Неожиданную закономерность заметили владельцы балийских отелей и гостиниц: по статистике, туристов на острове с каждым месяцем становится всё больше, а постояльцев у них - всё меньше. Особенно заметно падение заполняемости в районе Нуса Дуа. Там количество свободных номеров увеличилось на 10-12 процентов.

Профессор Тьок Ока Артха Ардхана Сукавати (Tjok Oka Artha Ardhana Sukawati), председатель Ассоциации индонезийских отелей и ресторанов (PHRI) на Бали, озвучил четыре причины, по которым туристы больше не спешат в гостиницы:
- Бали — это хаб, а не цель. Всё больше путешественников используют остров как перевалочный пункт. Их настоящие цели — Гили, Комодо и другие места назначения, до которых удобно добираться через “остров богов”.
- Круизники ночуют на воде. После реконструкции порта Беноа сюда стало заходить больше лайнеров. Туристов много, но они остаются ночевать на борту кораблей. Отели им просто ни к чему.
- Госзаказа больше нет. Раньше госструктуры часто проводили на Бали конференции, деловые встречи и выставки, но теперь, после введения режима жёсткой экономии, таких событий стало меньше. А вместе с ними — и доходов у больших отелей.
- Нечестная конкуренция. Рынок заполонили виллы и гостевые дома, в том числе принадлежащие иностранным инвесторам. Они переманивают клиентов, и не всегда работают легально. Некоторые не платят налоги, а значит, не регулируются как официальные гостиницы.
Наибольшее недовольство у местных отельеров вызывает последний пункт, а именно приток иностранных инвесторов. Те скупают землю, строят виллы и зачастую запускают бизнес без нужных лицензий. Это стало серьезной проблемой, особенно для небольших гостиниц.
"Они контролируют рынок, подключены к международным платформам, а местные предприниматели теряют клиентов", — говорит Сукавати.
На этом фоне в Джакарте и на Бали уже обсуждают волну возможных увольнений в сфере гостеприимства. По данным Торгово-промышленной палаты Индонезии (KADIN), до 70% владельцев отелей и ресторанов рассматривают возможность сокращения персонала. Причина — резкое снижение доходов.
"Да, это связано с политикой Президента Прабово по сокращению расходов. Всё ради эффективности, но страдают гостиницы, рестораны и туризм в целом", — признал глава KADIN Анин Бакри.
И всё же проблемы коснулись пока не всех районов. Например, владельцы отелей в Сануре и Убуде говорят, что у них ситуация остается стабильной. Кто-то адаптируется: во время отсутствия госзаказов, переходит на работу с частными клиентами, фокусируется на локальном рынке, запускает новые форматы отдыха. Некоторые, как владелица одного из отелей в Кинтамани, признаются: массовых увольнений не было, но сотрудники сами уходят — едут работать за границу или на круизные лайнеры.
"Люди хотят стабильности и большей зарплаты, поэтому ищут работу за пределами Бали", — объясняет владелица бизнеса Айю Сарасвати.
Бывший министр туризма Сандьяга Уно успокаивает, он считает, что поводов для паники нет. По его данным, налоговые поступления от отелей и ресторанов не снижаются. Просто меняется формат — туристы всё чаще бронируют жильё через цифровые платформы, выбирают частные виллы, живут дольше, но тратят иначе. Под это и предстоит подстроиться тем отельерам, которые хотят сохранить свой бизнес на острове.
Источники: Kompas, Bali express.