на карте
Наверное, ни один турист не уезжает с острова, не купив саронг. Невероятно функциональный, он пригодится в самых разных ситуациях. Однако, между тем, что продается туристам на каждом углу в Куте, и тем, что носят каждый день сами балийцы - большая разница. Сами балийцы предпочитают покупать саронг у мастеров из Tenganan. Некоторые их работы - самое настоящее произведение искусства.
Большинство туристов слышали про батик - метод росписи по ткани с применением воска. Невероятно сложный процесс нанесения краски и кропотливая ручная работа по росписи требуют полной отдачи и высокого мастерства.
А вот уникальное ручное изготовление текстильных изделий "двойной икат" вы не найдете больше нигде в Индонезии.
Двойной икат выткать гораздо сложнее, и это делает его одним из самых редких видов текстиля на Бали. Здесь нити основы и нити утка красятся по отдельности и только после этого ткут полотно, выплетая замысловатые узоры. Такой метод требует более четкого контроля натяжения нитей. Если вы хотите увидеть или даже купить двойной икат, то придется отправиться на юго-восток Бали в деревню Tenganan. Это единственное место в Индонезии, где производится двойной икат.
Как добраться до Tenganan
Tenganan является одной из очень немногих деревень на острове Бали, которые никогда не подчинялись индуистским правителям с Явы. Один и путешественников в 30-х годах 20 века описывал эту деревню как "экстремально консервативную". Ее жители никогда не принимали и не разделяли индуистскую кастовую систему, и продолжали следовать своим многовековым обычаям.
Чтобы добраться до Tenganan нужно доехать до Candidasa и продолжать двигаться на север еще 4 километра по грунтовой дороге. Путешествие в основном проходит через джунгли.
Местные жители до си пор сами выращивают хлопок для полотен. Дома в деревне построены из камней и глины, про цемент здесь только слышали. На улицах тишина и покой, только курицы неторопливо разгуливают от дома к дому. Здесь практически не бывает туристов и для местных жителей иностранец - это грандиозное событие, которое нельзя пропустить.
В деревне, как и положено, есть несколько храмов. Один из них пострадал от землетрясения и администрация района выделил средства на его ремонт. При реставрации использовали не традиционную глину, а современный цемент. Здесь также есть подземный канал и водонапорная башня, которые обеспечивают деревню водой. Один из немногих признаков цивилизации - мусорные контейнеры, отдельные для пластика и органических отходов.
В остальном деревня выглядит очень аутентично и спокойно.
Деревня Tenganan достаточно большая. Около двух веков назад ее поделили на два banjars, с гордостью рассказывают местные жители. В основном тут живут Aga. Это были самые первые люди, которые заселили Бали много веков назад и до сих пор стараются быть независимыми и бережно охраняют свою культуру и традиции. "Мы никогда не были в конфликте с другими народами," говорит один из местных жителей, хотя очевидно, что они были готовы защищаться от солдат Маджапахит, которые захватили большую часть острова в 14 веке.
Здесь можно зайти в традиционный дом и посмотреть, как мастера ткут свои шедевры. Ка и в любом ремесле, здесь есть свои секреты и методы. Сначала хлопок тщательно очищают от возможных примесей и шелухи и прядет нити. Часть из них окрашивается в разные цвета, часть оставляют натурального цвета. Затем начинают связывать нити на станке, формируя определенную последовательность цветов. Затем начинают постепенно ткать задуманный рисунок. Вся работа сопровождается ритуалами и церемониями.
Очень немногие женщины в настоящее время могут сделать двойной икат. Он плетется путем регулирования натяжения нитей основы с помощью специального станка. Сидя на полу, мастерица проводит нить между длинными нитями перед ним. Эти длинные нити основы также прикрепляется к устройству за ее спиной, что позволяет ей контролировать напряжение, опираясь назад с большим или меньшим давлением. Она контролирует напряжение нитей основы или «утка», потянув более или менее прочно челнок после проведения нити в каждую сторону.
Весь процесс очень трудоемкий и может занимать около года, от начала и до конца. Поэтому двойной икат стоит совсем не дешево. Недавно один немецкий коллекционер приобрел одно старинное полотно за семь миллионов рупий. Это было довольно старое полотно, заштопанное в нескольких местах.
Цены на работы мастериц стартуют от двух миллионов рупий. Не дешево, но истинные ценители ткацкого искусства утверждают, что это совсем не дорого для работа такого уровня. Чем проще рисунок полотна, тем ниже цена.
Также в деревне Tenganan делают lontars. Это свитки из пальмовых листов, на которых традиционно создавались балийские и индийские документы. На длинных полосках пальмовых листьев ножом вырезают символы и красят их с помощью обычной сажи. Оригинальные писания индуизма, такие как Упанишады, были записаны именно на lontars. Древние короли Бали также использовали этот метод письма.
В деревню Tenganan редко заезжают туристы. Практически никто из них не слышал об этой деревне даже после 5-10 посещений острова. Она вдали от туристических троп, но именно в таких местах находится все самое интересное.
Будущее мастеров, которые ткут двойной икат очень неопределенно. Некоторые конструкции и станки уже никто не делает. Знания уходят вместе с мастерами. Только немногие женщины деревни сегодня владеют искусством плетения двойного иката. Современный мир и денежные отношения оставили маленькие мастерские на обочине. Сегодня мастерам древнего искусства приходится сохранять свое знание вопреки влиянию глобализации. Помимо Бали знание о технологии плетения двойного иката сохранилось еще в трех местах мира. Два из них в Индии (Gujarat и Telangana), и одно в Японии (Okinawa). На аукционе Ebay можно приобрести двойной икат за 750-3500 австралийских долларов.
Для входа в деревню достаточно заплатить донейшен в произвольном размере.
Читайте также на Балифоруме:
Достопримечательности Бали
Балийская битва на панданах - листья наголо!
Труньян, деревня бали-ага, коренных балийцев и кладбище под ароматным деревом
Традиционная деревня Пенглипуран (Penglipuran) в Бангли
В ней говорится о том, что в 11 веке, царь Удаяна, правитель Бали потерял своего любимого скакуна. Он пообещал щедрую награду тому, кто его найдет.
Конь был найден около деревни Тенганан, к несчастью, мертвым. Но жители деревни все равно попросили о награде. Они попросили выделить им свою собственную землю.
Царь отправил для улаживания дела своего министра и поручил ему дать селянам такой участок земли, на котором будет чувствоваться запах разлагающегося трупа коня.
Тенгананцы узнали об этом условии. И когда министр отправился с ними отмечать границы, они ловко спрятали в своей одежде кусок гниющего мяса. Таким образом запах преследовал министра довольно долго и тенгананцам удалось получить большую территорию в свое владение.