Истоки балийской культуры. Глава 1

Остров Бали и культурное наследие


фото: Aditya Agarwal from Pexels

Бали славится великолепием балийско-индуистской культуры, высокоразвитой и художественно орнаментированной системой жизни и обрядов. Эта культура замерла на моменте шестнадцатого века в момент наивысшего расцвета и сохранилась до наших дней.

Жизнь балийских средневековых церемоний до сих пор остается живой традицией населения, состоящего из удивительно красивых и одаренных людей.

Бали - уголок нетронутой природной красоты, который премьер-министр Индии Джавахарлал Неру назвал «утром мира».

Никто не в силах точно объяснить, как случилось это чудо. Как один идиллический маленький остров создал и смог поддерживать богатую цивилизацию.

Самое правдоподобное предположение относительно удачи Бали состоит в том, что остров и его жители извлекли выгоду из удачного сочетания вовлеченности и непривязанности.



Бали рано подвергся влиянию цивилизаций Юго-Восточной Азии, но до конца колониальной эпохи он был изолирован от вторжения европейских исследователей и торговцев.

Остров был так же плодороден, как и живописен, а островитяне трудолюбивы и артистичны.

Древние пороки, такие как суеверия, рабство, обряд сожжения жен "сати", существовали здесь долгое время, но они компенсировались. Одним из компенсирующих факторов было анимистическое убеждение, что божества природы более склонны защищать, чем мстить.

Бали находится в пяти километрах от восточной оконечности Явы, на прямом древнем торговом пути между островами специй Малуку и азиатскими перевалочными пунктами, которые издавна распространяли гвоздику, мускатные орехи и мускатный цвет.


голландская карта Индонезии 1610 года

С древности остров посещали индийские, арабские, китайские, японские, бугийские и другие восточные торговцы. Они привозили с собой и свои товары, и свои манеры и обычаи.

Но как только остров был заселен, сам Бали и балийцы больше отталкивали, чем привлекали поздних поселенцев.

Вдоль большей части морского побережья Бали находился под естественной защитой высоких скал и коралловых рифов. Близлежащие моря славились внезапными штормами. Они были известны как места обитания акул и барракуд.


фото: Aleksandar Pasaric from Pexels

А сами балийцы были физически сильны и, вероятно, яростны в бою.

Балийцы считали моря обителью демонов и монстров и не старались ни исследовать их, ни оказывать помощь и содействие пришлым путешественникам.

Одно из местных верований острова заключалось в том, что всё, что бы ни выбросили на берег волны, должно было стать собственностью королей. Останки кораблей потерпевших кораблекрушения разграблялись, а выжившие жертвы обращались в рабство.

Таким образом, Бали долгое время оставался малоизвестным для внешнего мира и не особенно привлекательным для знакомства.

Ранние азиатские и более поздние европейские мореплаватели предпочитали проплывать мимо Бали к другим островам, предлагавшим более надежную и безопасную прибыль.

Балийцы быстро впитали некоторые внешние влияния, гениально приспособив их к своим требованиям.


фото: Skitterphoto

Они начали выращивать рис по крайней мере два тысячелетия назад и достигли научного уровня возделывания, не имевшего себе равных в этом регионе.

Примерно полтора тысячелетия назад балийцы начали преобразовывать свой родной анимизм, приняв индуистские обряды. К шестнадцатому веку они создали самобытную цивилизацию, которая могла бы быть сопоставима с цивилизациями Индии или Юго-Восточной Азии.

Балийско-индуистский мир сохранился нетронутым до девятнадцатого века. Он не разрушился и когда ощутил влияние голландского колониализма. Дух традиционного Бали сохранился и в современную эпоху.


фото: Dion Luas from Pexels

Балийцы - это микс разных австронезийских народов, переселившихся в островную Юго-Восточную Азию в доисторические времена.

Первое сильное внешнее влияние на ранних балийцев оказали индийские или индианизированные торговцы и путешественники, принесшие с собой индуистские учения.

Бали принял великую волну индийского влияния, прокатившуюся по большей части Юго-Восточной Азии во второй половине первого тысячелетия.

В политике и религии индийцы ввели важное понятие бога-короля, столица которого отражает великолепие и совершенство Небес и чей народ процветает только до тех пор, пока правитель ведет себя в соответствии с естественным и божественным законом.

У каждого балийского правителя был свой кратон или пури (дворец), из которого он реализовывал духовную и светскую власть через иерархию придворных и священников. Нередко они свергали дурного правителя и заменяли его лучшим.

Перевод из книги "Краткая история балийского пиратства, рабства, опиума и оружия: история островного рая", Ханна Уиллард

Продолжение следует



Архитектура балийского храма
Философия балийских подношений - или о сущности прекрасной цели
Сюрпризы непростого балийского календаря
Национальные особенности характера балийцев
Религия Бали. Балийский индуизм
Лера Мулина avatar
12/08/21
Индианизация Бали и яванские влияния


Фото Artem Beliaikin from Pexels

Индианизация Бали стала результатом не завоеваний и колонизации, а, скорее, заражения цивилизацией.

Правители нашли в индийской культуре религиозные и административные обычаи, которые точно служили их целям, и народ откликался на них с таким энтузиазмом, что доказывал правильность этого выбора.

Индия предоставила балийскому обществу литературную, художественную, социальную, теологическую и политическую модель развивития. Балийцы сохранили большую часть индийского оригинала, применив творческие адаптации.


Фото Artem Beliaikin from Pexels

Индианизация Бали длилась много веков. Наибольшее влияние на культуру острова оказала не сама Индия, а близлежащая Ява, которая еще раньше, чем Бали, подверглась индианизации.

Задокументированная история Бали в этот период в основном представляет каталог имен малоизвестных королевских особ и неточных ссылок на забытые события.

Современные археологи восстановили приблизительную последовательность событий по надписям на санскрите или классическом балийском языке на предметах из камня и металла, большинство из которых оказались храмовыми сокровищами.

Они сопоставили имена, даты и события, чтобы создать хронологический план, который сочетается с более подробным планом для островов Ява и других регионов.


памятник богу Брахме в центре Денпасара

К 1001 или, возможно, 991 году, когда произошло первое подтвержденное историческое событие, Бали уже был сильно индианизирован.

В том году, предположительно, родился Аирланга. Он был сыном балийского короля Удаяны Вармадевы (известного как Удаяна и иногда отождествляемого с королем Камбоджи Удаядитьяварманом, сосланным в 1000 году, возможно, на Бали) и яванской королевы, Гунаприядхармапатни (известной как Махендрадатта).


статуя изображающая правителя Аирлангу; из коллекции музея Тровулан в Восточной Яве

В ранней юности принца Аирлангу отправили для обучения и женитьбы ко двору Меданг на Восточной Яве. Когда правитель Меданга был свергнут в ходе гражданской войны, Аирлангу пригласили на его место. Он посвятил себя восстановлению империи и добавил свой родной остров Бали к яванским владениям.

Аирланга управлял Бали через регента, который, вероятно, был его дядей, братом или двоюродным братом.

Аирланга положил начало периоду тесных яванско-балийских политических и культурных контактов, которые продолжались более трех столетий. Отношения не обошлись без конфликтов.

Балийцы несколько раз заявляли о своей автономии, а яванские императоры династий Сингасари или Маджапахит пытались восстановить власть над Бали.

Балийские правители, в жилах которых текли различные пропорции балийской и яванской крови, были замешаны в династическом соперничестве, которое нередко приходилось разрешать яванскому королевству Маджапахит.

Яванский правитель Кертанагара провел операцию по умиротворению и воссоединению Бали в 1262 (или 1284) году, это же сделал и великий полководец Гаджа Мада в 1343 году.


современное изображение военачальника Гаджа Мада

Когда сама империя Маджапахит пала в 1527 году, миграции с Явы на Бали привели к более массовому взаимопроникновению культур.


Завоевание Бали династией Маджапахит и ранние правители

В период правления династии Маджапахит балийская история начинает приобретать более ясное содержание и структуру.


карта империи Маджапахит в 1365 году

Полководец Гаджа Мада впервые сделал Бали провинцией империи с губернатором из представителей Маджапахит.

Капакисан, первый правитель Бали и, согласно балийской легенде, отпрыск каменного Брахмы и небесной нимфы, стал основателем рода князей.

Они правили островом скорее как сторонники, чем как подчиненные яванского государства.

Капакисан и его преемники иногда использовали яванский титул Сусухунан (Император), но чаще - балийский титул Дэва Агунг (Великое божество). Таким образом они давали понять, что правили независимо и согласно божественному праву.

Капакисан построил себе дворец кратон (на яванском языке) или пури (на балийском) в Сампрангане (в районе современного Гианьяра) и твердо, но справедливо правил островом.

Власть наследовал его сын Шри Аджи Кресна Капакисан, о котором ничего не известно, кроме его имени.

За ним последовал его сын Далем Сампранган, о котором тоже ничего примечательного не известно. Далем Сампранган, третий правитель и Дэва Агунг, был склонен к тщеславию, легкомыслию и продажности. Поэтому его советники убедили его сына Далема Кетута построить отдельный кратон в соседнем Гелгеле и постепенно узурпировать власть.

Далему Кетуту удалось восстановить королевский авторитет и престиж.

Он стал известен тем, что приехал на Яву для участия в торжественном имперском совете, созванном императором Хаямом Вуруком (годы правления 1350–1380).


современное изображение императора Хаяма Вурука

На совете прошло обсуждение проблем, которые сотрясали империю и разрушили ее в итоге столетие спустя.

Падение Маджапахита ознаменовало подъем Матарама, новой яванской империи, созданной из небольших королевств, вдохновленных появлением мощных исламских влияний.

Ряд индуистских священников, знати, солдат, художников и ремесленников Маджапахита бежали с Явы на Бали, спасаясь от завоевателей. На Бали они дали новый импульс уже сильно индианизированной культуре, которая таким образом смогла обогатиться.

В этот период индуистский Бали и мусульманская Ява стали врагами.

Восточно-яванский штат Бламбанган, отделенный от Бали проливом стал буферным регионом.

Балийцы требовали на него права, а иногда и наполовину покоряли Бламбанган. Матарам часто угрожал балийцам, но обычно не мог противостоять вторжению, и на протяжении столетий балийско-яванские отношения часто воспламенялись.

Перевод из книги "Краткая история балийского пиратства, рабства, опиума и оружия: история островного рая", Ханна Уиллард

Продолжение следует



Истоки балийской культуры
Архитектура балийского храма
Философия балийских подношений - или о сущности прекрасной цели
Сюрпризы непростого балийского календаря
Национальные особенности характера балийцев
Религия Бали. Балийский индуизм
Лера Мулина avatar
13/08/21
Дэва Агунг - Император и Символ

В конце пятнадцатого века Дэва Агунг стал наследником блестящего наследия побежденной и исчезнувшей Империи Маджапахит.

Дэва Агунг был титулом верховных правителей королевства Гелгел и далее Клунгкунг, доминировавших на Бали. Термин Дэва означает "бог". Также этот термин был общим титулом для членов касты кшатриев. Агунг переводится как "высокий" или "великий". Таким образом, буквально этот титул означает Великий Бог.


изображение балийского раджи; Корнелис Хутман 1597 год

Правители Гелгела, которые заявляли о власти над всем Бали и прилегающими территориями до конца 17 века, были известны под королевским титулом Далем, буквально означающим "внутри" или "внутренний".

Шестнадцатому веку суждено было стать золотым веком Бали. При радже Далеме Батуренгонге балийские княжества объединились в одно централизованное королевство.


королевство Бламбанган в Восточной Яве

Батуренгонг начал военные экспедиции за границу. Он завоевал королевство Бламбанган на Восточной Яве, где установил вассального правителя и поддержал его в ответной атаке королевства Матарам.

Затем он обратил внимание на восток, на острова Сумбава и Ломбок, которые он завоевал и колонизировал.

Параллельно балийцы преобразовывали влияние культуры Маджапахит. Они создали то, что фактически является современной балийской культурой, наделив ее особым элементом балийского духа.

Загадка и чудо Бали заключаются в том, что из тлеющих углей королевства Маджапахит на Яве разгорелись огни, которые ярко горят на Бали.


Возникновение и разделение восьми княжеств


храм в Гелгеле; фото

Золотой век королевства Гелгел еще теплился во времена правления сына Батуренгонга, Далема Бекунга, а закат пришел при его внуке Далеме Ди Маде.

Далем Бекунг совершил поход в королевство Бламбанган на Яве, который чуть не спровоцировал широкомасштабное вторжение королевства Матарам на Бали.

Он потерял уважение других балийских принцев, которые стали открыто ему сопротивляться.

При Ди Маде королевство потерпело непоправимые неудачи. Он потерял Бламбанган, Сумбаву и Ломбок и лояльность других принцев.

Преемник Ди Маде, Густи Сидеман, покинул дворец Гелгел, который, как считалось, постигло проклятие. Он построил новый дворец-кратон в соседнем Клунгкунге и стремился править так же величественно, как и его предшественники.

один из павильонов дворца в Клунгкунге; Фото: Bas 1953

Но Клунгкунг не смог сравниться с Гелгелом по славе.

Дэва Агунг и его двор в Клунгкунге продолжали символизировать величие индуистской империи, но уже не символизировали имперскую власть. Остальные князья стали соперниками Дэва Агунг а некоторые - врагами.

Его подчиненные вожди-пунггава периодически использовали фактическую автономию, а священники-пенданда иногда брали на себя почти независимую светскую власть над деревнями и группами деревень, которые должны были подпадать под власть раджи.

По мере того как область и авторитет раджи Дэвы Агунга уменьшались, возникла дюжина небольших независимых королевств. Восемь из них сейчас являются географическими и политическими регионами Бали.

Это - Гианьяр, Бадунг, Бангли и Табанан в дополнение к Клунгкунгу в южно-центральном регионе и Булеленг, Карангасем и Джембрана на севере, северо-востоке и северо-западе.


карта балийских королевств 1900 года, автор G. Kepper

Дэва Агунг и его королевство Клунгкунг выжили, но не процветали. Дэва Агунг был бессилен, а его королевство пришло в упадок. Маленький Гианьяр соперничал с Клунгкунгом как центр традиционной балийской культуры и временами даже осмеливался проявить военную мощь.

До конца девятнадцатого века Гианьяр не находился в центре балийских событий, как и соседние государства Бангли, Табанан или, за исключением коротких промежутков времени, Бадунг.

Менгви, королевство в центральной части Бали, время от времени пользовалось известностью, но переросло себя и было разделено между своими соседями  в 1891 г.

Военная и политическая мощь Дэвы Агунга сначала перешла к Булеленгу, большому северному региону, который стал первым центром внешней торговли и международной конкуренции; далее к Карангасему, большому восточному региону, который стал доминировать над островом Ломбок; и, в конце концов, к голландцам.

Булеленг и Карангасем, иногда друзья, иногда враги, обычно находившиеся под властью членов одной королевской семьи, стали двумя факторами силы Бали.

Густи Панджи Шакти, взошедший на престол в конце семнадцатого века, установил верховенство Булеленга на Бали.

С помощью умелых политических и военных маневров он распространил власть на часть Карангасема и Джембраны, добился почтительного отношения со стороны южных районов и затем сосредоточился на Бламбангане на востоке Явы.

Густи Панджи Шакти прислушался к призыву Маса Пурбы, наследника престола Бламбангана. Тот искал военной помощи для изгнания соперника и сопротивления давлению королевства Матарам.

Густи Панджи Шакти отправил экспедицию на Яву (1697 г.), в результате которой Мас Пурба занял трон. В итоге Густи Панджи Шакти преуспел в утверждении претензий на преемственность титула Дэва Агунг.

Однако уже в 1711 году  зять Густи Панджи Шакти, Густи Агунг Шакти, правитель Менгви, узурпировал Булеленг - королевство своего тестя.

Густи Агунг Шакти продолжил укреплять позиции, совершив поход на Яву, где Мас Пурба заигрывал как с Матарамом, так и с голландцами.

Совместное королевство Булеленг-Менгви процветало на протяжении большей части восемнадцатого века, но затем разделилось и передало верховенство Карангасему.

Карангасем начал восхождение к славе, воспользовавшись возможностью отстаивать балийские интересы на Ломбоке, пока Булеленг заботили завоевания на Яве.

Ломбок ускользнул от балийского контроля еще во времена Далема Ди Маде.

После этого Ломбок перешел под власть Сумбавы и Говы (Макассара). Иногда он подпадал больше под влияние одного, иногда другого, иногда обоих. Через эти государства Ломбок подвергся сильному исламскому влиянию.

Верховный раджа Ломбока обратился в ислам вместе с придворными.

При поддержке войск с Сумбавы и из Говы, раджа Ломбока попытался изгнать многочисленное балийско-индуистское население, уже проживавшее на острове.

Тем временем новой мусульманской власти на Ломбоке приходилось бороться с восстаниями среди воинственных сасакских племен, составлявших большую часть населения.

Карангасем решил, что эта ситуация способствует амбициям по возвращению Ломбока под балийский контроль. И спустя почти полвека периодических усилий эта цель была достигнута.

К середине семнадцатого века Ломбок был разделен между четырьмя слабыми маленькими королевствами, каждым из которых правил балийский принц, присягнувший на верность Карангасему.


Противостояние севера и юга

Согласно популярным балийским рассказам, после падения Маджапахита военачальники Гаджа Мада и Арья Дамар, сопроводили Бравиджаю, павшего императора Маджапахита, в Гелгел, чтобы восстановить королевский двор.

В знак признательности за его выдающиеся заслуги Бравиджая назначил Арью Дамара премьер-министром и выделил ему обширные земли.


рисовые поля в Табанане; фото gulfanafero

Арья Дамар получил пышную рисовую территорию на юге, которая тогда составляла регионы Табанан и Менгви, от которых позже отделились Бадунг и Бангли.

Гаджа Маде выдали большой, но не столь желанный центральный горный регион и прибрежные районы за его пределами, где сейчас находятся Булеленг, Карангасем и Джембрана.


современная Сингараджа, столица Булеленга

Заслуги Гаджи Мады в Балийской кампании были сочтены не особо заслуживающими внимания. Он проводил время в развлечениях, предоставив Арье Дамар сражаться в битвах.

Таким образом на Бали возникла зависть и соперничество двух разных групп правителей: правителей юга, происходивших от Арьи Дамара, и правителей севера, которые произошли от Гаджа Мады.

Потомки Гаджа Мады отказались от верности верховному правителю Дэва Агунг в середине восемнадцатого века.

Потомки Арьи Дамара продолжали отдавать дань уважения верховному правителю, вплоть до конца девятнадцатого или самого начала двадцатого века.

Перевод из книги "Краткая история балийского пиратства, рабства, опиума и оружия: история островного рая", Ханна Уиллард

Продолжение следует
Лера Мулина avatar
17/08/21
Упадок власти Дэвы Агунга

Упадок власти и престижа Дэвы Агунга настал примерно к 1750 году, когда произошла серия инцидентов, потрясших весь Бали.

Судя по старинным рассказам, раджа Карангасема был, мудрецом-аскетом с отвратительными физическими привычками и внешностью. Судя по свидетельствам очевидцев, он бывал настолько поглощен медитацией, что позволял своим экскрементам свободно падать, не заботясь о них.

Он нанес визит почтения в королевство Клунгкунг, в ходе которого он сильно шокировал и возмутил Дэву Агунга.

Когда раджа отправился домой в Карангасем, Дэва Агунг приказал устроить на него засаду и убить. Раджа был убит, а трое его сыновей попытались отомстить за смерть отца.

Они собрали армию и двинулись в Клунгкунг, чтобы осадить дворец верховного правителя. Но уважение к традициям удерживало их от убийства или свержения Дэвы Агунга или даже от присвоения большей части его царства.

Они провозгласили свою независимость и вернулись домой, чтобы править Карангасемом, не особо заботясь о власти Дэвы Агунга.

Старший брат, Густи Геде Нгурах Лананг, стал раджой. Он покорил Булеленг, где сделал раджой своего младшего брата, а затем Ломбок, который передал среднему.

С тех пор Карангасем, Булеленг и Ломбок чаще враждебно относились к Клунгкунгу, чем подчинялись ему.

Хотя стоит отметить, что во время балийско-голландских войн 1846-1849 годов и Карангасем, и Булеленг просили поддержки Дэвы Агунга и отвечали ему взаимностью.

Густи Геде Нгурах Карангасем (Gusti Gede Ngurah Karangasem), раджа Карангасема на рубеже девятнадцатого века стал выдающейся фигурой в истории Бали.

Однажды став хозяином Булеленга, Ломбока и сделав своих братьев правителями он добавил Джембрану в свои владения.

Карангасем оказывал давление и на другие королевства и вызвал всеобщее недовольство.

Булеленг вскоре успешно восстал против Карангасема в 1823 году и раджа Карангасема был вынужден бежать на Ломбок.

Там он построил новый дворец пури и попытался установить центральную власть над маленькими королевствами Ломбока, которые встретили его поражение на Бали как приглашение к неповиновению. В то же время он пытался заставить своих бывших вассалов на Бали снова признать его своим правителем.

Густи Геде Нгурах Карангасем сделал многое для создания островных и межостровных распрей, которые, по мнению голландцев, способствовали установлению западного правления.

Перевод из книги "Краткая история балийского пиратства, рабства, опиума и оружия: история островного рая", Ханна Уиллард

Продолжение следует