28 августа маэстро стиля Александр Васильев покажет на Бали свой моноспектакль “Тайны модных домов”. Он расскажет закрученные и местами детективные истории создания великих брендов. Зрители смогут узнать удивительные и скрытые от широкой общественности факты из жизни Кристиана Диора, Коко Шанель, Джанни Версаче, Ив Сен Лорана и других мастеров, которые были не только талантливыми модельерами, но еще и смелыми предпринимателями.
Кому точно стоит прийти на эту встречу? Почему Александр Васильев не планирует пополнить свою коллекцию балийскими экспонатами? Что историк моды с мировым именем советует носить тем, кто живет на острове, и как после работы в программе “Модный приговор” изменилось его отношение к женским образам? Накануне своего приезда на райский остров Александр Васильев дал эксклюзивное интервью БалиФоруму.
Александр Васильев: Я бывал у вас на острове, думаю, в 92-ом или 93-ем году, и с тех пор не приезжал. Я слышал, что остров очень застроился, очень изменился и очень много там живет эмигрантов из России, которых почему-то принято сейчас релокантами называть. Может, потому что они там надолго не задерживаются…
В мою эпоху было больше всего экспатов из Австралии. На каждом шагу я видел много зелени, обезьян и храмов. Мне, конечно, всё это очень понравилось. Прилетал я тогда из Сингапура, где работал довольно долго в балетной компании - два спектакля оформил.
Жизнь меня забрасывала часто в эти части света. Одно время я жил в Гонконге, бывал часто в Макао, в Таиланде, часто ездил с выставками в Австралию. Я показывал там свои коллекции и вскоре опять лечу туда с выступлениями. Как раз в конце августа я буду в Мельбурне и в Сиднее, до этого я побываю в Новой Зеландии, потом в Сингапуре и потом у вас на Бали, где меня ждет очень интересное выступление. Я счастлив, что публика так благосклонно отнеслась и записывается хорошо на этот концерт.
БФ: Могу предположить, что после 30-летнего перерыва вы Бали не узнаете. У Вас вообще будет время здесь как-то осмотреться, погулять?
Александр Васильев: Особенно нет, потому что гастрольный график очень у меня тяжелый. После Бали я сразу улетаю на Пхукет, там на другой концерт надо успеть, после этого я лечу в Европу через Стамбул и у меня выступление в Варшаве в Польше.
Кто-то скажет: “Везет ему! Весь мир объезжает, всё видит”. А осмотреться не всегда получается, и не потому что я ленивый. Я рано встаю, достаточно поздно ложусь, не пью, не курю, у меня нет дурных привычек. Я активно люблю путешествовать, поэтому, в любом случае, сколько смогу, я увижу, встречусь со своим племянником Митей Толкуновым. Он живет у вас на острове два года и у него есть ресторан в районе Чангу. Я буду очень-очень рад увидеть его.
Вообще-то, я очень люблю старину. Наверное, на острове ее немного осталось, но, может быть, какие-то храмы увижу, какие-то скульптуры. А современностью меня лично трудно привлечь, только потому, что она очень быстро выходит из моды. Я не люблю, когда всё сильно меняется. Я люблю возвращаться туда, где мне всё знакомо.
БФ: А с точки зрения истории моды, есть какой-то интерес к этому острову? Все-таки здесь такая своеобразная культура.
Александр Васильев: Есть! Ну, во-первых, у вас очень красивые короны, маски, саронги, танцы. Мне очень интересно будет что-то посмотреть. Я бы сходил в какой-то музей традиционной одежды, просто она часто не очень старинная. Объясню: вы живете в тропиках, даже ближе к экватору и поэтому постоянная влажность и жара разрушают текстиль. Никогда в таких странах ничего для моих коллекций не находилось - всё было разрушено временем. Сохраняются только какие-то украшения.
Кстати, я лично знаком с индонезийской принцессой, она эмигрантка в Голландии, естественно, это же была голландская колония. И она мне подарила корону с острова Суматра, которая принадлежала её семье. Это, конечно, копия. Я понял, что один из ее родственников занимается такими копиями. Но я ее даже выставлял в Женеве в Швейцарии, в музее искусства.
Я бы, конечно, хотел когда-нибудь съездить на остров Тимор, который тоже сейчас часть Индонезии, а раньше принадлежал португальцам. Это был даже несколько такой ссыльный и спорный регион, но там сохранились португальские старинные церкви эпохи барокко. Так как я очень неравнодушен к европейской барочной архитектуре XVII века, тем более колониальной, я бы туда когда-нибудь съездил. Особенно, если кто-то из читателей подскажет мне, как туда лучше всего добраться, посоветует места.
Тем более, сдается мне, что если хорошее выступление у нас будет и пройдет всё успешно, то местные дамы (а ко мне приходят в основном дамы) сплотятся и организуют еще одно. Может быть через год. Чаще не надо, я могу приезжать и каждые два месяца, просто никто не будет ходить. Скажут: “Васильев нам всем надоел”. А так время от времени приехал, рассказал про моду, порадовал их чистым русским языком да еще и юмором. Конечно, это всегда нравится. Я в этом совершенно уверен. А знаете почему? Опыт большой.
БФ: Кому бы вы посоветовали прийти на эту лекцию-спектакль в первую очередь? Это актуально только тем, кто как-то погружен в искусство, в моду или более широкому зрителю может быть тоже интересно и полезно?
Александр Васильев: Всем тем, кому не чужда европейская цивилизация, кто любит Францию, Италию, потому что больше всего я буду рассказывать о судьбе Кристиана Диора, Коко Шанель, Эльзы Скиапарелли, Пьера Кардена, Ив Сен Лорана, Джанни Версаче. Это гении очень успешного бизнеса и гении моды, создавшие каждый свой особенный стиль в XX веке.
У нас другой век, XXI, но на стилистику ретро мы постоянно опираемся в кинообразах, телевизионных образах, в образах современного прет-а-порте (готовой одежды), потому что все дамы хотят быть чуточку гламурнее, чем они есть. Дело в том, что сегодняшняя мода стирает гендерные различия. Унисекс уже победил в обуви - все перешли на кроссовки, и это разрушило женскую стопу. Если раньше женщина старалась ходить в узкой обуви и иметь хотя бы минимальный каблук, то сегодня каблук - это дело прошлого, какая-то архаика, которая осталась только для юбилеев, концертов, каких-то выступлений.
Конечно, вся стилистика прошлого очень крепко обосновалась в подвенечных нарядах и каждая невеста не хочет в спортивном стиле выходить замуж, ей не нравятся какие-то велосипедки для этой церемонии, ей хочется белое платье, фату. Поэтому это тоже очень интересно.
И потом, судьбы, о которых я буду вам рассказывать, очень детективны. Они часто связаны с такими политическими или даже интимными тайнами, о которых не пишут. Это же не исследование с сайта. Я историк моды, который изучает её очень много лет, скажу вам честно, полвека, поэтому мне есть, чем поделиться. Я живу во Франции с 1982 года, я обладатель крупнейшей в мире частной коллекции костюмов. Я никогда не вывозил ее в Индонезию, но часто приезжал с ней в Гонконг, Токио и трижды в Австралию. Планирую сделать в январе снова выставку в Гонконге, и я очень буду рад, если от экспатов с Бали тоже поступит такое предложение.
БФ: Говоря о великих модельерах, вы подчеркиваете, что они не только гении моды, но и гении бизнеса. Значит ли это, что предпринимателям из других сфер эта встреча тоже может быть полезной?
Александр Васильев: Конечно, бизнес очень важен. Мода – это не искусство, это вид коммерческой деятельности. И только те, кто понимает, что результат должен коснуться, в первую очередь, вашего банковского счёта (в хорошем смысле, а не в отрицательном), будет в выигрыше. Мода – это постоянные успешные продажи. Посмотрите на супер миллиардера владельца ZARA, посмотрите на супер миллиардера, ушедшего недавно, Пьера Кардена, посмотрите на Джорджо Армани, на Бернара Арно, владельца LVMH и других владельцев знаменитых брендов, таких как Chanel или Calvin Klein. Это люди, которые действительно могут себе позволить всё. Они сделали из своего бизнеса процветающее империи.
Важно, чтобы после вас остался не только след стиля, не только флёр элегантности, но не оставалось бы долгов. Я очень сожалел о кончине двух российских коллег моих и хороших знакомых Вячеслава Зайцева и Валентина Абрамовича Юдашкина. Оба умерли должниками. Так не должно быть. Бизнес моды должен приносить деньги, а не вводить вас в расходы. Это очень неправильная коммерческая политика.
И к сожалению, многие молодые девочки, которые стремятся заняться модой, никогда об этом не думают. Им нравятся дефиле, им нравятся цветы, им нравится шампанское. Они не понимают, что это удар по кошельку, в первую очередь, их мужчин или каких-то других спонсоров. Эти девушки не имеют ни бизнес-образования, ни технического, то есть они не умеют рисовать, не умеют шить, но, как они считают, у них классный вкус. Вместо того, чтобы стать просто стилистом, куда вкладываться не надо и можно помогать кому-то создавать образы из готовой одежды, они идут на такие сложные операции, как создание коллекции, отшив их на фабриках, производствах.
Редко кому удается продержаться больше двух лет в моде, а слава начинается после 10 лет работы. Представляете, сколько надо отработать, чтобы добиться этого успеха. Это значит, что нужно создать 20 коллекций - по две в год. И, возможно, тогда на вас обратят внимание как на интересный перспективный проект.
БФ: После спектакля у вас запланированы автограф-сессия и фотографирование с гостями. Интересно, обращаете ли вы, как маэстро стиля, внимание на то, в чем человек подходит, как он одет? И если да, то что надеть, чтобы Александр Васильев сказал: “Это хорошо, это мне нравится”.
Александр Васильев: Дело в том, что на протяжении долгих лет, почти 14-ти, я работал на “Первом канале” в России, вел программу “Модный приговор”. Мне приходилось каждый день оценивать в подробностях образы женщин. Честно говоря, я от этого немного устал. Поэтому, я вам скажу правду, я редко рассматриваю наряды.
Со мной фотографируется обычно больше 100 человек, это поток. Иногда я отличаю цвета, иногда отмечаю прически, очки. Но всё рассмотреть не могу, потому что очередь ко мне всегда.
Мне достаточно много лет, 65. Я не могу сказать, что я стройняшка первого сорта, поэтому я никого не журю за вес и за рост. Конечно, мне будет приятно увидеть людей с улыбкой, с красивым русским или хорошим английским. Я обращаю внимание на маникюр, когда мне дают для автографа что-то, потому что часто я вижу в разном состоянии ногти - иногда, к сожалению, и обкусаны, а иногда, наоборот, нарощены, как у китайского мандарина, удобнее всего ковырять в ушах (речь про чиновников имперского Китая, у которых длинные ногти были признаком высокого положения в обществе - прим.ред).
БФ: К слову про ногти. Почему, как вы считаете, русскоговорящая публика за границей всегда выглядит немного “overdressed”? То есть старается быть моднее и наряднее, чем окружающие? Или, может быть, это только на Бали такая особенность прослеживается?
Александр Васильев: В первую очередь не надо забывать, что у вас яркое солнце, все загорелые, а когда люди не бледные, это дает другие цветовые комбинации на всё: это другой макияж, другой цвет волос, другой тип одежды. Тем более, что Индонезия - это яркая страна, где любят принтованную одежду, любят цветочные и восточные рисунки. И это тоже откладывает очень сильный отпечаток.
Наверняка, маникюр у вас тоже в большом почете, потому что это ярко, это красочно, это украшает. В бриллиантах особенно на солнце не походишь, их носят вечером, после пяти. А вот яркие ногти - от красного до синего оттенка, от зеленого до лилового или желтого, всегда привлекают внимание.
Почему люди не знают середины? Потому что в основном все эмигранты родом из России, а это страна контрастов, мы не любим никогда серединку. Если уж выбрался за границу, тем более на такой яркий, сочный, вкусный остров, как Бали, хочется наверняка всем показать, что мы не серые мыши, а яркие девчонки.
И потом, не забывайте, что у многих есть и вопросы личной жизни - нужно знакомиться с девушками, парнями. А если они худенько одеты, то им ничего не светит. Как вы знаете, для русских девушек до сих пор одним из важных критериев остается материальная составляющая претендента на руку, сердце и другие части тела, поэтому если мальчики будут плохо одеты, они ничего хорошего себе не найдут. Да и у девочек тоже очень большая конкуренция. В эмиграцию выезжают хорошенькие, интересные девушки, хотя бы с минимальным, но знанием английского языка.
Все те, кто будет у меня на концерте, встретят единомышленников, потому что дамы придут разодетые с красивой обувью и сумочками, с красивыми украшениями и, возможно, прическами. Это всегда светское мероприятие. На меня приходят те, кто соскучился по этой светской жизни. У меня будет закрытый очень красивый зал в ParQ. Я уверен, что это будет всем очень интересно, я буду безумно рад всех видеть и, возможно, даже увижу моих бывших учениц или моих бывших слушателей из разных городов. Это будет для меня большой-большой радостью.
БФ: Известно, что вы призываете всех не гнаться за модой и трендами, а находить свой стиль и ему следовать. И все-таки сложно удержаться и не спросить у вас, что посоветуете носить тем, кто выбрал жизнь на острове, на берегу океана, чтобы это было актуально и уместно?
Александр Васильев: Всё зависит от фигуры и роста. Важно, какого размера у вас нога, какие у вас пропорции: грудь, талия, бедра, какой у вас цвет волос, сколько килограммов вы весите. Среднестатистической фигуры почти нет. Девушки сегодня стали гораздо выше, чем в предыдущем поколении. Ходовой размер обуви для них сегодня - 42. Ходовой размер для юношей сегодня - 46. И, конечно, это очень сильно изменяет характер любых рекомендаций.
Всё равно, я думаю, что без футболки никто не обходится. Думаю, что юбки у вас менее популярны, чем шорты. Думаю, что всё равно все носят кроссовки или какую-то еще пластиковую обувь. Я стараюсь не носить, но это мое личное мнение, я никого не призываю. Конечно, я думаю, что вам всем нужны солнцезащитные очки, потому что у вас часто палящее солнце. Я люблю, когда люди носят бижутерию, индивидуально это украшает. Сейчас очень популярны сумки-шопперы.
БФ: На Бали многие приезжают за поиском себя. Кого-то это приводит в йогу, медитации, кто-то задает вопросы картам таро, идет к гипнокоучам, составляет гороскопы. Насколько вам это вообще близко и знакомо?
Александр Васильев: Странно, но далеко мне это. Может быть потому, что я всегда верил в свою звезду, в свое увлечение и в свой профессионализм. И меня это никогда не подводило.
Я сейчас скажу несколько интересных цифр, которые некоторым завистникам кажутся хвастовством, а мне кажутся прекрасными рекордами: я путешествовал в 83 странах мира, работал в 36 из них, я говорю на шести языках. Я работал как театральный художник, как историк моды, как преподаватель и как автор выставок, то есть мне удалось пожить в этих странах и я знаю, что идеальных стран нет. И когда у меня хандра, а такого почти никогда не бывает, то я всегда знаю, что музыка, книга, разговор с друзьями по телефону или прогулка на природе - идеальный способ изменения отношения. И вот нет особенно у меня времени на то, чтобы погрустить, похандрить, узнать себя. Я все про себя знаю абсолютно всё. И какой я, и что меня может привлечь, что меня может вывести из себя, поэтому стараюсь контролировать.
Я люблю свою коллекцию, занимаюсь формированием новых выставок, я окружен тысячами костюмов, у меня хранилище в 2000 квадратов. Там у меня очень много шляп, обуви, украшений, сумочек, манто, платьев, корсетов, кринолинов. И это для меня, конечно, большое утешение, потому что нет пустого времени. Приезжай на работу и занимайся тем, что тебя всю жизнь увлекало. А меня всегда увлекала красота и эстетика, мне всегда была интересна женская и мужская мода, детская мода. Я очень люблю европейскую культуру, я имею французский паспорт, люблю Францию, знаю хорошо язык, традиции.
Я обычно сам просыпаюсь в 7 утра без будильника, читаю интернет, я достаточно “интернет-addicted person”. Мне интересно всегда почитать, что пишут о других, обо мне, о событиях в мире, новостях.
Поэтому я не пользуюсь картами таро. Хотя мне иногда, так раз в 5 лет, кто-нибудь их и кидает, чтобы показать насколько они прекрасны. Я никогда не хожу к психологам, не занимаюсь йогой и не медитирую.
БФ: А какое для вас идеальное путешествие? Когда вы едете не на гастроли, когда вы едете в отпуск?
Александр Васильев: Я не езжу в отпуск. Вот представьте, у меня уже больше нет отпусков. Понимаете, в этом возрасте... 65 лет, жизнь идет к концу, поэтому я себе не позволяю пустых трат времени. Я пишу новую книгу, я готовлю новую выставку, новое выступление.
Так как жизнь сложилась хорошо, и я заработал на 6 домов, которые у меня в разных странах, то я путешествую из одного дома в другой. Я не хочу больше жить в отеле, потому что я все время в отелях. Я не хочу отельного завтрака. Я не хочу распаковывать чемодан. Отдых - это когда я у себя дома. Я езжу либо в Турцию, либо в Литву, либо в Аверн, во Францию, либо в Париж. Когда я часто путешествовал по России, то ездил к себе домой в Москву, или в город Зеленоградск, на Калининградском побережье Балтийского моря. Это для меня и есть такая радость бытия. Потому что жизнь моя состоит еще из интерьеров, я собираю старину, у меня очень много старинной мебели везде, много очень живописи, потому что я сын художника и люблю картины, у меня много скульптур, посуды старинной. Вот это меня занимает.
Объездив больше 80 стран, я не могу сказать, что мне очень хочется вот куда-то рвануть. Я очень мечтал об Индии, недавно съездил и был очень доволен. С удовольствием вернусь, мне понравилось всё.
Куда бы я хотел поехать, но боюсь - это Бразилия, потому что очень высокая преступность особенно в Рио-де-Женейро, в других городах поспокойней. Так как я небольшой боец и понимаю, что ограбить меня - раз плюнуть, то даже не хочу пытаться.
Еще раз скажу, что мне хотелось бы посетить индонезийский остров Тимор, поэтому если кто-то из читателей мне напишет и расскажет о нем, что-то посоветует, я буду очень рад.
А на Бали мне будет очень приятно увидеть тех, кто неравнодушен к культуре и к моде, тех, кто вообще любит русский язык, потому что это тоже уходящая натура. Люди стали говорить гораздо хуже сейчас по-русски, чем говорили раньше или чем говорили в эмиграции. Я воспитан или перевоспитан в недрах первой русской эмиграции в Париже, когда еще знали и уважали язык и он не изобиловал американизмами. Поэтому это тоже большая редкость сегодня - возможность немножечко причесать произношение, это тоже важно.