Ежегодно в феврале и в марте на острове Сумба проходит фестиваль Пасола: древняя ритуальная военная игра. Мужчины в традиционных костюмах сходятся в поединках на лошадях, чтобы во славу богов Марапу на землю пролилась кровь, на которой вырастет новый урожай.
Фестиваль проходит в окрестностях деревень Коди, Ламбоя и Ванокака (Kodi, Lamboya, Wanokaka). На склонах близлежащих холмов собираются тысячи людей. Это очень красочное и азартное шоу, для многих здесь — главное событие года, к которому готовятся месяцами. Хотя последние годы Пасола проходит без жертв, традиция предписывает воинам сражаться отчаянно, не жалея себя или противников, ведь главная цель, мечта и почётная обязанность каждого — напоить землю своей кровью и тем оплодотворить её.
Пасола продолжается несколько дней, заполненных ритуальными мероприятиями и торжественными церемониями. Это единственное время, когда туристы могут посетить уникальные древние воинские захоронения эпохи мегалитов и увидеть женский танец скорби по павшим. Помимо этого во все дни фестиваля проходит несколько десятков шаманских церемоний с песнопениями, танцами и мистическим трансом. По вечерам во всех деревнях начинается грандиозный пир, для которого забивают сотни буйволов и свиней, которых потом запекают на гигантских кострах.
Предварительный график фестиваля Пасола в 2017 году:
- 18 февраля — деревня Ламбоя, Сумба Барат / Lamboya, Sumba Barat;
- 18 февраля — деревня Хомба Калайо, Сумба Барат Дайя / Kampung Homba Kalaiyo, Sumba Barat Daya;
- 20 февраля — деревня Бондо Кавангу, Сумба Барат Йайа / Kampung Bondo Kawangu, Sumba Barat yaya;
- 21 февраля — деревня Рара Виньо, Сумба Барат Дайя / Kampung Rara Winyo, Sumba Barat Daya;
- 17 марта — деревня Малити Бондо Атэ, Сумба Барат Дайя / Kampung Maliti Bondo Ate, Suma Barat Daya;
- 18 марта — деревня Вайха, Сумба Барат Дайя / Kampung Waiha, Sumba Barat Daya;
- 20 марта — деревня Вайнупу, Сумба Барат Дайя / Kampung Wainyapu, Sumba Barat Daya;
Высоко на горе на крыше монументального захоронения эпохи мегалитов три шамана сидят со скрещенными ногами и смотрят на залитую лунным светом долину. Они поют. Медленное глухое завывание растворяется в предрассветной тишине. Это ежегодный призыв к духам Ниале, которые проявляются в виде морских червей и осьминогов и кишат у берегов Сумбы, крошечного острова в Восточной Индонезии. Когда они придут, шаманы узнают, будет ли следующий год плодородным. Эта церемония — центральный элемент в ритуальном годовом цикле, который несколькими часами позже завершится кровавым конным сражением жителей деревни друг с другом.
Народ Сумбы искушен в гадании, поскольку они по-прежнему чтят свою многовековую культуру жертвоприношений. Они читают знаки в выпотрошенных внутренностях кур и собак и ритуально забивают свиней, буйволов и лошадей, чтобы их мёртвые предки были обеспечены домашним скотом в загробной жизни. И они проливают кровь друг друга в клановых войнах и ритуальных сражениях с таким же энтузиазмом.
Им принадлежит одна из последних мегалитических культур на земле; мертвые проживают среди живых в гигантских каменных гробницах, богато украшенных эзотерическими символами. Анимистическая система убеждений Марапо процветает, будто и не было никакой современной цивилизации, и именно поэтому сумбийцы не боятся смерти: они воспринимают её как дверь в вечность, где их ждут предки.
Церемонии Пасола проходят каждый год в феврале и в марте. Это пьянящее сочетание мистического возбуждения, жертвенности и ритуального насилия на фоне избытка еды, пальмового вина и доступности женщин. Тысячи людей стекаются ночью на пустынный пляж для матчей Паджура — индонезийского бокса без правил. Руки бойцов обернуты жесткими пальмовыми листьями с колючками по краям, больше на них ничего нет. Они лупят друг друга под звук дыхания толпы при свете ослепительно белой луны и миллиардов звёзд. Фонари и любое неестественное освещение строго запрещены. Носы разбиты, черепа проломлены, но как только занимается рассвет, все садятся на песок и поют старинные, завещанные предками песни о мире.
После того как шаманы увидели духов, начинается бой Пасола. Два ряда бойцов по пятьдесят человек в традиционных головных уборах, вооруженные целой охапкой деревянных копий, на обученных боевых конях в шикарном убранстве с воплем несутся стенка на стенку, как на рыцарском турнире, как на настоящей войне. Когда уже кажется, что столкновение неизбежно, что сейчас будет не меньше сотни трупов, всадники резко осаживают лошадей и бросают друг в друга копья, разворачиваясь на ходу.
Искусство и манёвренность наездников удивительны — они ездят на бешеной скорости без седла и с полным наклоном, сжимая верёвочные поводья в одной руке и копья в другой. Лучшие из них способны не только уклониться от вражеских снарядов почти не пошевелившись, не опуская головы, только за счёт своего искусства управлять лошадью, но и с показной беспечностью ловить копья в воздухе, чтобы отправить их назад. Тем не менее, многие участники получают серьезные травмы или падают с лошадей, к радости своих противников.
Но в этом и есть смысл. Кровь поёт сладкие песни для истинного сумбийца. Без крови жертвы рис не может расти, как не может расти без воды и солнечного света. Умереть на поле боя — большая честь и подарок всему обществу.
Тем не менее, как ни странно, смысл фестиваля не в насилии, а в мире. Все клановые конфликты решаются в бою Пасола. Есть версия, что эта военная игра была придумана как альтернатива бесконечным междоусобным войнам, чтобы население не истребило себя окончательно. В игре есть строгие правила, например, запрещается бить в голову или наезжать на упавшего противника.
Несмотря на то, что сумбийцы верны своим ритуалам и традициям, мир вокруг них меняется. Сумбу рекламируют как следующий алмаз в туристической короне Индонезии, золотая лихорадка уже началась. Многие предсказывают, что этот крошечный остров, о котором мало кто слышал — наше следующее Бали. Возможно, шаманы уже видели предзнаменования...
Шаманы Ратус проводят ночную церемонию перед началом фестиваля. Хотя местное население давно и успешно крестилось, шаманы по-прежнему имеют большое влияние, прогонять их никто и не думает. Ещё бы! Иисус, конечно, любит всех, но за урожай отвечают местные духи, и их надо задабривать.
***
Перед рассветом шаманы выходят к океану и молятся о хорошей погоде и хорошей рыбалке. Шутки шутками, но результат шаманской молитвы проявляется наглядней некуда: к берегу подплывают тысячи осьминогов, моллюсков и морских червей. Жители ближайших деревень будут ловить их всё утро
***
Как обычно заведено в большинстве древних патриархальных культурах, женщины не допускаются к участию в войне. Им остаётся вдохновлять участников и проводить ритуалы для предков.
***
Предварительный смотр участников: проверка решимости, нарядности и оружия.
***
Прежде чем выезжать на поле боя, участники разогревают лошадей.
***
Звёзды шоу готовятся в специальных общинных домах, где многочисленные ассистенты и фанаты помогают, чем могут, и поднимают боевой дух.
***
Те, кто не отличился в прошлых боях, должны делать всё сами.
***
После шаманов в дело вступают католические священники. На Сумбе, как и на большинстве соседних небольших островов, все священники — женщины. Их готовят в католическом университете на Амбоне. По странной логике, мужчины-священники раздражают паству, а женщины — нет. Культ матери, свойственный большинству древних культур, помог местным жителям кое-как смириться с католичеством.
***
Этот мужчина не просто звезда шоу, он — Мадонна, Стинг и Барак Обама этого фестиваля. На его счету сотни "убитых" врагов и меньше всего падений. В этом году он снова будет первым, кто бросит копьё и тем начнёт бой.
***
Звёзды поменьше калибром зарабатывают любовь публики, уж кто как может.
***
Сразу после первого ритуального броска на поле начинается столпотворение, смешались в кучу люди, кони. Молодежь хочет успеть показать себя, прежде чем в бой вступят опытные воины.
***
Глядя на это мельтешение трудно поверить, что бойцы каждой стороны действуют по определённой тактике, как футболисты.
***
Последние годы фестиваль проходит без жертв, правительство Индонезии запретило убивать по-настоящему, за этим следят полиция и отряд войск спецназначения с автоматами. Но кровь должна пролиться, в этом весь смысл! Чем больше травм, тем лучше для урожая.
***
Второй этап, на котором подключаются опытные бойцы и добивают молодежь. После того, как молокососов удалят с поля, начнется настоящая большая игра: искусство управлять лошадью в бою, метать копьё и загнать лошадь противника.
***
Рёв толпы, удачный бросок, сладкий вкус победы над врагом.
***
"Погибшие" уходят с поля, им нужно успокоить лошадей и смириться с поражением.
***
Пока сидишь на лошади и можешь метнуть копьё — остаёшься мужчиной и воином.
***
Третий этап, когда битва пошла всерьёз. Зрители довольны, скоро польётся кровь.
***
Внезапно всадники организованно покидают поле, конный бой окончен и начинается свалка. Сами бойцы тоже соскакивают с лошадей, оставляют их помощникам и бегом возвращаются на поле. Участники и зрители охвачены боевым безумием, древние традиции требуют крови. Многие вооружены настоящими ножами и мачете. Через пару минут вмешается армия и полиция, но остров успеет напиться крови.
***
Когда бои закончатся, придёт время пира. Мужчины готовятся забивать буйволов и свиней.
Сумба только недавно появилась на туристической карте мира. До нее можно добраться с Бали за час с небольшим на маленьком самолёте с пропеллерами, АэрАзией с пересадкой на Сумбаве или на пароме.
Туристические объекты всё ещё находятся в зачаточном состоянии. За исключением одного роскошного курорта в южной части острова и нескольких очень простых гестхаусов, туристического жилья на острове нет. Баров и магазинов нет, а после заката общественная жизнь замирает.
Если уж ехать, то не только ради войны, но и ради пляжей, экскурсий, покупок и любви к приключениям.
***
Шаманы зачерняют половину лица, будто их без этого незаметно :)
***
Один из участников не терял времени напрасно, а заранее подготовил вызывающий ярость, приводящий к победе амулет.
***
Обычный деревенский дом для семьи человек на двадцать. Сумбанцы не большие любители перемен и не меняют бытовых привычек последние две тысячи лет.
***
Сумба единственное в мире место, где с каменного века сохранилась мегалитическая культура, и уж тем более единственное, где она продолжается.
***
Задание на логику: попробуйте угадать, какие из животных на картинке считаются съедобными?
***
Отец одного из молодых участников
***