Среди известных мастеров резьбы по дереву, И Маде Ада (ему сейчас 70 лет) занимает особое место. Этот мастер превратил традиционную балийскую резьбу в культурное наследие мирового уровня. Он стал автором скульптуры, изображающей мистическую птицу Гаруда. Эта птица, вырезанная с потрясающей детализацией и философским смыслом, стала визитной карточкой острова - ее можно увидеть в балийском аэропорту на въезде.
Мастер Маде Ада живет в Тегаллаланге недалеко от Убуда, а его дом функционирует как музей.
Когда я приехала туда, была ошеломлена. Прямо передо мной возвышался грот в виде гигантской птицы. Впечатляющая конструкция будто высечена из скалы, хотя, скорее всего, сделана из гипса. А внутри — целый мир: музей, наполненный десятками, если не сотнями скульптур из дерева и камня. Это место буквально дышит духом Бали.
Я долго переходила от одного произведения к другому, рассматривая мельчайшие детали настенных панно. Но главное случилось дальше, я встретилась с самой легендой. Это было неожиданно и немного грустно. В тот момент я была в музее одна и, гуляя по залам, случайно забрела в его маленькую комнатку. Мастер лежал на кровати, на стене висел монитор, по которому он наблюдал за всеми, кто приходит. Он предложил сесть рядом, мы немного поговорили.
Когда он узнал, что я из Питера, с гордостью сказал, что одна из его резных деревянных скульптур Гаруды стоит в Эрмитаже, на втором этаже. Я подвинула подушки и повернула его на бок. Мастер лежал почти не двигаясь, но глаза его светились. Это была встреча с эпохой.
Перед уходом он предложил мне подняться наверх, посмотреть на его традиционный балийский дом. Я долго искала, как туда попасть, но каменная винтовая лестница оказалась совсем рядом - справа от его комнаты.
Поднявшись на второй этаж, который оказался довольно заброшенным, я попала в просторный зал с высокой крышей. С одной стороны там была открытая галерея, на которой в ряд стояли каменные скульптуры с головами индонезийских политиков. А в центре зала, на возвышении, располагались традиционные балийские музыкальные инструменты, в основном бамбуковые ксилофоны разных размеров. Мы с сыном не удержались и немного поиграли на них. Мелодии получались загадочные, усиливая атмосферу чего-то древнего. Акустика зала добавляла глубины -это было очень круто!
Пройдя через зал, мы вышли на открытую территорию с традиционным балийским домом. Здание с позолоченными дверями было полностью украшено резьбой, а рядом стояли пристройки, напоминающие алтари. На них за стеклом размещались индуистские фигуры для поклонения, окруженные храмовыми украшениями и цветами. Все это было настолько пестрым, что глазам сначала было сложно разобрать видимое. С балкона сверху открывался классический балийский пейзаж – зеленые поля и тишина.
История маэстро Маде Ада — хранителя древнего искусства
Пак Маде начал резать по дереву еще в 1966 году, продолжив дело отца и деда. После извержения вулкана Агунг в 1963 году многие жители покинули центральную часть острова, но он остался и продолжил трудиться.
Имя мастера стало широко известно в 1981 году после визита президента Сухарто в его дом – тогда глава государства выкупил все его работы. С тех пор пак Маде Ада получил множество возможностей выезжать за границу и демонстрировать свое мастерство по всему миру.
Фигуры птицы Гаруды, а также балийского льва, созданные Маде, использовались в качестве сувениров и подарков на международных конференциях. Его работы были подарены многим зарубежным лидерам, включая президентов США - Рейгана, Клинтона и Обаму.
В 2002 году его дом стал музеем по указу президента Индонезии.
При музее раньше была открыта студия резьбы по дереву. И это были не просто уроки, а настоящее погружение в балийскую культуру через руки и сердце. Галерея искусств Маде Ада также выпускает множество фигур животных, драконов и людей, которые отличаются высочайшим качеством.
Для создания произведений используются такие виды древесины, как тик, суар сандаловое и эбеновое дерево, балийский джек фрут и марбао.
Мастер говорит: «Философия Гаруды — это идея спасителя всего живого. Гаруда и Вишну вместе — символ защиты природы, создающей баланс в мире».
Можно без сомнения сказать, что Ada Garuda Gallery – одна из лучших галерей и музеев на Бали. Хотя она не всегда входит в списки популярных туристических мест в интернете, но ее определенно стоит посетить.
До галереи не сложно добраться из Убуда на машине или мотоцикле. Нужно доехать до рисовых террас Тегаллаланг, а от них повернуть направо в деревню.