Бали при всем желании нельзя назвать островом, где нечем заняться. Дело по душе здесь легко найдет каждый, будь то сфера бизнеса, эзотерики, путешествий или творчества. Но совершенству нет предела, так что постоянно появляются все новые и новые потенциальные занятия и хобби для обитателей острова. Например, стать DJ. Конечно, можно попытаться обучиться всем деталям этого творчества самостоятельно, но это займет значительно больше времени, чем обучение у профессионалов. И они ждут вас в Bali DJ School. Один из основателей этой школы рассказал подробности о работе своей студии.
Илья: Меня зовут Илья, мне 35 лет, я родом из Татарстана, но около 10 лет жил в Питере. Я очень давно занимаюсь музыкой и диджейством. С 16 лет. Я был резидентом клубов, были и фестивали, и гастроли, и диджей-баттлы. У меня очень богатый и широкий опыт в диджеинге, я в этом плане исследователь. Последние три года занимаюсь работой с винилом в стилях румынский хаус и минимал. Сейчас приобщаюсь к программе Ableton live, хочу использовать ее возможности для live выступлений.
А как появилась идея школы?
Илья: У меня был опыт преподавания в Петербурге. Обучил 4 человека, то есть к моменту открытия школы минимальный опыт у меня был, я знал, как доносить информацию, как людям объяснять вещи понятными словами и так далее. Потом, два года назад, я переехал на Бали и начал понимать, что надо что-то делать, чтобы выжить. У меня давно зрела идея открыть диджей-школу, и так сложилось, что нашлись еще люди, с которыми мы вместе и начали этот проект. Теперь 18 ноября мы празднуем как день рождения школы.
У тебя в инстаграме указаны весьма быстрые сроки обучения, как это возможно?
Илья: У меня есть авторская программа, которая отличается от других. Я имел опыт общения с людьми, которые учились в школах в Петербурге и в Москве, и когда я спрашивал, сколько занимает обучение у них, для меня это всегда был шок, потому что диджей-школы предлагают программу от месяца до трех. Для меня это абсолютно нереальное время, потому что я учу диджеить за месяц. Некоторым людям достаточно 2х недель, чтобы изучить базовые навыки. На что они тратят три месяца, мне не очень понятно. Поняв базовые принципы, их можно дальше только совершенствовать.
А что ты понимаешь под диджеингом?
Илья: Я делю его на три составляющих. Техническая основа - это понимание кнопочек, понимание, что такое вообще Pioneer (главный бренд диджейских пультов), знание моделей пультов, хотя бы очень начального уровня. Второй шаг - это музыкальное понимание. То есть уже само знание музыки, и музыкальный менеджмент. Я сейчас не про промоушен, а именно музыкальную библиотеку, откуда брать музыку, каким образом, почему вот этот трек, а не другой, как музыку компилировать, как управлять людьми на танцполе, понимание, как правильно свести трек и своей музыкой вести людей на танцполе. Этому не научиться на YouTube. И третья часть - это уже самовыражение. То есть это какой-то уникальный стиль, это может быть образ, может быть метод воспроизведения. Например, есть девушки, которые топлесс выступают. Это их почерк, способ самовыражения. Но я больше про особенности, которые каждый диджей вырабатывает с опытом. Но не получится начать с самовыражения и ничего не знать про музыку или про технику. Вернее можно, конечно, но это будет очень короткая и печальная история. Поэтому поэтапное понимание всех трех компонентов необходимо, чтобы развиваться как диджей гармонично и продуктивно.
Кто в основном ваши ученики?
Илья: У нас учатся русскоязычные отовсюду: из Украины, Беларуси, Казахстана, очень много разных ребят. На сегодняшний день у нас уже более 107 выпускников. Сама методология построена так, что человек без опыта, который ничего не знает про диджеинг, в результате начинает что-то уметь, понимать, разбираться в этой теме. Все, что нужно, по большому счету - это серьезное намерение, потому что остальное всегда прикладывается. Я здесь не говорю, что нужно свободное время. Потому что если есть сильное намерение, то время и деньги найдутся. Наши клиенты, в основном, девушки возраста 23-30 лет, но парней приходит тоже не мало. Предприниматели, туристы, путешественник, IT-шники, разные люди. Диджеями становятся даже одинокие мамочки, были такие. Самому взрослому выпускнику было около 50 лет, самому молодому 7 лет. Это люди, которым не хватает творчества в жизни. И им на самом деле далеко не всегда нужен профессиональный диджеинг. Им просто нравится приходить и учиться чему-то новому. Это первая категория людей. И вторая категория - те, кто хочет улучшить свои уже имеющиеся навыки и разобраться в теме более детально, чтобы, например, играть для себя или для своей аудитории, друзей, на днях рождениях, например, или на частных вечеринках, для своей компании. Далеко не все наши ученики идут в клубы, не все готовы к этому и не все, в принципе, поддерживают клубную культуру. Им прикольно собираться где-то, купить контроллер для себя, писать миксы и играть. И теперь, когда есть наша школа диджеинга, можно быстро и результативно перейти к цели - самому творческому процессу. Если сравнить с обучением игре на музыкальных инструментах, то там обучение занимает гораздо больше времени. Будь то клавишные, духовые или струнные. А диджеингу у нас учишься за конкретный небольшой период, в течение которого ты выделяешь необходимое время и завершив обучение ты уже можешь играть, диджеить на базовом и среднем уровне. Я бы сказал, что это самый быстрый старт в музыкальной индустрии.
У нас хорошая профессиональная команда. Это совокупность опытов и жанров, человек может прийти и позаниматься с одним учителем, потом, например, взять дополнительные пару уроков у другого учителя, чтобы расширить жанровое разнообразие. И это будет совершенно разный опыт. И в плане музыки, и в плане подачи, и в плане какой-то экспертизы, которые применимы к тому или иному стилю музыки. Есть два человека, которые занимаются hip-hop. А есть учителя, которые специализируются на house. Есть люди, которые имеют большой опыт в мелодик-техно. Есть и ребята, которые больше по UK Garage, Breaks, то есть базируются в более нетривиальных жанрах. И за счет этого разнообразия мы охватываем широчайший объем направлений и можем обучить сводить практически все стили музыки.
У нас недавно был такой случай - пришла девушка и говорит: "Я хочу играть рок". Теперь она легко сводит, например, “Короля и шута” и “Чайф” с Linkin Park. Она захотела чего-то необычного, и мы без проблем ее обучили. У нас нет ограничений. Если человек скажет: “Я хочу играть в драмнбэйс с шансоном”, - окей, мы постараемся это сделать. Будет, наверное, непросто, но у нас нет в этом плане каких-то ограничений. У нас универсальный подход.
Расскажи про успехи своих учеников
Илья: У нас их предостаточно. Потому что имеется большой опыт не только в обучении, но и в продвижении артистов (по запросу). Мы помогаем с промоушеном, рассказываем, как упаковывать свой продукт, как социальные сети вести, о чем рассказывать, к кому обращаться и тд. Все учителя - действующие диджеи, которые на постоянной основе еженедельно выступают в больших клубах. И это уровня заведений типа Miss Fish, Desa Kitsune, Les Toilettes и другие. То есть это крупные площадки. Важно, чтобы информацию доносил активный действующий артист. Потому что есть, я называю их по-доброму, “кухонные диджеи”, которые научились, и играют отлично, но только для себя. Это не плохо. Но если говорить про рост диджея как артиста, он может быть получен только на площадке клуба и от таких же артистов. Диджеи - это выступающий артист.
Есть еще одна наша выпускница (до этого она была моделью, промоутером). Сейчас она хочет играть на Burning Man, и я думаю, что у нее получится. Когда она приезжает на Бали, то играет здесь на приватных ивентах. Ее постоянно зовут выступать в Los Angeles, и других городах в Америке. Крутой очень кейс!
Еще пример, девушка играет на афтепати после всевозможных крипто- и бизнес-конференций. Организует, играет свою любимую музыку, знакомится с людьми. То есть вот такой у нее путь.
Еще к нам приходят профессиональные музыканты. У нас учился даже профессиональный скрипач. Он очень много где выступает, на Бали и не только. И он сказал, что хочет свою музыку комбинировать с диджеингом. И вот он нашел новый стиль: на электронную музыку накладывает скрипку, играя вживую. Он записывал у нас микс выпускной, получилось очень красиво. В этом месяце ему предложили резидентство в популярном баре Canggu, чтобы он выступал со своим форматом постоянно.
Ты упоминал комьюнити, можно подробней?
Илья: У нас есть закрытое комьюнити, оно только для участников. Для тех, кто пришел недавно, или уже закончил курс. Соответственно, внутри этого комьюнити формируется определенный спрос на мероприятия, которые мы и организуем. Сейчас не так часто, но в целом у нас уже есть такой опыт, мы это периодически делаем. И в том числе мы помогаем участникам продвигаться на Бали. В рамках курса мы делаем видео: часовой клип снятый на студии, с хорошим монтажом. И это рабочий материал, его можно показывать арт-директорам, использовать в портфолио. Также мы обязательно записываем выпускной микс. На выходе человек получает аудиодорожку и видеоклип. Потом он может прийти к нам и сказать: "Я хочу стать звездой на Бали". Мы говорим: "Классно, мы постараемся помочь. Тебе нужно сделать вот это и вот это". Коммьюнити поддерживает и помогает ему на старте. Это очень важно, когда профессия новая и у человека может быть много сомнений в своих силах, в успехе. Все ребята очень дружные и деятельные. Также у нас можно купить б/у оборудование или задать вопрос внутри нашей группы, в чате.
Мы часто организуем мастер классы, воркшопы для студентов, делимся опытом совершенно бесплатно, так как они часть нашего сообщества. Это очень мотивирует расти самим и развиваться. Чувствую ответственность за это!
У всех ли получается закончить курс?
Илья: Нет, бывают и незавершенные истории. Например, у человека вдруг что-то меняется в жизни, появляются другие важные планы, возможно, какие-то проблемы непредвиденные. И люди начинают реже приходить на занятия, их запал пропадает, энтузиазм тоже может угаснуть со временем. С этим ничего не поделаешь. Сначала человек заряжен, он приходит, оплачивает курс, полностью готов к занятиям, а потом он куда-то пропадает. Я к этому отношусь филосовски. Мы не занимаемся продажей энтузиазма. И вообще я считаю, что человека нельзя заставить что-то сделать. У нас очень дружеский, гибкий подход к обучению, очень ненапрягающий. Мы не серфинг - никуда к 7 утра не нужно собираться.
Есть свободные 3 часа в неделю? Пожалуйста, приезжай спокойно, с кайфом отзанимайся и это все, что от тебя требуется. Для некоторых людей это вообще терапия. Они погружены в свои бизнесы, задачи, экселевские таблицы, а к нам они приходят и отдыхают, делая миксы и обучаясь электронной музыке.
Есть еще такая проблема с некоторыми студентами: они думают, что как только придут в школу и подойдут к пульту - уже, считай, на сцене, играют на Tomorrowland, на Burning Man, этот путь многим почему-то кажется легким. Но это не так. В реальности нужно заниматься, уделять обучению усилия и время. И по-другому никак. Мы создали курсы, которые очень эффективно обучают, но кое-что требуется и от ученика. У нас как раз есть анкета, и там вопрос: “Есть ли у вас свободное время?” Два занятия в неделю, в идеале три. Такой темп работы дает отличный результат. Вообще отсутствие времени на что либо я объясняю отсутствием желания. Музыку нужно любить и выделять на нее время, иначе смысла нет.
А какие планы по развитию школы?
Илья: Задача этого сезона - попробовать изучить англоговорящий рынок. Это, по сути, новый проект. Мы сейчас можем учить на трех языках, даже на четырех. Интересно именно прокачать туристический контингент.
Диджеинг – это отличное и интересное хобби, а еще это скилл, профессия, которая остается с человеком на всю жизнь. Не бывает бывших диджеев. То есть ты, спустя десятилетия, можешь подойти к Pioneer какой-то новой модели и сразу понять, что требует оборудование от тебя и как его использовать. Интерфейс, может быть, немного изменится, но в целом все быстро станет понятно с технической стороны. А сама музыка все равно имеет определенную закономерность, я не думаю, что через какое-то время она радикально поменяется, как были все эти четверти, и восьмые как основа ритма, так и останутся. Да, форма менялась, но все равно ритм оставался тем же. Поэтому этот скилл остается с тобой на всю жизнь. Он не имеет границ в плане возраста, он не имеет границ в плане обучения. То есть, если кто-то говорит, что у него нет слуха и он не сможет играть - это не так. Любой человек может стать диджеем. Любой, кто любит музыку.
С августа мы начинаем запускать детское направление. Это интересный опыт. У нас уже были примеры такого обучения. Сейчас есть растущий спрос на детский диджеинг (взять даже Tomorrowland, где выступал совсем молодой диджей из UK). Еще один шаг - это организация новой студии в Улувату, так как там тоже есть запросы и люди, когда отдыхают от серфинга, часто хотят попробовать что то новое. Диджеинг - это отличная альтернатива, и он также тесно связан с тусовками.
По себе могу сказать, что даже когда вообще все плохо, музыка поддержит, поможет, отвлечет и она останется со мной на всю жизнь.
Это супер инструмент от стресса, от каких-то раздражителей, прямой доступ к дофамину. И этим инструментом можно пользоваться в правильных дозировках и направлениях, чтобы дополнительно получать удовольствие от жизни, настраивать себя на хорошее и быть ментально здоровее. Приходите к нам в гости!