Многие знают Ваню как отличного серфера. Но у него есть еще одно не менее интересное и экстремальное увлечение - парапланеризм!
Ваня, скажи пожалуйста, насколько Бали крутой в плане полетов на параплане? Хорошие ли здесь условия, чтобы начинать летать? Интересно ли здесь летать тем, кто уже умеет?
Для парапланеризма Бали очень крутое место, потому что летать можно долго, сезон длится целые полгода.
Официальных летных места на Бали два:
- весь юг Букита. Старт находится на Пандаве (другое название Тимбиз)
- гора в Чандидасе. Очень красивый вид, но специфичекие условия. Приземление на пляже в Чандидасе. Туда далековато ехать и поэтому мы там не так часто летаем.
Зато постоянно мы выбираемся на наш стандартный парапланерный спот - Пандаву.
Чтобы читателям было понятнее, расскажи немного о парапланеризме?
Полеты на параплане условно делятся на три категории, в зависимости от качества воздуха где ты летаешь, от условий полетов.
- Полеты в термическом воздухе, когда ты ловишь восходящие потоки, которые нагреваются у земли и поднимаются вверх. Их ловят парапланеристы, вместе с ними поднимаются наверх, потом перелетают на другой поток и так далее. Это самая сложная часть парапланеризма, целая наука, требующая от пилота достаточно серьезных навыков управления парапланом. При этом можно улетать на несколько сотен километров, даже в другие страны! )
- Полеты в спокойном (ламинарном) воздухе. Это просто полеты сверху вниз с какого-то возвышения без всяких потоков. Можно, например, забраться на какую-то интересную гору с парапланом и потом слетаешь оттуда. Это достаточно весело!
- Полеты в динамике. Динамический поток образуется когда воздушный поток натыкается на какое-то препятствие и начинает его обтекать, как вода) Например, у нас на Тимбизе или Гринболе ветер дует с океана (бриз), натыкается на высокую скалу у побережья и поднимается вверх - образуется восходящий поток.
Обычно, в сезон, поток всегда одинаковой скорости - 5-6 метров в секунду, это отличный ветер чтобы полетать.
Если ветер от 7-8 метров в секунду, то это слишком много, передоз. В таких условиях параплан не может лететь против ветра, будешь просто висеть на одном месте и в такие дни никто не летает.
Скорость ветра оценивается специальным прибором, анимометром, либо на глаз)
На побережьях из-за разной теплоемкости воды и земли обычно утром образуется бриз, дующий с океана на землю, а вечером наоборот, с земли в океан.
Так же есть сезонный, стабильный фоновый ветер. Например, на Бали в сухой сезон стабильно дует юго-восточный ветер и он, как раз, отлично походит для полетов здесь.
Обычно самое идеальное направление ветра на Бали в августе-сентябре. В это время ветер дует очень стабильно, в течение всего дня и даже ночи.
Вот так летают на Тимбизе:
https://vimeo.com/72022330
(Примечание: если у вас в Индонезии не показываются ролики с Vimeo, то читайте как это исправить)
То есть в целом условия для полетов и для обучения на Бали шикарные! :)
Учиться летать на Бали удобно еще потому, что здесь на Пандаве очень простой старт, ветер без турбулентности, спокойный, а значит безопасный. Все это позволяет самостоятельно без инструктора полеть уже на третьем занятии и под контролем инструктора, переговариваясь по рации, спокойно сесть на пляж.
Это намного проще чем велосипед!)
А что насчет процесса обучения парапланеризму на Бали?
Здесь существует достаточно большое комьюнити индонезийских пилотов и вообще парапланеризм сейчас бурно развивается в Индонезии. И во многих городах и островах (даже на Ломбоке и Сумбаве) есть клубы парапланеристов.
На Бали тоже есть палапланерный клуб с инструкторами международного уровня. Они могут обучить вас на английском языке.
В частности на Пандаве есть хороший инструктор индонезиец Кетут, очень позитивный, летает всю жизнь. В основном зарабатывает тем, что катает людей в тандеме (то есть полеты на одном параплане вместе с инструктором, полет стоит $110).
Можно прийти и просто без всякой подготовки вот так полетать в тандеме. Телефон Кетута 08123916918.
А как происходит процесс обучения? Можно прийти к Кетуту, взять несколько уроков и все?
Курс обучения предполагает 7 уроков с сертифицированным инструктором. Курс стоит здесь 700 долларов, по окончании ты получаешь сертификат пилота от индонезийской ассоциации легкой авиации. Сертификат самого первого уровня - "новичек".
На обучение уходит около полутора-двух недель, потому что желательно делать перерывы и естественно, что ситуация сильно зависит от ветра.
Логично начинать учиться в начале сезона, чтобы потом пролетать весь сезон.
Первое занятие это совместный полет с инструктором, чтобы ты просто понял нравится тебе это или нет. Затем ты пару занятий учишься управлять парапланом на земле и потом просто поднимаешь его и слетаешь на пляж. Для меня это был одни из самых счастливых моментов в жизни!
К концу занятий ты приходишь к полностью самостоятельным полетам, когда инструктор только подсказывает тебе по рации некоторые вещи и помогает приземлиться обратно наверх, на старт (так называемый top landing).
Очень круто и полезно летать вместе с более продвинутыми друзьями, они подскажут много интересных и полезных фишек, нюансов.
Дальше ты уже самостоятельно начинаешь читать специальную литературу, смотреть видео, общаться с другими парапланеристами и там уже приобретается реальный опыт и знания.
Ты вливаешься в тусовку и тебя учат другие, старшие товарищи.
То есть если я прошел курс, получил сертификат и хочу летать дальше, то где найти снарягу? Что вообще мне нужно?
В принципе, парапланеризм не такой уж дорогой вид спорта как может показаться на первый взгляд. Конечно если сейчас просто залезть на сайт и посмотреть цены, то вылезет довольно крупная сумма, но тоже самое можно сказать и про другие виды спорта: маунтин-байк, мотокросс и даже серфинг)
Минимально необходимое оборудование для параплана это само крыло, подвесная система и запасной парашют. Они друг от друга отсоединяются и ты их можешь менять. Можно иметь несколько различных подвесных систем, например для гор, для акро-пилотов и другие.
Так же нужны пара приборов: вариометр, измеряет скорость подъема или спуска, а так же GPS, на который устанавливаются специальные парапланерные программы, чтобы смотреть потом статистику по своим полетам, можно даже смотреть трек своего полетам потом на Google Earth.
Например, я купил крыло за $1000, подвесную систему за $400 и запаску за $100 б/у у друга. Сейчас я присматриваю себе крыло, которое стоит 2200 евро, но правда новое.
Имеет смысл покупать дорогое оборудование когда ты уже разбираешься в теме и знаешь что именно и зачем тебе нужно.
Парапланерные крылья имеют классификацию по уровням: новичек, пилот выходного дня, продвинутый пилот и пилот-спортсмен. Отличаются они друг от друга скоростью и качеством полета, его дальность, парючесть. Большинство людей летает на крыльях "пилот выходного дня".
Все-таки где на Бали можно купить парапланерную снарягу?
Как таковых парапланерных магазинов нет, все продают и покупают либо с рук либо заказывают в интернет-магазинах. Вообще в интернете полно специальных парапланерных барахолок где идет активная торговля. Там можно легко подобрать экипировку за адекватные деньги и большинство парапланеристов покупает первый комплект не новым, а б/у-шный.
Допустим я в начале сезона прошел обучение на Бали и начал летать. Насколько интересно мне будет здесь весь сезон, то есть примерно полгода? Не надоедает летать на одном споте?
Вообще летать для человека не естественное и поэтому если тебе это нравится, то ты можешь хоть вокруг одного куста летать и тебе от этого будет очень кайфово! )
Например, я хотел этого всю жизнь, но думал, что это очень сложно и дорого и когда только узнал, что на Бали можно летать, то относился к этому скептически. Но когда я совершил первый полет в тандеме с инструктором (мне его подарила моя девушка), то сразу решил, что приду на занятия. И в апреле 2013 года я начал учиться летать и с тех пор летаю. Мы с друзьями постоянно ездим на новые интересные для полетов места.
Где еще в Индонезии можно интересно полетать?
На Бали еще можно летать в Чандидасе. Там такой же динамический поток как на Пандаве, ветер дует в гору и образуется хороший большой динамик, который может тебя поднять довольно высоко и летаешь там с красивейшим видом на вулкан Агунг.
Летный сезон там примерно такой же как на юге Бали.
https://vimeo.com/72575413
Других нормальных летных мест на Бали нет. Есть места где можно просто сделать слет, то есть забраться на гору и слететь с нее и мы с друзьями в последнее время этим активно занимаемся. Например, взять параплан, забраться на Батур и слететь с него прямо к парковке у горячих источников, как мы и сделали ;)
В мире есть даже специальная штука, называется "hike & fly", когда ты идешь в гору и потом на маленьком, специально спроектированном для слета с горы крыле летишь вниз. Например, в Европе это сейчас очень популярно.
Самые сложные моменты это взлет и посадка, потому что нужна подходящая площадка. На Бали с этим некоторые проблемы из-за рисовых террас на холмах и тропической растительности в низинах, там сложно найти место для посадки.
В принципе, на Бали еще потенциально много неизведанных мест для таких слетов.
А насколько развита парапланерная тусовка на Бали?
Под сезон сюда много кто приезжает, например, корейцы, даже со своими тренерами. Приезжает много австралийцев, они просто едут сюда в отпуск полетать)
Мы с ребятами развиваем сообщество Hike and Fly Bali.
А где можно полетать на соседних островах? Слышал, что вы совершили крутой полет на вулкане Тамбора на Сумбаве?
На соседнем Ломбоке, там есть гора, с которой летают местные, можно летать в районе Куты Ломбока.
На Яве есть хорошие места, в том числе со смешанными, термо-динамическими потоками. Мы с таких летали и даже сделали ролик.
https://vimeo.com/73513991
В прошлом году там на Яве проводили Pre WorldCup, разминочные соревнования перед Чемпионатом Мира по парапланеризму. Туда съехался весь парапланерский мир и там тусовались и соревновались.
Ролик о нашем слете в кратер действующего вулкана Тамбора:
https://vimeo.com/126458704
Какие у тебя были самые сильные впечатления от полетов на параплане?
Одно из самых сильных впечатлений у меня было в Непале от летающих прямо рядом с тобой орлов. Фотки и видео не передают этих ощущений! Размах крыла у орла может быть до двух с половиной метров и этот самолет пролетает рядом)
https://vimeo.com/124620231
Контакты Вани в Facebook https://www.facebook.com/ivan.fominykh
Читайте так же другие интервью на БалиФоруме:
Интервью с Ромой о бизнесе и джип-сафари на Бали
Интервью с Денисом Кочетовым - полеты на паралете на Бали
Весь список Интервью на БалиФоруме
Ваня, скажи пожалуйста, насколько Бали крутой в плане полетов на параплане? Хорошие ли здесь условия, чтобы начинать летать? Интересно ли здесь летать тем, кто уже умеет?
Для парапланеризма Бали очень крутое место, потому что летать можно долго, сезон длится целые полгода.
Официальных летных места на Бали два:
- весь юг Букита. Старт находится на Пандаве (другое название Тимбиз)
- гора в Чандидасе. Очень красивый вид, но специфичекие условия. Приземление на пляже в Чандидасе. Туда далековато ехать и поэтому мы там не так часто летаем.
Зато постоянно мы выбираемся на наш стандартный парапланерный спот - Пандаву.
Чтобы читателям было понятнее, расскажи немного о парапланеризме?
Полеты на параплане условно делятся на три категории, в зависимости от качества воздуха где ты летаешь, от условий полетов.
- Полеты в термическом воздухе, когда ты ловишь восходящие потоки, которые нагреваются у земли и поднимаются вверх. Их ловят парапланеристы, вместе с ними поднимаются наверх, потом перелетают на другой поток и так далее. Это самая сложная часть парапланеризма, целая наука, требующая от пилота достаточно серьезных навыков управления парапланом. При этом можно улетать на несколько сотен километров, даже в другие страны! )
- Полеты в спокойном (ламинарном) воздухе. Это просто полеты сверху вниз с какого-то возвышения без всяких потоков. Можно, например, забраться на какую-то интересную гору с парапланом и потом слетаешь оттуда. Это достаточно весело!
- Полеты в динамике. Динамический поток образуется когда воздушный поток натыкается на какое-то препятствие и начинает его обтекать, как вода) Например, у нас на Тимбизе или Гринболе ветер дует с океана (бриз), натыкается на высокую скалу у побережья и поднимается вверх - образуется восходящий поток.
Обычно, в сезон, поток всегда одинаковой скорости - 5-6 метров в секунду, это отличный ветер чтобы полетать.
Если ветер от 7-8 метров в секунду, то это слишком много, передоз. В таких условиях параплан не может лететь против ветра, будешь просто висеть на одном месте и в такие дни никто не летает.
Скорость ветра оценивается специальным прибором, анимометром, либо на глаз)
На побережьях из-за разной теплоемкости воды и земли обычно утром образуется бриз, дующий с океана на землю, а вечером наоборот, с земли в океан.
Так же есть сезонный, стабильный фоновый ветер. Например, на Бали в сухой сезон стабильно дует юго-восточный ветер и он, как раз, отлично походит для полетов здесь.
Обычно самое идеальное направление ветра на Бали в августе-сентябре. В это время ветер дует очень стабильно, в течение всего дня и даже ночи.
Вот так летают на Тимбизе:
https://vimeo.com/72022330
(Примечание: если у вас в Индонезии не показываются ролики с Vimeo, то читайте как это исправить)
То есть в целом условия для полетов и для обучения на Бали шикарные! :)
Учиться летать на Бали удобно еще потому, что здесь на Пандаве очень простой старт, ветер без турбулентности, спокойный, а значит безопасный. Все это позволяет самостоятельно без инструктора полеть уже на третьем занятии и под контролем инструктора, переговариваясь по рации, спокойно сесть на пляж.
Это намного проще чем велосипед!)
А что насчет процесса обучения парапланеризму на Бали?
Здесь существует достаточно большое комьюнити индонезийских пилотов и вообще парапланеризм сейчас бурно развивается в Индонезии. И во многих городах и островах (даже на Ломбоке и Сумбаве) есть клубы парапланеристов.
На Бали тоже есть палапланерный клуб с инструкторами международного уровня. Они могут обучить вас на английском языке.
В частности на Пандаве есть хороший инструктор индонезиец Кетут, очень позитивный, летает всю жизнь. В основном зарабатывает тем, что катает людей в тандеме (то есть полеты на одном параплане вместе с инструктором, полет стоит $110).
Можно прийти и просто без всякой подготовки вот так полетать в тандеме. Телефон Кетута 08123916918.
А как происходит процесс обучения? Можно прийти к Кетуту, взять несколько уроков и все?
Курс обучения предполагает 7 уроков с сертифицированным инструктором. Курс стоит здесь 700 долларов, по окончании ты получаешь сертификат пилота от индонезийской ассоциации легкой авиации. Сертификат самого первого уровня - "новичек".
На обучение уходит около полутора-двух недель, потому что желательно делать перерывы и естественно, что ситуация сильно зависит от ветра.
Логично начинать учиться в начале сезона, чтобы потом пролетать весь сезон.
Первое занятие это совместный полет с инструктором, чтобы ты просто понял нравится тебе это или нет. Затем ты пару занятий учишься управлять парапланом на земле и потом просто поднимаешь его и слетаешь на пляж. Для меня это был одни из самых счастливых моментов в жизни!
К концу занятий ты приходишь к полностью самостоятельным полетам, когда инструктор только подсказывает тебе по рации некоторые вещи и помогает приземлиться обратно наверх, на старт (так называемый top landing).
Очень круто и полезно летать вместе с более продвинутыми друзьями, они подскажут много интересных и полезных фишек, нюансов.
Дальше ты уже самостоятельно начинаешь читать специальную литературу, смотреть видео, общаться с другими парапланеристами и там уже приобретается реальный опыт и знания.
Ты вливаешься в тусовку и тебя учат другие, старшие товарищи.
То есть если я прошел курс, получил сертификат и хочу летать дальше, то где найти снарягу? Что вообще мне нужно?
В принципе, парапланеризм не такой уж дорогой вид спорта как может показаться на первый взгляд. Конечно если сейчас просто залезть на сайт и посмотреть цены, то вылезет довольно крупная сумма, но тоже самое можно сказать и про другие виды спорта: маунтин-байк, мотокросс и даже серфинг)
Минимально необходимое оборудование для параплана это само крыло, подвесная система и запасной парашют. Они друг от друга отсоединяются и ты их можешь менять. Можно иметь несколько различных подвесных систем, например для гор, для акро-пилотов и другие.
Так же нужны пара приборов: вариометр, измеряет скорость подъема или спуска, а так же GPS, на который устанавливаются специальные парапланерные программы, чтобы смотреть потом статистику по своим полетам, можно даже смотреть трек своего полетам потом на Google Earth.
Например, я купил крыло за $1000, подвесную систему за $400 и запаску за $100 б/у у друга. Сейчас я присматриваю себе крыло, которое стоит 2200 евро, но правда новое.
Имеет смысл покупать дорогое оборудование когда ты уже разбираешься в теме и знаешь что именно и зачем тебе нужно.
Парапланерные крылья имеют классификацию по уровням: новичек, пилот выходного дня, продвинутый пилот и пилот-спортсмен. Отличаются они друг от друга скоростью и качеством полета, его дальность, парючесть. Большинство людей летает на крыльях "пилот выходного дня".
Все-таки где на Бали можно купить парапланерную снарягу?
Как таковых парапланерных магазинов нет, все продают и покупают либо с рук либо заказывают в интернет-магазинах. Вообще в интернете полно специальных парапланерных барахолок где идет активная торговля. Там можно легко подобрать экипировку за адекватные деньги и большинство парапланеристов покупает первый комплект не новым, а б/у-шный.
Допустим я в начале сезона прошел обучение на Бали и начал летать. Насколько интересно мне будет здесь весь сезон, то есть примерно полгода? Не надоедает летать на одном споте?
Вообще летать для человека не естественное и поэтому если тебе это нравится, то ты можешь хоть вокруг одного куста летать и тебе от этого будет очень кайфово! )
Например, я хотел этого всю жизнь, но думал, что это очень сложно и дорого и когда только узнал, что на Бали можно летать, то относился к этому скептически. Но когда я совершил первый полет в тандеме с инструктором (мне его подарила моя девушка), то сразу решил, что приду на занятия. И в апреле 2013 года я начал учиться летать и с тех пор летаю. Мы с друзьями постоянно ездим на новые интересные для полетов места.
Где еще в Индонезии можно интересно полетать?
На Бали еще можно летать в Чандидасе. Там такой же динамический поток как на Пандаве, ветер дует в гору и образуется хороший большой динамик, который может тебя поднять довольно высоко и летаешь там с красивейшим видом на вулкан Агунг.
Летный сезон там примерно такой же как на юге Бали.
https://vimeo.com/72575413
Других нормальных летных мест на Бали нет. Есть места где можно просто сделать слет, то есть забраться на гору и слететь с нее и мы с друзьями в последнее время этим активно занимаемся. Например, взять параплан, забраться на Батур и слететь с него прямо к парковке у горячих источников, как мы и сделали ;)
В мире есть даже специальная штука, называется "hike & fly", когда ты идешь в гору и потом на маленьком, специально спроектированном для слета с горы крыле летишь вниз. Например, в Европе это сейчас очень популярно.
Самые сложные моменты это взлет и посадка, потому что нужна подходящая площадка. На Бали с этим некоторые проблемы из-за рисовых террас на холмах и тропической растительности в низинах, там сложно найти место для посадки.
В принципе, на Бали еще потенциально много неизведанных мест для таких слетов.
А насколько развита парапланерная тусовка на Бали?
Под сезон сюда много кто приезжает, например, корейцы, даже со своими тренерами. Приезжает много австралийцев, они просто едут сюда в отпуск полетать)
Мы с ребятами развиваем сообщество Hike and Fly Bali.
А где можно полетать на соседних островах? Слышал, что вы совершили крутой полет на вулкане Тамбора на Сумбаве?
На соседнем Ломбоке, там есть гора, с которой летают местные, можно летать в районе Куты Ломбока.
На Яве есть хорошие места, в том числе со смешанными, термо-динамическими потоками. Мы с таких летали и даже сделали ролик.
https://vimeo.com/73513991
В прошлом году там на Яве проводили Pre WorldCup, разминочные соревнования перед Чемпионатом Мира по парапланеризму. Туда съехался весь парапланерский мир и там тусовались и соревновались.
Ролик о нашем слете в кратер действующего вулкана Тамбора:
https://vimeo.com/126458704
Какие у тебя были самые сильные впечатления от полетов на параплане?
Одно из самых сильных впечатлений у меня было в Непале от летающих прямо рядом с тобой орлов. Фотки и видео не передают этих ощущений! Размах крыла у орла может быть до двух с половиной метров и этот самолет пролетает рядом)
https://vimeo.com/124620231
Контакты Вани в Facebook https://www.facebook.com/ivan.fominykh
Читайте так же другие интервью на БалиФоруме:
Интервью с Ромой о бизнесе и джип-сафари на Бали
Интервью с Денисом Кочетовым - полеты на паралете на Бали
Весь список Интервью на БалиФоруме
Вы можете добавить его прямо сейчас!