В Индонезии действует и постепенно расширяется Электронная система обеспечения соблюдения правил дорожного движения или ELTE. Положит ли она конец возможности ездить по Бали без шлемов, ремней безопасности и футболок?
В прошлом 2022 году с ее помощью по всей стране было разослано 636000 штрафов. Интересно то, что зарегистрированных нарушений гораздо больше - 18 миллионов (до этого вручную выписывалось около двух миллионов штрафов). Проблема в том, говорит глава подразделения по борьбе с нарушениями дорожного управления полиции Индонезии Комбес Карсиман, что подтверждающие письма полиции приходится рассылать за счет ведомства, и в результате бюджета не хватает. К сожалению, только 10 процентов нарушителей оказались наказаны. Иногда даже возникают ситуации, сетует Комбес, когда водители специально, ради шутки нарушают правила на глазах постовых, зная о своей вероятной безнаказанности или пытаясь проверить, выпишет ли полицейский штраф вручную.
Дело в том, что индонезийскому ДПС в октябре 2022 года было полностью запрещено взимать дорожные штрафы вручную. Все должно проходить через электронную систему. Есть даже специальный отряд полиции под названием пропам, который призван заниматься расследованиями случаев штрафов, выданных постовыми на месте. Имейте в виду, если полицейский требует с вас штраф на месте, вы смело можете заявить на него. Об этом сообщает начальник отдела по связям с общественностью полиции Бали комиссар полиции Стефанус Сатаке Баю Сетиато. Просто сохраните штрафной квиток и информацию о страже порядка и месте действия. Помните, штрафы, выписанные вручную, в Индонезии на данный момент просто напросто недействительны. Полицейский, однако, может использовать систему ELTE в мобильном телефоне, если она у него установлена.
На Бали система ELTE внедрена еще не очень широко, но уже работает. Камеры способны распознавать лица и номерные знаки транспортных средств, а также делать фотографии в любое время дня и ночи. Напомним, что ворота системы ELTE располагаются в следующих точках:
1. Перекресток улиц Buagan Jalan Teuku Umar и Jalan Imam Bonjol, Денпасар.
2. Перекресток Серанган (Jalan Bypass Ngurah Rai - Jalan Pulau Serangan).
3. Jalan Bypass Ngurah Rai (перед Krisna Oleh-Oleh).
4. Jalan Airport Ngurah Rai (перед Base Ops).
5. Перекресток Tuban (Jalan Airport Ngurah Rai - Jalan Raya Tuban).
6. Перекресток кампуса Университета Удаяна (Jalan Bypass Ngurah Rai -Jalan Raya Kampus Unud Jimbaran).
7. Jalan Bypass Ngurah Rai, Беноа, Южная Кута (к западу от АЗС 54.803.27).
8. Jalan Bypass Ngurah Rai, Беноа, Южная Кута (к востоку от АЗС 54.803.27).
Полиция сообщает о еще двух камерах, но не уточняет, где они находятся.
По всей Индонезии на данный момент установлено более 340 стационарных постов ELTE.
Помимо камер сейчас продолжает вводиться в пользование система, которая работает с помощью мобильного телефона. На Бали на ноябрь 2022 год было 39 таких перемещаемых устройств, так что знание местоположения стационарных локаций ELTE не поможет избежать штрафов. Со временем их будет становиться все больше.
Какие же нарушения способен определять этот цифровой дпсник?
- Нарушение дорожных знаков и разметки.
- Не пристегнутый ремень безопасности.
- Использование смартфона во время управления транспортным средством.
- Превышение скоростного лимита.
- Использование поддельных номерных знаков.
- Движение по встречной полосе.
- Проезд на красный сигнал светофора.
- Отсутствие шлема.
- Перевозка более 3-х человек на мотобайке.
- Езда без света днем для мотоциклов и мотобайков.
В общем, система способна отслеживать наиболее популярные нарушения в Индонезии.
Выясним теперь, как же происходит извещение о штрафе и его оплата.
Процесс состоит из пяти пунктов.
- ELTE автоматически фотографирует нарушение и отсылает доказательства и сопутствующую информацию в офис.
- Полицейский идентифицирует транспортное средство по номеру в базе данных Electronic Registration & Identification (ERI).
- Полицейский отсылает письмо владельцу ТС для подтверждения того, что указанное правонарушение произошло. Это письмо - первый шаг в начале судебного иска, владелец обязан подтвердить, что он является собственником и был за рулем средства в момент нарушения. Если же ТС больше не находится в собственности этого человека, он должен немедленно об этом сообщить.
- В течение 8 дней после получения письма владелец должен дать ответ на сайте или лично в местном отделении полиции.
- После подтверждения нарушения полицейский выписывает штраф, который необходимо оплатить, используя систему оплаты банка BRI (BRIVA) в течение 15 дней.
Если же владелец не подтвердит нарушение, отреагировав на письмо, STNK транспортного средства будет временно заблокировано для продления. Это может произойти не только потому, что вы сознательно решили проигнорировать письмо и не оплачивать штраф, но и если вы сменили адрес или же продали ТС.
Как предлагается оплачивать штраф. На данный момент это делается через систему оплаты BRIVA банка BRI. Если счета в этом банке у вас нет, оплатить можно и через другие АТМ или в самом отделении банка BRI. Если вы счастливый обладатель аккаунта BRI, то можно воспользоваться несколькими способами оплаты: через атм, мобильный или интернет-банкинг.
В случае мобильного или интернет-банкинга просто сделайте оплату по 15-ти символьному номеру, который указан в штрафе через систему BRIVA. Затем сохраните полученную СМС об оплате и электронный чек.
Если же у вас нет счета в этом финансовом учреждении, то в ATM вашего банка нужно выбрать следующие пункты меню:
Other Transactions > Payments > To Other Bank Accounts
Ввести банковский код BRI (002), а затем 15-ти символьный код штрафа.
Ввести точную сумму штрафа, не надо округлять, иначе оплата будет отклонена.
Следуйте инструкциям АТМ для завершения оплаты.
Обязательно сохраните чек оплаты для доказательства в случае возникновения проблем.
Через отделения сделать оплату тоже просто. Сообщите кассиру, что вы хотите оплатить штраф, на индонезийском языке это будет звучать так: «Сая ингин мембайар денда». Дальше заполнить бланк и, конечно, сохранить чек оплаты.
Если письмо не пришло, но вы просто хотите проверить, нет ли за вами нарушений, можно воскользваться сайтом ELTE. Там требуется заполнить информацию о номере ТС, его номере рамы и двигателя, можно узнать информацию о штрафах, выписанных на него.
В Индонезии довольно широко распространена ситуация, когда при покупке мотобайка документы не перерегистрируются на нового владельца. Раньше это не создавало особых проблем. Сейчас же штрафы будут приходить тому, на кого оформлено ТС. Тем не менее, если вам пришел штраф, но вы давно не владеете указанным авто или мотобайком, об этом можно заявить в форме подтверждения штрафа. Сам факт получения письма от полиции еще не является штрафом. Необходимо подтвердить или опровергнуть свою вину через сайт или в полицейском участке.
Пока на острове не так много иностранцев с китасом и SKTT, которые при покупке оформляют ТС на себя. Да и вообще, пожалуй, большинство ездит на арендованной технике. На данный момент четких правил, как решать эти вопросы, в Индонезии нет. На островах Риау, например, где система ELTE работает уже давно, камеры запечатлевают туриста-нарушителя и отправляют информацию в миграционную службу. Там выписывается штраф и временно, до оплаты, закрывается выезд из страны. На Бали же штрафы иногда приходят владельцу, а иногда и нарушителю. Схема действий в первом случае для него та же, что и обычно но, разумеется, предполагается, что платить штрафы в результате должен тот, у кого на момент нарушения был этот байк или авто. Владелец сообщит вам о поступлении штрафа, а дальше уже нужно действовать по договоренности. Если же вы откажетесь или по каким-то другим причинам не оплатите штраф, существует механизм, по которому владелец может запретить вам выезд из страны с помощью миграционной службы.
По информации балийских арендодателей, пока ситуация с ELTE не прояснилась. Есть случаи, когда письмо приходит на адрес иностранцев, которые арендовали технику. При этом, вылет им не блокировался. Бывает, что письмо приходит арендодателю, но ответственность можно переложить на истинного виновника, причем он должен подтвердить, что принимает ее через код СМС сообщения. Однако это скорее похоже на общеиндонезийскую практику, а не какая-то конкретная работа с иностранными нарушителями. В общем, пока все заинтересованные лица ждут конкретных сообщений и решений от полиции Бали. Мало того, что сама по себе система ELTE всем в новинку, так еще и работа с иностранцами пока никак не урегулирована. Шаги в этом направлении, однако, есть.
Полицейские балийского района Табанан в феврале этого года предложили владельцам салонов аренды в обязательном порядке делать фотокопию паспорта иностранца перед выдачей ему ключей, чтобы можно было легко обнаруживать и наказывать истинного виновника нарушения. В данный момент же не существует никакого установленного свода правил и бумаг, необходимых для аренды ТС. Соответственно, арендаторы действуют, кто во что горазд. Кому-то достаточно денег, а кто-то не отдаст байк без паспорта и копии прав. В основном арендующий просто заполняет анкету, в которой, чисто теоретически, никто не мешает ему указать ложные данные с целью уклонения от наказаний за нарушения.
Глава подразделения дорожной полиции Табанана Канисиус Франата заявил журналистам в феврале 2023: «Цель этого обращения состоит в том, чтобы арендаторы также были в безопасности, а водители могли нести ответственность. Это также связано с применением электронных штрафов ELTE. Пусть будет ясно, кто несет ответственность, если есть нарушение, и нарушил ли правила арендатор».
Фараната сказал, что идея пока развивается и не стал углубляться в детали того, нужно ли будет арендодателям сразу отправлять копию паспорта в полицию или же использовать ее при получении штрафа. Он добавил, что это коснется не только иностранных, но и местных туристов, им также придется делать копию своих айди.
Сколько придется платить за нарушения?
- Если вы игнорируете дорожные знаки и разметку, последует штраф в размере 500 000 IDR или 2 месяца тюремного заключения.
- Неиспользование ремня безопасности влечет штраф в размере 250 000 IDR или 2 месяца тюремного заключения.
- Использование смартфона во время вождения - штраф в размере 750 000 IDR или 3 месяца тюремного заключения.
- Превышение скоростного режима влечет штраф в размере 500 000 IDR или 2 месяца тюремного заключения*.
- Использование поддельных номерных знаков влечет штраф в размере 500 000 IDR или 2 месяца тюремного заключения.
- Движение в направлении, противоположном движению, влечет штраф в размере 500 000 IDR или не менее 2 месяцев тюрьмы.
- Проезд на запрещающий сигнал светофора влечет штраф в размере 500 000 IDR или 2 месяца тюремного заключения.
- Езда без шлема или использование шлема, не соответствующего национальному стандарту Индонезии (SNI), влечет штраф в размере 250 000 IDR или максимум 1 месяц тюремного заключения.
- Езда с двумя и более пассажирами на байке влечет штраф в размере 250 000 IDR или 1 месяц тюремного заключения.
- Неиспользование света днем на мотоциклах влечет штраф в размере 100 000 IDR или заключение под стражу на 15 дней.
*Скоростные ограничения, упомянутые в пункте (2) и пункте (3), составляют:
- Минимум 50 (пятьдесят) километров в час и максимум 100 (сто) километров в час на автострадах;
- Максимум 80 (восемьдесят) километров в час на междугородных дорогах;
- Максимум 50 (пятьдесят) километров в час в городских районах;
- Максимум 30 (тридцать) километров в час в жилых районах.
Желаем вам безопасной езды и поменьше штрафов!
Источники:
Что будет в таком случае? Не дадут продлить STNK? Или штраф повысится?
И наоборот. Например, если я владею байком и совершаю нарушение, а потом жму кнопку "Это был не я" (в фуллфейс шлеме), что будет...?)
И неужели определяют лица водителей для выписки штрафа именно водителю?