регулирование, чтобы принудить онлайн такси существенно поднять цены и предотвратить их появление в определенных районах. Онлайн такси уже запрещено работать в аэропорте Бали.

Все гадают выполнит ли Костер свои обещания, если победит на выборах 27 июня. Как сказал мне мой переводчик балийские политики известны тем, что дают большие и пустые обещания.

Водители сказали мне, что насилие приостановлено. Онлайн водители понимают, где им можно работать, а где нет. Балийцы известны как мирные люди. Но как объяснил мне Хендра когда речь заходит о том, чтобы положить еду на стол своей семьи, многие вещи могут становиться безобразными.

«Представьте, что вы живете здесь и какое-то время существуете без работы. Вас мучит голод. И кто-то приходит и уводит вашего клиента. Разве это вас не разозлит?» - спрашивает Хендра.

Хендра говорит, что образ «такси-мафии» распространяется водителями онлайн такси для их же блага. Он говорит, что водители онлайн такси знают, где можно работать, а где нельзя. И если новичок приезжает в их банджар, то они останавливают его и объясняют ситуацию. В большинстве случаев водитель уезжает. Иногда это перерастает в словесную перепалку.

Я хотел бы поверить Хендре, чей пост выглядел одним из наиболее оживленных. Но я был скептичен в отношении того, что другие не ведут себя более агрессивно.

Но туристы, блоггеры и водители онлайн такси продолжают говорить о страшных приключениях с таксистами. Многие туристы и блогеры пишут о своих конфликтах с так называемой «такси мафией».

Кейт Альварес, журналист, живущая на Филиппинах описала в своем блоге в феврале как группа таксистов преследовала ее вокруг Убуда пока она ждала, чтобы водитель Убера забрал ее. Она спряталась в кафе, отменила поездку и вызвала частного водителя, номер которого держала при себе. Когда этот водитель появился, таксисты устроили ему допрос.

Буди, водитель Убера сообщил изданию Southeast Asia Globe, что его постоянно преследовали и запугивали таксисты. В ходе одного инцидента Буди рассказал как таксист пытался открыть дверь его авто после того как он взял пассажира. Когда они не смогли, то таксист с троими друзьями вырезал букву U в задней части авто.

Он начинает работать в 4 утра, потому что в это время не так часто пересекаешься с другими водителями.
Как объяснил мне переводчик, территории ограничены не только банджарами. На Бали местными бандами контролируются торговые центры, пляжи, туристические достопримечательности.

Если таксист хочет работать в каком-то районе он должен заплатить налог, который иногда доходит до нескольких тысяч долларов. Далее ему выдают документ, который позволяет ему работать в определенной области.

Многие территории контролируются так называемой келуарга бесар («большая семья» - keluarga besar) – большими бандами, которые контролируют безопасность в определенных деревнях и держат под контролем множество законных и незаконных процессов. Можно представить, что если водители онлайн такси переходят дорогу этим группам, возмездие жестоко.

Некоторые водители устают от конфликтов с туристами и водителями онлайн такси. Ньоман Тритата 49-летний балиец держит пост такси неподалеку от храма Танах Лот. Раньше его пост был внутри отеля и это приносило ему много работы. Но он закрылся несколько месяцев назад и пришлось перенести пост на дорогу.


Ньоман Тритата

Многие посетители Танах Лота приезжают на своем авто или с частным водителем. Он с коллегами иногда проводит дни без заработка.

«Для меня лучше найти работу, чем идти протестовать. Правительство не беспокоится о том, что мы говорим», - говорит Ньоман.

Трирата снизил цены, чтобы конкурировать с Грабом. Некоторые его водители зарегистрировались в приложении. Они не ездят по тарифам Граба в своем банджаре. Но если в ходе поездки они едут через остров, они берут поездки в Грабе на пути назад.

Чем больше я говорил с таксистами и водителям онлайн такси, тем яснее мне становилось, что этичный выбор за поддержкой местных таксистов. Но это сложно потому что они более дорогие и менее удобные. Все выглядит так как будто их исчезновение это вопрос времени.

В каком-то смысле я чувствовал, что таксисты борются с неодолимой силой. В мой последний день на Бали, я думал о том, чтобы взять такси на пути в аэропорт. Но перспектива тащить чемодан до ближайшего поста такси и переплачивать в 2-3 раза меня не привлекала. Я вызвал Граб.

Мой водитель был 20-летним студентом Университета гостеприимства по имени Маде.

Его отец был много лет водителем на Бали. Он работал в системе банджара в Джимбаране. Но продал авто в 2014 году, когда устал от головной боли и выплат, которые подразумевались этой системой. Когда Граб появился в 2015 году отец Маде купил новую машину, зарегистрировался и начал водить снова. По мнению отца Маде приложения выровняли игровое поле.

Отец поощряет его зарабатывать извозом в свободное от учебы время, чтобы иметь кое-какие деньги и практиковать английский с туристами.

Когда Маде был уже достаточно взрослым, отец показал ему границы банджара, которые очерчивают границы, где он может и не может брать пассажиров. Он говорит, что около половины водителей ушли в онлайн такси. Возраст их авто позволял им зарегистрироваться в приложениях, которые ограничивают возраст транспорта 5 или иногда 10 годами. Остальные водители были озлоблены, потому что не прошли в эти рамки.

В тот раз объяснение Маде успокоило мое чувство вины за использование Граба. Но сейчас оглядываясь назад я понимаю, что выигрывают более богатые местные жители. Те, у кого достаточно денег на новую машину. 35% балийцев живут за чертой бедности. И самые бедные в банджаре – проигрывают.

И учитывая требования европейцев к технологическому удобству навряд ли в ближайшее время что-то изменится".
Dmitry avatar
13/03/23
13/03/23
Классика виктимологии и стокгольмского синдрома: "его мучало чувство вины, потому что не получилось прикормить жестокую и дикую мафию". Новые условия заставляют развиваться, находить новые пути - новое всегда побеждает старое и возможности есть всегда, просто некоторые люди используют наглость и грубость, чтобы держаться за свою зону комфорта. Но, отдельный класс - терпил которые этому потворствуют. Вероятно - это свойственно людям имеющим внутри себя теже качества - навязывния и абьюза и потому симпатизирующие подобными проявлениям и относящиеся с пониманием. Для человека здравого и психически адекватного - никакие аргументы подкрепленные насилием - неприемлемы и недопустимы!