Будучи гостями на острове Бали, большинство отмечают в числе прочего многообразие культуры и её разносторонность. В основном знакомство туристов происходит с живописью, музыкой, танцами и театральными представлениями. Но есть в Индонезии и кинематограф. И о нем есть, что рассказать.
История кинематографии в Индонезии насчитывает больше века, и за это время некогда увлечение энтузиастов переросло в настоящую индустрию со своими блокбастерами и звёздами. Для удобства мы разделили на ключевые этапы и кратко описали для вас основные вехи в истории развития киноискусства от колониального периода до наших дней.
Голландский Колониальный период (1900-1941)
Индонезийский зритель увидел первые картины в период голландской колонизации в далёком 1900 году. В тот же период уже был снят первый немой документальный фильм о путешествии королевы и короля Нидерландов в Кебон Дже, Танах Абанг. В течение следующих двух с половиной десятилетий фильмы из Америки и Китая начали то и дело поступать в Индонезию. В 1926 году здесь началось производство собственного фильма «Лотоенг Касароенг» Г. Крюгера и Л. Хеувелдорпа. Несмотря на то, что его сняли немцы и голландцы, этот фильм кинокомпании NV Jaya Film Company в Бандунге считается первым художественным индонезийским фильмом, поскольку в нем показана оригинальная аутентичная история. Местное кинопроизводство и кинопотребление росло по мере того, как развивались экономики таких стран как Китай и Индия. На данный момент можно сделать вывод, что корнем кинопроизводства Индонезии в отличие от большинства других государств, легло скорее социально-экономическое, а не социокультурное побуждение. Причина в том, что в отсутствие собственных режиссёров кино снимали приезжие авторы со своим виденьем и понимаем государства, при этом, конечно, будучи совершенно неспособными раскрыть важные для общества темы. Наличие некоторых местных актеров и сюжетов, взятых из общей культуры Индонезии, не сильно сказывалось на оторванности тех картин от забот общественности в целом.
Японский колониальный период (1942-1945)
В эпоху японского правления в индонезийском кино наблюдались чрезвычайные и порой жестокие культурные репрессии. В тот период были разрешены только пропагандистские фильмы, прославляющие величие милитаристской Японии, вместе с тем в Индонезию для всех иностранных фильмов въезд был строго запрещен. В тот период зритель мог довольствоваться лишь уже снятыми японцами и допущенными к показу индонезийскими фильмами.
Период независимости 1945-1949 гг.
Как вы знаете, данный период прошёл под знаком войны за независимость Индонезии от Нидерландского влияния. В самом начале войны голландская компания Pacific Corporation была преобразована в Национальный киноцентр (PFN). Была создана Индонезийская ассоциация кинохудожников (Парфи). К сожалению, в те времена развитие киноиндустрии не получило резкого толчка. Для этого требовались действия, непосредственно способствующие стимулированию роста индонезийской кинопромышленности, такие как прямое спонсирование различных проектов. В результате конкуренция стала несбалансированной, иностранные фильмы наводнили Индонезию, в то же время собственное производство еще было недостаточно развито.
Период 1950-1959 гг.
Данный период в индонезийском кино охарактеризовался работой новоиспеченных специалистов жанра, некоторые из которых являлись обладателями специального образования и являлись членами организаций кинохудожников. 30 марта 1950 года Усмар Исмаил основал Индонезийскую национальную кинокомпанию (PERFINI), его первой постановкой стал фильм «Darah dan Doa (Кровь и молитвы)».
30 марта традиционно отмечается Национальный день кино. Фильм Усмара Исмаила «Кровь и молитва» — первый фильм, снятый индонезийцем и произведенный его собственной компанией.
23 апреля 1951 года Компания художников Республики Индонезия (PERSARI) под руководством Джамалуддина Малика официально основала киностудию, концентрируя под своим крылом актёров и специалистов кино и театра. Производство отечественных фильмов увеличилось и достигло пика в 1955 году, когда было выпущено 59 фильмов.
Осознавая важность продвижения фильмов в 1955 году были созданы Ассоциация индонезийских кинопредпринимателей (GPBSI) и Индонезийская ассоциация кинопрессы (PERPENI). В том же году впервые был проведен Фестиваль индонезийского кино (FFI).
Большое влияние оказывала на местное кино в культурном плане оказывала Индия, уже в 1959 году индийские фильмы начали появляться в индонезийских кинотеатрах и сразу полюбились местной публике.
Период 1960–1969 гг.
Шестидесятые были наполнены потрясениями, поскольку совпали с периодом небывалого влияния КПИ (коммунистическая партия Индонезии) как новой общественной силы. Кроме того, сторонниками партии предпринимались решительные действия, такие как бойкот фильмов, которые, по их мнению, были «агентами» американского империализма. В 1964 году количество кинотеатров резко сократилось из-за поджогов. Восстание G30S (Движе́ние 30 сентября́) также усугубило и без того непростую ситуацию. Пик неопределенности пришёлся на 1966 год, парализовав производственную деятельность во многих областях экономики.
Период 1970–1990 гг.
В 1970 г. индонезийская киноиндустрия начала оправляться от сотрясений и наконец показала относительный рост. Производство фильмов достигло скромных 19 картин, но это было больше, чем в 1969 году, когда было выпущено всего 11 фильмов. В этот период технология кинопроизводства и киноиндустрия развивались довольно стремительно по всему миру. Расцвет «Нового Голливуда» и даже «Эпоха блокбастеров» стали всё сильнее влиять на и местный кинематограф. Фильм Tjoet Nja' Dhien, получивший в 1988 году национальную кинематографическую премию Citra Awards, стал также первым индонезийским фильмом, выбранным для показа на Каннском кинофестивале.
В 1990-е годы произошел очередной спад индонезийского кинопроизводства, настал худший период со времени возрождения в начале 1970-х годов. На это повлияли многие факторы, такие как развитие частного телевидения, несовершенство системы управления кинокомпаниями и небывалая конкуренция с зарубежными фильмами. Последнее, в свою очередь, было обусловлено возобновлением импорта зарубежных фильмов в Индонезию, особенно из США и Гонконга. Количество местных кинолент сократилось до тревожной отметки и к 1999 году составляло лишь 7 картин за год.
Период 2000-настоящее время
Настоящий же ренессанс в Индонезийском кинематографе начался после президентства Сухарто. Религиозные, расовые и сексуальные доселе табуированные проблемы стали всё чаще освещаться в широком прокате. В 2000 и 2001 годах было сняло только по 6 фильмов, тогда как в 2002 их насчитывалось уже 10.
Выход в 2008 году фильма «Ayat-ayat Cinta» («Стихи о любви») режиссёра Ханунга Брамантьо, — мелодраматической истории «на стыке» традиционного ислама и современной романтики, — способствовал привлечению в кинотеатры страны мусульманской аудитории.
В 2009 году компания Infinite FrameWorks выпустила свой первый полнометражный анимационный фильм «Песня рассвета» («Meraih Mimpi» на индонезийском языке). Несмотря на участие иностранцев, фильм был практически полностью индонезийского производства, все художники и дублёры — индонезийцы, включая таких знаменитостей как Гита Гутава, Сурья Сапутра, Паттон и т.д.
В 2012 году появился ряд индонезийских фильмов, получивших международное признание, таких как «Raid:Redemption», «Modus Anomali», «Dilema», «Lovely Man», «5 cm», «Java Heat» и т. д.
В настоящее время индонезийское кино активно развивается, применяя всё более современные и совершенные технологии. К сожалению, большинство кинолент по сей день остаются без международного перевода и озвучки, оттого мы с вами редко можем насладиться местным киноискусством.
Тем не менее, для ознакомления с индонезийским киноискусством рекомендуем вам посмотреть фильмы “Рейд” (2011 и 2014 годов) и “Любовные стихи” (2008).
Вы можете добавить его прямо сейчас!