фото: Marketeers
В Москве прошел Российско-индонезийский бизнес-форум, одной из главных тем которого стало развитие туристического обмена. Большое внимание было уделено фактору, сдерживающему рост российского пассажиропотока, а именно отсутствию прямых рейсов из Россию в Индонезию и способам их введения.
На Форуме было отмечено, что Индонезия — одно из самых быстроразвивающихся мировых туристических направлений. Индонезия планирует войти к 2025 году в пятёрку самых популярных в мире направлений для отдыха.
По данным Министерства туризма Индонезии, чуть более половины турпотока (52%) составляют гости из находящихся по соседству стран Юго-Восточной Азии (Китай, Таиланд, Филиппины и др.) и Австралии.
Другая, быстро растущая часть туристов — это европейцы. Первая тройка — туристы из Британии, Франции, Германии. Россияне на пятом месте среди европейских туристов по количеству поездок в Индонезию.
В прошлом году Индонезию посетили более 112 тысяч наших соотечественников (на 37% больше, чем в 2016 году). Главные «доноры» российского турпотока - Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург, Владивосток и Екатеринбург.
По мнению представителей Министерства туризма Индонезии, Россия - одним из самых перспективных в плане разработки рынков.
Но советник главы Ростуризма Дмитрий Горин отметил, что едва ли не главный «камень преткновения» в развитии российско-индонезийского туристического сотрудничества - транспортная составляющая.
Перелёт из Москвы в Индонезию долгий и очень дорогой. До 18 часов с пересадкой и цены на билет «туда-обратно» начинаются с 50 тыс. рублей. В то же время, стоимость перелётов из Европы — на 15-20% ниже.
По мнению Горина, снижения ценового порога можно добиться за счёт государственного субсидирования туроператоров, специализирующихся на этом направлении.
"Мы рассчитываем на авиакомпании "Аэрофлот" и Garuda Indonesia. Прямой перелет в среднем будет занимать 10 часов", — добавил советник.
Несмотря на растущую популярность направления и существенное облегчение визового режима, которое принесло увеличение турпотока на 30%, российские авиакомпании в Индонезию по-прежнему не летают. Пассажирам приходится пользоваться услугами авиакомпаний Qatar Airways (с пересадкой в Дохе), Fly Emirates (с пересадкой в Дубае) и признанной лучшей в мире Singapore Airways (пересадка в Сингапуре).
Как сообщают российские туроператоры, туры в Индонезию обладают одной из самых больших глубин бронирования — около половины туров бронируются за 1,5 — 2, 5 месяца, а почти четверть — более чем за полгода.
80% российского турпотока — это романтические путешествия для двоих (новогодние каникулы, свадебные путешествия), но значительно и количество россиян, которые прилетают в Индонезию «на зимовку». 81% российских туристов после пересадки летит на Бали.
По материалам tourbus.ru
Читайте также на Балифоруме:
Количество туристов на Бали
Серфинг, дайвинг, балийские свадьбы и наси горен на Красной Пресне
Календарь низких цен на авиабилеты на Бали
Прямые рейсы на Бали
Почему бы не посмотреть правде в глаза и не найти настоящие причины весьма ограниченного потока туристов из России и стран СНГ в Индонезию. Вопрос не в прямых рейсах, вопрос в том - а зачем?!
Почему бы не быть объективными, и не понять, что у большинства семей отпуск - это один раз в год, максимум два. Один раз люди едут в Европу, один раз в экзотику. Почему бы не сравнить Тайланд с Индонезией, чтобы понять - почему туда летают в 10 раз больше туристов, чем в Индонезию.
Разберем по пунктам.
Прямые рейсы. Куда? В Джакарту? Джакарту - ужасный город для туристов, об этом знают все. Делать там нечего. Экзотики там нет. Там нет гоу-гоу баров, нет богатейшего наследия Тайских королей - храмов, дворцов, расположенных на расстоянии 20-минутной поездки на тук-туке от отеля. Нет реки с круизами. Нет безопасной уличной еды. И нет доступных морепродуктов, у которых есть вкус, а не только обожженные перцем вкусовые рецепторы, или зажаренность до состояния камня. В Джакарте до сих пор не было адекватного транспортного сообщения. И центральной улицы с моллами, 5* отелями, опять же - гоу-гоу барами и пинг-понг шоу. Вот не надо "ляля", что "интеллигентный" русский турист едет не за этим. Он обычный турист. Ему интересна любая экзотика.
Прямых рейсов на Бали появится не скоро - у аэропорта короткая полоса, 737-300ER не может взлететь с полными баками. Обратные рейсы в Москву или Питер обязаны садиться на дозапраку в Сингапур - во сколько это обходится авиакомпании, мы не знаем. У Голландии и Индонезии особые исторические связи, поэтому KLM продолжает летать - на субсидиях или нет. Плюс KLM научился продавать сегмент Бали-Сингапур, это мой самый любимый рейс на котором "все включено" и вкусная еда, не залитая химическими соусами. Так что расходы на посадку частично компенсируются допродажей билетов попутчикам.
Разберем Бали. Куда ехать русскому туристы?! Цены абсолютно на всё (еду и бары) в Джимбаране и Нуа Дуа давно простились с реальностью (как и качество - только в противоположную сторону) - да, туда едут те самые парочки на романтические каникулы и ленивый пляжный отдых, и да, они потом еще проводят 2-3 дня в Убуде. Если ты один раз в год едешь на пляжный отдых, то других райских пляжей на Бали нет! Кута, Семиньяк - это пробки и волны. Отели Букита - некуда выйти, отсутствие адекватного транспорта (такси мафия, с ценами как в Сиднее, и нет даже тук-туков), отсутствие шоппинга, баров. На пляже Баланган - есть парочка бунгало, нет отелей. Все отели на пляже Дримлэнд (Печату) не предназначены для размещения советского человека. Ну не можем мы пока еще толерантно переносить толпу галдящего местного населения, купающегося в бассейне в полном, да еще и черном, облачении. Ничего персонального. Я сейчас про мнение туриста говорю.
Европейских туристов выжили из Семиньяка азиатскими туристами - австралийцы наслаждаются Беравой и Бату Болонгом, там босоногий рай, относительно недорогая и вкусная еда, и серфинг. Передвигаться по Семиньяку еще сложнее, чем по Куте. Крошечные улицы, забитые надоедливыми пикающими таксистами. Здесь, конечно, все хорошо в плане развлечений - в Семиньяк едут, но если шум, гам, и пробки не ваш вариант, то куда? На Самуи и Пхукете я могу назвать десяток заливчиков с белоснежными пляжами и роскошнейшими курортами, это будет один залив, один пляж, один отель. И максимум полчаса (!) до тусы и развлечений - хочешь такси, хочешь тук-тук (ладно, в Тае с транспортом тоже все не просто, цены на местный транспорт адовые, но есть, есть замена - тук-туки!). Где на Бали такой рай? Дорога из какой-нибудь Анантары в Улувату до Куты - это два часа в одну сторону.
Пляжи Чанггу - не для типичного русского туриста, здесь волны и они сильные (я живу в Чанггу, мой любимы район - моя мама боиться заходить в волны, а моего брата чуть не утащила обратное течение, но хорошо он что-то где-то прочитал и вспомнил, что нужно делать; в Тайланде - море, залив, Бали - это океан).
Чанггу было бы прекрасным направлением для серфинга. Но зачем же местные деятели превращают пляж Эко Бич в подобие Куты? Неужели для европейского туриста? Или они очень расчетливо делают ставку делают на те самые автобусы с теми самыми туристами из Сурабаи и из Китая, которые в Куту и Семиньяк уже не могут доехать из-за пробок? Соответственно, их нужно куда-то везти, поить и кормить, поближе к обязательному для посещения Тана Лоту. О том, что будет с Бату Болонгом после того, как оттуда выживут серферов - никто не думает. Потому что кроме серфинга - делать там нехрена. И если там не будет серферов, то там не будет всех этих милы кафе, ресторанчиков, йоги, и прочих прелестей.
Популярные храмы - Тана Лот, Улувату, лучше вычеркнуть из программы вечерних посещений "на закате", потому что это означает испорченный вечер в бесконечной пробке. Можно было бы ехать в Санур, но... там можно купаться 2 часа в день, и то не каждый день (уж очень мелко, и запружено водорослями). В водорослях живут морские змеи - и понятно, что им дела нет до туристов. Но простого обывателя это пугает. В любом случае, семейные туристы иногда едут в Санур, почему нет. Вообще Санур ближе всего походит на приличный азиатский курорт с расслабленной атмосферой, уютными ресторанчиками, пока еще адекватными ценами, и возможностью красиво ГУЛЯТЬ - что по улицам, что по пляжу. На крошечном Самуи, с тук-туками и без пробок, есть подобие и Куты, и Санура, и уютные белоснежные пляжи - и добраться куда угодно можно минут за 20-25.
Итог. На Бали нет километров-километров и километров белоснежных песчаных пляжей без волн, как на Самуи или Пхукете. И пусть в Паттае песок не белого цвета, но волн там тоже нет.
Что очень немаловажно, и на что пустобрехи с обоих сторон старательно закрывают глаза.
Тайские "зимовки" обусловлены тем, что половина Владивостока имеет апартаменты или виллу либо в Паттайе, либо на Пхукете. Потому что там понятная аренда на 99 лет. Конкуренция между девелоперами. И когда-то были адекватные цены. Тогда, когда на Бали еще были адекватные цены на недвижимость - в Индонезии были кривые и косые законы, почему я и бросил заниматься продажей недвижимости. Несмотря на улучшение законодательной базы, адекватных предложений по покупке апартаментов на Бали так и не появилось. Да и где строить. Все, что ближе 3км к береговой линии уже застроено, остались крошечные клочки по 2-3 сотки, нормальный комплекс туда не впихнешь, а местные крестьяне продают землю по цене как на Рублеке. Единственный комплекс апартаментов, похожий на то, что строят по всему Тайланду - Sea Sentosa, теперь Como Canggu. У девелопера заняло 7 (!) лет его построить, и последние 3 или 4 года там просто все зарастало джунглями, пока они наконец-то не продали его каким-то чудом группе Como.
Чем апартаменты лучше виллы или дома? Во-первых - наличие огромного выбора и конкуренция сдерживают неадекватный рост цен. Во-вторых - отсутствием геморроя с обслуживанием. Вот сейчас за окном - ливень, и на моей вилле, которой нет и 4х лет, в ванной по стене течет водопад с потолка. Чего-то там прохудилось. Чтобы исправить, нужно тратить время, силы, нервничать из-за качества местных строителей. Все, что течет - это плесень. Любой, у кого есть дети, и вырос в советском пространстве - знает, что плесень это ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ плохо, особенно для детей (а где на Бали нет плесени?!). Где жить на Бали, если прилетаешь на зимовку, чтобы просто нормальные условия, и не надо никому никаких "бассейнов" 2х3 метра, дайте один, но большой, с горкой и лягушатником для детей. Ах, на Бали нет таких? Ну так чего вы удивляетесь, что турист едет в Тайланд. А чтобы покушать можно было вкусно и недорого, и чтобы никуда не ехать далеко от квартиры? Варианты можно пересчитать по пальцам. В конце-концов, в тайских апартаментах есть дизайн. В Куте есть какие-то апарт-отели, но назвать их дизайнерскими не сможет даже человек, который не видел ничего лучше однокомнатной квартиры в Урюпинске. Плакать хочется.
Посмотрим за пределы Бали. На какие острова в Индонезии налажено адекватное транспортное сообщение? Чтобы можно было купить билет, который включает наземный транспорт + паром, и доехать без приключений? Единственное такое направление - острова Гили. Так там и так толпы. Там есть алкоголь, вечеринки, гоу-гоу пары и запрещенные в других местах Индонезии вещества. По всему Тайланду продаются билеты "все включено", которые включают комфортный автобус плюс комфортный паром. Стоимость - копейки. Путешествуй - не хочу.
Ломбок? Качество пляжей в Сенгиги весьма сомнительное. На Юге Ломбока - прекраснейшие пляжи, там все супер. Там все отлично. Кроме того, что это мусульманская часть Индонезии со всеми вытекающими (повторюсь, я конкретно не против мусульман, и на Ломбоке отдыхал миллион раз; алкоголь мы привозили с собой, и вечеринки устраивали сами). Делать на Юге Ломбока, кроме серфинга и предаванию утехам в номере с закрытыми шторами с тем, с кем ты приехал - больше нечего. Молодой турист едет за горячими телами. Взрослый турист едет в пять звезд и за спокойствием - в Оберой Ломбок они и ездят, больше все-равно некуда.
Ну и потом, в Тайланде все компактно. Весь Самуи можно объехать по кругу за пару часов на байке. Ездить по Ломбоку из одного района в другой просто опасно. И уж точно не нужно этого делать в вечернее время суток. Не только из-за остутствия дорог, но и потому что Южный Ломбок имеет свои особенности. Мой водитель чудом избежал засады, построенной посредине дороги из бамбуковых палок, когда в новогоднюю ночь 2015г. он отвез моих друзей в другой отель (а это 1,5 часа, если что - в каждую сторону), и возвращался к месту базирования. Утром он пошел и купил большой мачете, и потом еще долго трясся, ну и мы отменили любые перемещения по южному Ломбоку после заката (жили мы на Селонг Беланаке, а друзья на Секотонге - и там, и там есть по два места, где можно остановиться в комфортных условиях; посередине - дичь, и не дай Бог вам поехать там ночью).
В общем, Бали всем прекрасен. И если взять меня лично, то Бали на Тайланд я не променяю. Если когда-нибудь уеду с Бали - то в старушку Европу, или может в Южную Америку. Но не в Тайланд - по разным причинам, ну не мое это место. Но я прекрасно понимаю туриста, который голосует деньгами, и для семейного отдыха выбирает Тайланд, Вьет-Нам, Хайнань, а у кого есть деньги - Сейшелы и Маврикий. В конце-концов, не все хотят зимой в тропики - многие едут кататься на лыжах. И одно дело, когда ты купил себе недвижку на Пхукете, и хочешь - не хочешь, но ты к ней уже привязан, и раз-два в год приезжаешь сам, еще и друзей отправляешь. И другое дело, когда весь мир у твоих ног, и выбор велик.
Понимаю, что данное сообщение не поспособствует росту туристического потока на Бали. Но бестолковость рассуждений местных политиков просто зашкаливает. Вновь избранный губернатор вообще считает, что на Бали слишком дешево, и нужно, чтобы было дорого. Как бы местное население не взяло этот новый принцип на вооружение, а значит в ближайшее время с Бали смоет очередную часть удаленщиков, которые просто не смогут себе позволить местную жизнь. Ну и правда, если стоимость приличных апартаментов на островах Тайланда может сравниться со стоимостью комнаты без окна и с кроватью в балийском гест-хаусе - неужели выбор все еще не очевиден?
Ах, да. Мусор. Ну на проблему мусора местное правительство давно и успешно закрывает глаза. Балийцы винят яванцев, яванцам вообще пофигу. Государственной программы переработки и утилизации мусора не было, и нет. Чиновники продолжают летать в облаках и предполагать - ах, почему же, почему же, туристический поток из старушки Европы и так уже практически иссяк. А не сильно искушенное местное население, недоумевать - почему это турист в Индонезии развивается, но при этом сотни магазинов с сувенирами по всему Убуду закрываются, ремесленников становится все меньше меньше. И почему это автобусы с туристами проезжают мимо, но останавливаются только лишь на гигантских парковках всяких Кришна и других олех-олех, персонал которых только и успевает отдирать стикеры "made in China" с "аутентичных" индонезийских сувениров.
Достаточно. Пойду помедитирую, пока дождь. После такого срочно требуется сбалансировать чакры.
Увы, обычный турист обыватель такие слова в лексиконе не использует, и на практики не ходит. Может и зря, но это его личное священное право распоряжаться своим свободным временем и деньгами. "Официант, а есть у вас разливное пиво?!" (ах, да, в 90% местных кабаков о таком даже и не слышали).