Храм Улувату (Pura Luhur Uluwatu) на Бали

Храм Улувату - место довольно симпатичное, вход платный.



Здесь много наглых обезъян, которые не стесняются воровать и просто отбирать у туристов вещи - возьмите с собой палку ))



Океан очень красиво шумит под скалой. Если едете к закату, можно приехать часам к 4 вечера. Так можно обойти неспеша всю территорию и присмотреть самое красивое место для закатных съемок.



Но вообще, если честно, подобных красивых мест на Буките (полуостров на юге Бали) довольно много.

admin avatar
admin
17/12/13
17/12/13
Храм Лухур Улувату (Pura Luhur Uluwatu)
на карте



Пура Лухур Улувату - один из важнейших балийских храмов, расположенный на юго-западной оконечности полуострова Букит в районе Печату. Комплекс сооружений раскинулся на краю утеса на высоте около 90 метров над уровнем моря.

Это один из шестерки храмов острова, которые являются защитой острова с точки зрения балийцев. Шестерка сад кахьянган (sad kahyangan) состоит из храма Пура Лухур Улувату, Пура Бесаких - материнского храма, Пура Лемпуянг Лухур, ставшего инстаграм-популярным из-за ворот с видом на Агунг, Пура Гоа Лавах с пещерой летучих мышей, Пура Батукару расположенного у подножия горы Батукару и Пура Пусеринг Джагат.

Пура Лухур Улувату посвящен аспекту верховного бога Санг Хьянг Видхи Васа (Sang Hyang Widhi Wasa) в образе Рудры.


Рудра; изображение: iluvmonday

Рудра связан со смертью, охотой, грозой, ветром, бурей, исцелением. Он персонифицирует гнев и ярость. В древнейшем религиозном писании Ригведа он описывается могучим богом, вооружённый луком и чёрными стрелами, сопровождаемый Марутами, божествами бури, ветра, грома и молнии.

Рудра считался приносящим болезни, а также тем, кто излечивал от них: к нему обращались с молитвами о здоровье и именовали его "имеющим успокаивающее целебное средство", "обладателем тысячи целебных средств" или "самым исцеляющим из целителей".

Ригведа неоднократно называет Рудру «Гхора» в переводе с санскрита — "страшный, яростный, неистовый" — и обращается к Рудре с просьбами о милости к молящимся ему. Но это слово имеет и другое, менее известное значение: "безупречный", "безукоризненный", "прекрасный".

Это значение напрямую перекликается с эпитетами Рудры как Верховного Управителя. В другом месте Ригведа называет Рудру Отцом мироздания и Владыкой этого огромного мира.

В ходе развития индуизма Рудра стал считаться манифестацией Брахмана, всеобъемлющего абсолюта. В балийской версии индуизма Рудра стал манифестацией верховного бога Санг Хьянг Видхи Васа.

Официальная история храма Улувату не была задокументирована. Поэтому нам приходится полагаться на отрывочные истории.

Одна из них связана с мудрецом Эмпу Кутураном (Empu Kuturan). Слово "эмпу" означает мудрец. Кутуран был выходцем с Явы, который прибыл на Бали, как сообщается, верхом на олене. Он остановился первоначально в районе нынешнего Паданг Бая, и в честь этого события на Бали позже был воздвигнут храм Пура Силаякти (Pura Silayakti). Кутуран был шиваитским священником, находившимся под воздействием учений Будды.

Он стал известен на Бали тем, что обновил традиции религиозных церемоний, который в тот момент переживали упадок. Эмпу Кутуран считается на Бали великим строителем "меру" - святилищ с многоярусными крышами из черного пальмового волокна.

Когда Кутуран прибыл в Улувату для возведения меру - там вероятно уже были какие-то свои святилища. Но он увеличил количество святилищ и построил меру.

Другая история Улувату связаны с другим шиваистским монахом Нирартхой (Nirartha). Он прибыл на Бали в 1542 году из города Даха на Яве. По легенде он приплыл на Бали на листе дерева келувих (keluwih).

Он вышел на берег в районе современного города Негара на западе Бали. В районе Булеленг на севере Бали в море напротив храма Pura Ponjok Batu установлена символическая лодка в честь прибытия Нирартхи на остров.

 

Нирартха путешествовал по Бали, строя храмы. Среди его творений - храмы Пура Танах Лот (Pura Tanah Lot) и Пура Рамбут Сиви (Pura Rambut Siwi). Он был широко известен тем, что возводил в храмах алтари падмасаны (padmasana). Это специальный алтарь в виде трона, на котором должен восседать верховный бог балийского индуизма - Санг Хьянг Видхи Васа.

алтарь падмасана, посвященный верховному богу Санг Хьянг Видхи Васа; Фото: melaniealeman

Именно Нирартха возвел падмасану в храме Улувату. И считается, что именно здесь он достиг просветления то есть мокши (moksa). Только самые чистейшие существа могут достигать мокши, означающей, что они были освобождены от цепи перерождений и смогли воссоединиться с богом.

Когда Нирартха достиг просветления, храм Улувату приобрел дополнительный эпитет "Лухур" (luhur). Это слово происходит от глагола "лелухур" (leluhur), что означает "подниматься вверх" или "возноситься". "Улу" (ulu) означает конец или край. "Вату" (watu) - камень. То есть название Пура Лухур Улувату можно перевести как "храм на краю камня".

статуя Нирартхи; Фото:

В честь Нирартхи в 2019 году в храме Улувату была установлена его статуя.

До начала 20 века храм считался закрытым для простых балийцев, и молиться в нем дозволялось только членам королевской династии. Сегодня храм открыт не только для всех верующих, но и для туристов, хотя попасть в него не всегда можно.



Как и большинство других балийских храмов Пура Лухур Улувату состоит из трех пространств - внешнего двора, среднего двора и внутреннего наиболее сакрального, находящегося на самом краю скалы.


ворота в первый двор храма в праздник; фото: Ian

Вход в первый внешний двор лежит через традиционные балийские "расколотые ворота" чанди бентар. Они не резные, не покрыты барльефами, но зато их верхушки украшены необычными декоративными элементами, из-за чего они называются "крылатыми". Через первые ворота прихожане попадают во внешний двор храма - джаба (jaba) около 10 метров шириной и примерно вполовину меньше длиной. Здесь находится "бале кулкул" - то есть беседка, в которой размещен сигнальный колокол "кулкул".

Вход в следующий средний двор джаба тенгах (jaba tengah) лежит через следующие расколотые ворота, сделанные из кораллового известняка. По обе стороны от входа установлены фигуры бога Ганеши, считающегося устранителем препятствий, который также символизирует мудрость. Такие статуи охранников ворот на Бали очень популярны и называются они дварапала (dwarapala).


молящиеся в храме; фото: Ian

прихожане в среднем дворе храма; Фото: Nurul Izatuleffa

Средний двор имеет вытянутую форму, в длину около 40 метров и ширину около 10. Он окружен стенами без орнаментов.



Вход в самый священный двор очень строго лимитируется. Его обозначают ворота арочной формы или гапура. Вверху арки изображено лицо Бхомы (Bhoma), "сына леса", который охраняет вход внутренний двор от злых духов. Выше Бхомы изображена камандалу (kamandalu) - легендарная чаша с эликсиром жизни - Тирта Амерта (Tirtha Amerta) из древнего индуистского эпоса.

На стенах по обе стороны от входа изображены различные лица демонов кала. И опять же вход сторожат статуи бога Ганеши.


убранство ворот в джероан в день праздника; фото: Ian

Вход в последнюю часть храма, джероан (jeroan), разрешен только для прихожан, которые пришли помолиться. Двор вымощен белым камнем, который с непривычки слепит глаза в солнечный день. Он почти такой же длинный как и предыдущий. В его дальнем конце, почти на самом краю скалы стоит храм меру с тремя крышами, который с двух сторон охраняется святилищами поменьше.





В конце 20 века был случай, когда храм сгорел от удара молнии. Балийцы приложили немало трудов но в итоге воссоздали его и провели церемонию очищения всего храмового комплекса.



В настоящее время вход в эту часть храма лимитируется не только из-за ее святости. Дело в том, что в скале под этой частью зияет трещина довольно угрожающего вида. Власти сообщают, что контролируют процесс и прихожанам ничего не угрожает. Однако максимальное количество людей, которые одновременно могут находиться в джероане - ограничено.

Совсем рядом с центральным храмом Улувату, буквально за стеночкой находится другой храм Пура Далем Джурит (Pura Dalem Jurit). Он посвящен Ида Рату Багус Джуриту (Ida Ratu Bagus Jurit), преданному генералу и министру бога Бхатара Махараджа (Bhatara Maharaja). В этом храме есть только один внутренний дворик. Он украшен четырьмя святилищами под крышами из дука, пальмового волокна, на каменных основаниях из кораллового песчаника. Там же хранятся статуи богов - Брахмы, Вишну и Рату Багус Джурита, которому этот храм и был посвящен.

Из храма Улувату в погожий солнечный день можно увидеть остров Ява.

Улувату окружен небольшим лесом, населенным обезьянами. Они - вторая по значимости достопримечательность этого места. Их любимое занятие - выпрашивать угощения у туристов. Как правило, чтобы турист был более сговорчивый и проще расстался с угощением, они крадут что-то из его принадлежностей - очки, шлепанцы, шляпы, телефоны, фотоаппараты.

За обезьянками ухаживают специальные сотрудники, которые постараются помочь, если кто-то из подопечных безобразничает. Если не хотите стать жертвой обезьяньих проказ, заранее снимите с себя украшения, очки, панамы или старайтесь просто держаться подальше от обезьян или деревьев, на которых они сидят.

При входе в храм посетителям выдают саронги и пояса. Это часть национального костюма и знак уважения к святому месту.



По вечерам на закате для туристов устраивают представление - танец Кечак. Длительность танцевального спектакля - около часа, начало представления в 18.00.

В основе сюжета - сцены индуистского эпоса Рамаяна. Сопровождается кечак выступлением хора из 70 мужчин. Некоторые из них во время представления впадают в транс.

Входной билет в храм стоит 50.000 рупий.
Билет на танцевальное представление стоит 100.000 рупий.



Читайте также на БалиФоруме:
Балийский танец Кечак
Полуостров Букит на Бали
Районы Печату, Унгасан и Кутух на Бали
Топ-10 храмов на острове Бали
Как одеваться в балийский храм
Как вести себя в балийском храме
Lizaveta avatar
Lizaveta
22/08/14
22/08/14
Сегодня были в этом храме. Вид там, конечно, потрясающий! Такие скалы, океан - захватывает!



Туристов очень много. И будьте осторожнее с обезьянами: один раз отвернулись и тапка уже нет :))
Lisa avatar
Lisa
08/03/15
08/03/15
Были сегодня в данном месте, нам дали пояса.

При входе нас встретил парень, он пошел с нами ракеткой распугивая обезьян, по дороге говорил что это у него такая работа, ну и ладно. Провел он нас тропинкой к обрывам, там конечно красотааааа, очень мощно и красиво, но как то быстро он нас гнал по тем дорогам и примерно через 15 минут мы опять оказались у входа(((

Когда собрались уходить парень прямым текстом сказал "дай денег", ну мы подумали парень приятный и достали 10 000 "на чай", он говорит "нееее 50 000 с человека" мы в ШОКЕ!!!

И тут конечно уже вся милость пропала, короче ничего мы ему не дали.... мало того что по такому красивому месту мы могли бы погулять а не пробежать за 15 минут, ну и нафиг он нам нужен?!

Мы то думали что они всех так водят и обезьян отпугивают, а оказывается нет, после нашего отказа платить, он что то там бурмоча сел на байк и уехал, мы в шоке опять...

Вот так не получилось у нас посмотреть очень красивое место, ну ничего будет время вернемся...
Egor Voynov avatar
Egor Voynov
08/03/15
08/03/15
Lisa, ну вообще ни в какой стране услуги гидов по достопримечательностям не бесплатны ) Так что если вам кто-то что-то предлагает, то логично его заранее спросить сколько это стоит и дальше согласиться либо отказаться.

Ну и конкретно на Улувату нет никакого смысла в гиде, там наоборот хорошо уйти подальше и посидеть спокойно на скале, посмотреть на океан )
Lisa avatar
Lisa
08/03/15
08/03/15
ну вот так мы и хотели(((( заранее нажарили свежих креветочек, купили пивка... хотели посидеть отметить праздник, буду знать теперь про гидов и сразу спрашивать по чем, хотя таки да, он нам не то что не нужен был а просто мешал))
Королева_Екатерина avatar
31/03/15
Там потрясающие закаты и отличные места для фотосессий. Мы когда там были, застали целых 3 свадьбы!


H
Hakkinen
14/10/15
14/10/15
Я записал свое видео из путешествия про Улувату. Классное место. Пожалуй ТОП3 для обязательных мест к посещению ))
Petrenko_Vladimir avatar
28/02/17
Сегодня вечером ездил посмотреть представление . Впечатляет !!! Очень пожалел что поздно приехал и не успел толком посмотреть сам храм . Хочу сьездить еще раз . Но зато после представления имел интересное приключение .

Я уже привык тут пользоваться юбером и потому думал что смогу без проблем вызват  машину или мопед и спокойно уеду . Да не тут то было . Продолжал попытки примерно пол часа безрезультатно .

Все это время мне предлагали уехать местная таксишная мафия по льготной цене  всего за 300 000 до центра Куты . Стал свидетелем такой сцены две группы русскоязычных попытались скооперироваться и нанять одну машину .

Дело кончилось тем что местная таксишная мафия отняла ключи у водителя а девченок вытащили из машины за руки . Я был в шоке . Как потом оказалось девченки были из Латвии . Попытался как то помочь девушкам .

В общем дело кончилось перемирием и мы с ними уехали за 150 000. Хотя им ехать до отеля бало не далеко , примерно минут 20 по закаулкам , но с них просили тоже 300 000

Вывод : если едите туда  на такси договоритесь зарание что бы вас забрали . Если не хотите платить в тридорога .  Похоже там крепко плацдарм держет  месная такси мафия и не пускает туда конкурентов .

Дело осложняется еще и удоленностью района и безлюдностью . Представление заканчивается после заката . К моменту отезда уже темно . Там на улицах фанарей нет .

Пешком вы от туда не уйдете . Мы попробовали , через двадцать метров благоразумно решили вернуться .
T
tannyaau
12/01/19
12/01/19
Кто знает укромное место, где можно поснимать с Дрона? Может можно не с территории храма где-то пройти?
Maria_aidazanami avatar
12/10/19
Свежачок из Улувату. Приезжали примерно к 4 часам, обезьяны не агрессивные, хотя видела пару человек, которые предусмотрительно приехали с палками  ;D

В целом это очень подходящее время для посещения, солнце для фоток отличное! На парковке мест не сказать, что много, но найти можно. Ну и жара уже не такая, как в полдень)

Если просто прийти поглазеть, часа достаточно. Больше всего впечатлений от вида с утеса и деловых обезьян :) Если с экскурсией ехать, то время, соответственно, по программе. Но обезьяны не оставляют прям, уж простите. Очень много обезьян)))