Палата представителей парламента Индонезии приняла в четверг законопроект о пересмотре налоговой системы страны в результате одного из самых поспешных обсуждений в современной истории законодательства страны.
Гармонизированный налоговый закон (HPP), ранее называвшийся Общим законом о налогообложении с внесенными в него поправками, повышает подоходный налог для богатых, увеличивает налог на добавленную стоимость (НДС) и отменяет предложение о снижении корпоративного подоходного налога.
Новый закон также вводит налог на выбросы углерода, второй период налоговой амнистии и план по замене идентификационных номеров налогоплательщиков (NPWP) на номера удостоверений личности (NIK) для упрощения контроля.
Правительство ожидает, что изменения приведут к увеличению государственных доходов до того, как страна восстановит бюджетный дефицит в размере 3% от валового внутреннего продукта (ВВП) в 2023 году. В прошлом году законодатели сняли это ограничение, чтобы покрыть более миллиарда долларов расходов на борьбу с COVID-19.
Принятие гармонизированного налогового закона знаменует собой второе использование правительством метода "комплексного закона" (“omnibus law”), когда один законодательный акт пересматривает сразу несколько других.
Новый налоговый закон вносит поправки в Закон об общем налогообложении, Закон о подоходном налоге, Закон о НДС и Закон о гербовых сборах.
Восемь из девяти партий в Палате представителей согласились принять закон, а Партия процветающей справедливости (PKS) воздержалась от его поддержки.
Министр юстиции и прав человека Ясонна Лаоли заявил, что новый закон - важная составляющая усилий страны по налоговой реформе, которая, как надеются сторонники, приведет к росту ВВП, ускорению восстановления экономики и увеличению государственных доходов.
"Пандемия COVID-19 дала возможность ускорить процесс налоговой реформы, чтобы реорганизовать налоговую систему Индонезии, перенять передовой опыт и социальную динамику на будущее", - сказал Ясонна на заседании.
Обсуждение законопроекта официально началось 22 июня, когда президент направил в палату письмо по этому поводу. Законодатели начали обсуждения на первом уровне 13 сентября и одобрили законопроект 29 сентября на закрытом для публики заседании. Законодатели также не допустили до публичного рассмотрения законопроекты от июня и начала октября.
В ходе обсуждения правительство внесло в законопроект несколько изменений. Первоначальный проект, например, собирался ввести 12-процентный НДС с момента принятия закона, а также альтернативный минимальный налог для убыточных компаний, многие из которых обвинялись в фальсификации убытков для уклонения от уплаты налогов.
В принятой версии закона НДС будет постепенно увеличиваться до 12 процентов, а альтернативный минимальный налог отменен.
Ключевые детали Гармонизированного налогового закона (HPP)
Описание | Первый вариант | Второй вариант и принятый закон |
Налог с доходов корпораций | 20% | 22% |
Налоговая амнистия (ставки для старых активов) | 15% на репатриированные средства (12,5% при реинвестировании), нет резерва на невозвращаемые средства | 8% на репатриированные средства (6% при реинвестировании), 11% на нерепатриированные средства |
Налоговая амнистия (ставки на новые активы) | 30% на репатриированные средства (20% при реинвестировании), без резерва на репатриированные средства | 14% на репатриированные средства (12% при реинвестировании), 18% на нерепатриированные средства |
Минимальный налог на выбросы углерода | 5,25 доллара США за метрическую тонну CO2 | 2,1 доллара США за метрическую тонну CO2 |
Налог на добавленную стоимость (базовая ставка) | 12% к 1 апреля 2022 г. | 11% к 1 апреля 2022 г .; 12% к 1 января 2025 г. |
Персональный подоходный налог | Ставка налогооблагаемой прибыли до 50 миллионов рупий составляет 5% | Ставка налогооблагаемой прибыли до 60 миллионов рупий составляет 5% |
Альтернативный минимальный налог | 1 процент от валового дохода | Удален |
Идентификационный номер налогоплательщика | NPWP в соответствии с действующим законодательством | номер удостоверения личности NIK |
Экономист банка Пермата Джошуа Пардеде пояснил, что новый закон может помочь сократить налоговый дефицит в следующем году, поддержать бюджетную консолидацию страны и обеспечить финансовую устойчивость в долгосрочной перспективе. Однако экономист предупредил, что повышение НДС, среди прочего, может работать против восстановления экономики.
"Повышение НДС отразится на повышении цен на товары и услуги, поэтому это может помешать восстановлению покупательной способности домохозяйств в первые один или два квартала после внедрения", - сообщил Джошуа в интервью The Jakarta Post в четверг, добавив, что правительство должно компенсировать этот эффект улучшением социальной помощи.
Некоторые наблюдатели отметили неожиданную поспешность принятия закона, особенно потому, что Министерство финансов, получившее высшую награду от Центральной информационной комиссии (KIP) за раскрытие общественной информации в течение восьми лет подряд, начиная с 2013 года, считается одним из самых прозрачных в стране.
Исследователь Индонезийской законодательной службы (Formappi) Люциус Карус сообщил, что для Палаты представителей было "странным" закончить обсуждение закона в течение нескольких недель. Обычно на это уходили месяцы или даже годы.
Закон о создании рабочих мест (Job Creation Law), ориентированный на бизнес, и новый Закон о горнодобывающей промышленности (Mining Law) проходили такие же поспешные обсуждения и отличились недостаточной прозрачностью. А работа над общественным законопроектом о защите данных и искоренении сексуального насилия откладывалась несколько раз.
"Это ненормально. Палате представителей часто требуется много времени, чтобы завершить рассмотрение законопроекта", - подчеркнул Люциус. "Это [изменение] было сделано намеренно, и было подготовлено быстрое обсуждение, чтобы у общественности не было времени для комментариев или критики".
Секретарь Индонезийского фонда потребителей (YLKI) Агус Суятно (Agus Suyatno) и генеральный секретарь Индонезийского форума по прозрачности бюджета (Fitra) Мисбах Хасан (Misbah Hasan) согласились с критикой непрозрачности процесса.
"Нормально [в этих обстоятельствах] с подозрением относиться к тому, действительно ли закон отвечает интересам общества или только интересам политических партий", - заявил Мисбах.
Агус отметил, что предложение о введении НДС на некоторые основные продукты питания, а также на образовательные и медицинские услуги было встречено возмущением общественности, поскольку многие ожидают, что новая политика приведет к росту цен.
"На практике закон затронет широкую общественность. Когда есть политика или закон, касающиеся общества в целом, предполагается, что они должны быть четко разъяснены общественности", - заявил секретарь Индонезийского фонда потребителей.
Источник (thejakartapost.com/paper/2021/10/07/house-hastily-passes-overhauled-tax-law.html)
Налоговое резиденство РФ как ИП + жизнь по соц визе на бали
Все о налогообложении в Индонезии
Есть ли налоговые льготы для иностранных граждан?
Резидентство в Индонезии и налоги
Вы можете добавить его прямо сейчас!